Видеоаналитика: инструкция по выбору лучшей системы

Логотип компании
Видеоаналитика: инструкция по выбору лучшей системы
Единственный способ оценить систему видеоаналитики без потери бюджета –  тестировать систему вживую, на установленных у заказчика камерах.

Автоматизация на производстве, в бизнесе и государственном секторе невозможна без тщательного анализа процессов, происходящих в организации. Цифровая трансформация дает оптимальный инструмент для этих целей – видеоаналитику. Это новый источник данных для развития бизнеса, помогающий руководству компаний получить ответы на следующие вопросы:

  • что сделать, чтобы бизнес стал более рентабельным?

  • как оптимизировать производство?

  • как экономить деньги?

  • как увеличить доход?

  • как повысить производительность?

Ключевой момент – выбор оптимального сервиса, который закроет все потребности заказчика и поможет организации выйти на новый уровень.

Пять истин, которые нужно познать для выбора оптимальной системы

Истина № 1. Видеоаналитика – это не видеонаблюдение

Важно понимать, что видеоаналитика и видеонаблюдение – разные решения.

Видеонаблюдение – реактивная система. Она реагирует на происходящее и предоставляет информацию постфактум.

NB! Простейшая видеоаналитика, некоторые старые системы, которые дополняют системы видеонаблюдения, –- тоже реактивные системы.

Комплексная система продвинутой видеоаналитики – проактивная система. Она предоставляет не только тревожные уведомления, но другую информацию, в частности графики, отчеты, статистику, которую уже можно использовать для построения прогнозных моделей, причем в самой системе (например, вероятности инцидентов или снижения производительности).

Заказчиков платформы видеоаналитики можно условно поделить на три категории:

  • 50% не понимают, что такое видеоаналитика, путают видеоаналитику и видеонаблюдение.

  • 30% не до конца понимают, что такое видеоаналитика, воспринимая ее как инструмент оповещения о каких-либо действиях (например, о входе в опасную зону на производстве) или распознавания лиц сотрудников при входе в организацию.

  • И только 20% понимают, что видеоаналитика – это инструмент для реализации процессов цифровой трансформации, анализа данных и анализа бизнеса внутри компании.

Такая разница в восприятии возникла от того, что видеонаблюдение существует на российском рынке очень давно – почти 100 лет: первая система видеонаблюдения в СССР заработала в 1926 году.

Гиганты отечественной промышленности первыми просчитали экономическую выгоду от интеграции продукта в инфраструктуру компании – они обучают функциональных заказчиков принимать новые управленческие решения на основе этой информации.

Например, трубный завод, система учета готовой продукции которого построена при помощи видеоаналитики: она считает выпущенные трубы и классифицирует их по определенным параметрам (таким, как диаметр), отделяет качественную продукцию от бракованной, формирует и предоставляет анализ эффективности производства. Полный статистический отчет дает руководителям нужную информацию и понимание того, когда производительность падает, а когда повышается, от каких факторов зависят эти процессы.

NB! Отличительная черта системы видеоаналитики – она имеет четкие и понятные задачи, заложенные на стадии проектирования. Например, камеры контролируют конкретную зону на складе и анализируют запасы и поступление продукции.

Нужно учитывать, что видеоаналитика может включать в себя коробочные модули, которые устоялись и в некоторой мере стандартизированы. Но для эффективной работы нужно, чтобы система была встроена в производственные процессы организации. Для кастомизации всегда требуется подстройка под регламенты и нормативные документы организации в части интеграции технического решения в бизнес-процессы заказчика.

Истина № 2. Анализ данных отличается от бизнес-анализа

NB! Важно различать системы, которые автоматически распознают на видео людей или предметы по заданным параметрам без последующего анализа, и аналитические системы, которые анализируют полученные данные.

Большинство систем видеоаналитики представляют собой комплекс, который заменяет условного оператора. Такие системы сами занимаются видеонаблюдением, уведомляют об инцидентах и извлекают нужные данные. Например, анализ соблюдения техники безопасности на производстве: системы фиксируют отсутствие на рабочих касок, перчаток или ремней безопасности, сигнализируют об опасности, предоставляют выгрузку с данными для отчета.

Для решения более масштабных задач нужна дополнительная ставка бизнес-аналитика в структуре компании. Это необходимо для преобразования данных, полученных из системы, в нужный и понятный бизнесу формат.

Альтернативный вариант решения – «умная» платформа, которая способна автоматизировать и улучшить рабочие процессы сложных систем видеоаналитики. Данные с камер видеонаблюдения загружаются в информационную систему, где они обрабатываются и формируются в статистику, которая выводится на дашборд в виде графиков, диаграмм. Таким образом, автоматизированы функции не только оператора, но и бизнес-аналитика.

Например, система, связанная с распознаванием номеров вагонов для нефтяной компании. Поезд проезжает под камерой, система распознает и фиксирует его, автоматически добавляет данные в отчетный документ. Это простая выгрузка данных, без необходимого анализа. Но если расширить возможности системы до создания полного аналитического отчета, необходимого заказчику, то, помимо распознавания самого поезда, в анализе будут учтены такие данные, как количество вагонов (с фотографиями каждого из них), маршрутные листы, направление движения. Такой отчет не нуждается в дополнительной обработке бизнес-аналитиком. Система, созданная и настроенная под нужды и сценарии конкретного заказчика, сделает всю рутинную работу в автоматическом режиме, а клиент получит готовую к использованию информацию.

Истина № 3. На рынке отсутствуют четкие стандарты в области видеоаналитики

Рынок видеоаналитики пока только формируется в России. Такие системы решают принципиально новые задачи, и организации не всегда понимают, на что могут рассчитывать при интеграции нового продукта, какие возможности получат и какой функционал могут запросить. В 90% случаев первичная постановка задачи отличается от того, что клиент хочет получить на самом деле.

Например, распознавание моделей автомобилей с дорожных камер и ведение статистики – инновационная идея. Люди не сидели на столбах и не подсчитывали машины до внедрения видеоаналитики. А сегодня это решение предоставляет информацию самым разным структурам в разрезе их конкретных целей, задач и запросов.

Таким образом, все зависит от бизнес-процессов заказчика. Поэтому, чтобы в итоге получить качественное и полезное кастомное решение, необходимо уяснить, какого рода анализ и каких именно данных необходим.

Истина № 4. На рынке представлены системы разных классов

В связи с отсутствием четких стандартов и технических характеристик в продукт под названием «Видеоаналитика» вкладывают разный функционал, что приводит к появлению на рынке систем различных классов под одним и тем же названием.

Например, распознавание номеров вагонов для нефтяной компании. Заказчик длительное время искал на рынке такое решение и в итоге выбрал «умную» платформу RTMIP, которая обеспечила уровень распознавания 95% на стадии пилотирования и 98-99% после доработки системы под конкретные запросы организации: движение вагонов при дневном свете, в темноте, в сложных климатических условиях, условиях загрязненности воздуха и плохой видимости в регионе.  

Заказчики ставят задачи для реализации, которые ранжируются от простых к сложным. Аналогично можно распределять и классы систем видеоаналитики, представленные на рынке. От решений, которые могут закрыть минимум запросов, до кастомных продуктов, ориентированных на самые тяжелые задачи.

NB! Стоимость решения не всегда определяет его функциональные способности!

Заказчикам приходится выбирать из десятков решений. А потраченное время и интеграция продуктов, которые не устроят в последующем, связаны с финансовыми потерями.

Истина № 5. Открытая платформа избавляет от бесконечных миграций

Лучший вариант экономии времени и денежных средств – обратиться за помощью к доверенному партнеру, ИТ-интегратору. Поставщики решений, как правило, имеют в штате команды высококвалифицированных архитекторов и инженеров, которые занимаются техническим аудитом решений и продуктов вендоров, представленных на рынке. Но при интеграции системы видеонаблюдения нужно учитывать не только характеристики поставщика и его продукта, но и условия, запросы и ожидания компании-заказчика.

Так, если у заказчика «идеальные» условия – полная освещенность, отсутствие задымленности, запыленности и пр., будет вполне достаточно «коробочного» решения. А в случаях «тяжелых» проектов, когда заказчик приходит с комплексной задачей, которую не смогли решить предыдущие поставщики, необходимы:

  • квалифицированная команда архитекторов систем компьютерного зрения;

  • кастомизация разработки;

  • мощная платформа видеоаналитики, способная гибко настраивать сценарии под конкретных заказчиков.

NB! Если платформа открытая, можно не ограничиваться утвержденными сценариями распознавания, а редактировать алгоритмы, создавать новые и при этом объединять функционал разных вендоров.

Например, можно собрать на одной платформе решения по технологической видеоаналитике в сфере промышленной безопасности и охраны. При этом информационные потоки будут разделены по ответственным подразделениями предприятия.

ИТ-рынок очень динамичен – постоянно выходят новые продукты, модули, пополняется список услуг. Плюс открытой платформы в том, что при появлении более продвинутого решения можно просто заменить один из компонентов платформы, а не сносить ее целиком. Такой подход имеет множество плюсов:

  • экономия бюджета заказчика;

  • заказчик приобретает цифровые архивы;

  • интерфейс платформы не меняется, с ней комфортно работать;

  • нет необходимости переобучения персонала, как это происходит при полной миграции с одного решения на другое.

Интеграция системы под ключ

Система видеоаналитики проектируется под конкретные задачи заказчика. Этот процесс включает в себя выбор камер, зон и точек установки оборудования.

Инженерный проект по интеграции системы видеоаналитики под ключ состоит из семи этапов:

  • Аудит текущей инфраструктуры заказчика. Например, на предмет того, есть ли на предприятии камеры и возможно ли их использование в системе.

  • Проектирование мест для установки новых камер.

  • Шеф-монтажные и организационно-технические работы, надзор со стороны поставщика оборудования за их выполнением. Например, при монтаже оборудования.

  • Пусконаладочные работы, выполняемые на смонтированном оборудовании. Например, ввод объекта в эксплуатацию.

  • Выполнение гарантийных обязательств, а также помощь в подготовке кадров для эксплуатации объекта.

  • Доработка системы при необходимости.

  • Техническая поддержка системы.

NB! При заключении договора лучше прописать, какие задачи и с какой точностью должна решать система видеонаблюдения. Это гарантирует не просто установку камер для галочки, а выполнение обязательств, соответствующих бизнес-процессам заказчика, под ключ.

Большой совет заказчику

Видеоаналитика только занимает свою нишу на российском рынке. Увеличение спроса на такие решения влечет рост предложений со стороны различных вендоров. Фотографии, коммерческое предложение или видеоролики не покажут подводные камни продукта, не помогут понять, подходит ли данное решение заказчику.

NB! Единственный способ оценить систему видеоаналитики без потери бюджета – тестировать систему вживую, на установленных у заказчика камерах.

Лучше осуществить проектирование системы видеоаналитики, установить камеры и только после этого заняться выбором ПО, которое позволит осуществлять видеоаналитику.

При живом тестировании заказчик понимает:

  • стадию готовности системы, ведь у подрядчика могут быть только презентация решения и обещания всё реализовать;

  • как система работает в определенных условиях;

  • насколько достоверную информацию выдает;

  • подходит ли такая система для бизнес-процессов предприятия, или нужен другой вариант.

За последние два-три года уровень технической грамотности заказчиков значительно вырос. Внимательность к деталям продукта, нюансам внедрения и проактивный подход помогут им сделать взвешенный выбор и принять оптимальное решение.

Опубликовано 22.02.2023

Похожие статьи