Умный дом с голосом: «Яндекс» внедряет «Алису» в жилые комплексы
Стартовал пилотный проект «Яндекса» и девелопера MR Group, в рамках которого голосовой помощник «Алиса» будет внедрен в жилой комплекс Slava, расположенный в столице, узнал «КоммерсантЪ». Проект осуществляется при участии платформы Ujin — разработчика решений для цифровизации жилых комплексов. Благодаря интеграции голосового помощника жители смогут дистанционно отвечать на звонки с домофона, просматривать изображения с камер наблюдения, получать электронные пропуска и пользоваться другими цифровыми возможностями.
По прогнозам «Яндекса», к 2030 году объем российского рынка цифровых сервисов, предназначенных для автоматизации и управления инфраструктурой зданий, может достичь порядка 20 миллиардов рублей. «Яндекс» планирует занять примерно треть этой сферы.
MR Group занимает 6,31% строительного рынка Москвы по объему возводимого жилья (на первом месте находится компания ПИК с долей 11,81%, за ней следуют «Самолет» (7,58%) и А101 (6,56%)).
Еще в апреле стало известно о намерениях «Яндекса» наладить сотрудничество с застройщиками для внедрения «Алисы» в новые жилые комплексы. Представитель MR Group пояснил, что реализация таких проектов требует глубокого участия на этапе проектирования: необходимо учитывать специфику инженерных систем здания и адаптировать под них работу цифрового ассистента. Он отметил, что не все игроки рынка обладают пониманием масштабов и потенциала цифровых решений — многие ограничиваются диспетчерскими системами с минимальной автоматизацией. По его словам, аналогичные направления развития наблюдаются и у других компаний, включая «Сбер», а в будущем можно ожидать движения в этом направлении и от других крупных игроков, таких как VK, Т-Банк, «МегаФон», МТС и др.
Кроме работы с новостройками, «Яндекс» планирует интегрировать свои решения и в здания вторичного жилого фонда. В июне стартует новый пилотный проект с участием платформы «Наш дом» и компании «Спутник», специализирующейся на домофонии. На первом этапе этой инициативы около 200 тысяч пользователей домофонов «Спутник», проживающих в 214 городах России, включая Казань и Калининград, получат возможность управлять домофонной системой с помощью «Алисы».
В ГК «Развитие» отметили, что системы «умного дома» перестают быть прерогативой исключительно жилья класса люкс и все чаще внедряются в жилые комплексы категории «комфорт» и «бизнес». Наличие цифровой инфраструктуры может стать важным аргументом для потенциальных покупателей при выборе жилья.
