Skype: 10 лет спустя

Логотип компании
30.08.2013Автор
Skype: 10 лет спустя
Десять лет назад, в конце августа 2003-го была представлена первая версия приложения VoIP-сервиса Skype. Давайте вспомним, как это было.

Десять лет назад, в конце августа 2003-го швед Николас Зеншторм (Niklas Zennstrom) и датчанин Янус Фриис (Janus Friis) представили первую версию приложения VoIP-сервиса Skype. Явным отличием Skype от популярных на тот момент мессенджеров (например, ICQ) был акцент на голосовую связь, а не текстовый чат. Инсталляция программы занимала минимум времени, а регистрация в системе предельно упрощена. Это стало отправной точкой для становления экосистемы, в которую сегодня погружены сотни миллионов людей по всему миру.

Постепенно новые версии Skype обрастали полезными фишками и особенностями. В частности, в версии 1.2 появился автоответчик Voicemail и функция SkypeIn, с помощью которой можно было привязать свой телефонный номер к действующей учетной записи в сервисе. Чуть позже стала возможна отправка SMS. К 2008 году уже существовали версии программы для Mac OS, Linux и даже для Sony PSP. На сегодняшний день Skype также портирован на PlayStation Vita, Symbian OS, Java, Android и iOS.

В мае 2011-го американская корпорация Microsoft приобрела Skype за $8,5 млрд. Эта сделка серьезно повлияла на развитие сервиса. В результате постепенной интеграции Skype в экосистему приложений и устройств американской компании самые главные узлы и информация о пользователях программы были перенесены на собственные сервера Microsoft, что с одной стороны привело к лучшей масштабируемости сети, а с другой – к более высокой степени контроля за активностью пользователей в сети Skype. Стоит напомнить, что изначально Skype базировался на P2P-технологии, то есть каждый компьютер, на котором было запущено приложение, выступал в роли вспомогательного узла сети. Сообщения о возможности дешифровывать Skype-трафик появлялись с 2008 года, однако были похожи на блеф. Тем не менее, сегодня ни для кого не секрет, что Microsoft может перехватывать, дешифровывать и изучать переписку пользователей сервиса. Более того, существует автоматическая проверка пересылаемых сообщений на предмет спама или мошенничества. Пожалуй, это самое важное, что случилось с приложением Skype после покупки Microsoft.

Skype: 10 лет спустя. Рис. 1

В истории развития и становления сервиса был не только успех, но и неудачи. Случались серьезные массовые сбои, в результате которых десятки тысяч пользователей не имели возможности полноценно работать с программой. Неверное отображение контакт-листов, невозможность отправить сообщение или сделать звонок – все это знакомо тем, кто пользуется Skype, как минимум, пару-тройку лет. Стоит отдать должное, что команда разработчиков реагировала быстро, проблемы признавала и устраняла их. В то же время, даже менее года назад имели место нелепые недоразумения, связанные с функционированием программы. Так, в ноябре 2012-го обнаружили уязвимость, которая позволяла получить доступ к чужой учетной записи. Все, что было нужно – знать адрес электронной почты жертвы, на который зарегистрирован аккаунт. Вооружившись этой информацией, злоумышленник запускал Skype и пытался зарегистрировать новый аккаунт на тот же самый электронный адрес. Программа, обнаружив это, предлагала взломщику восстановить пароль доступа к существующему аккаунту. Самое забавное, что весь процесс восстановления пароля к учетной записи происходил без использования прямого доступа к электронной почте. Спустя несколько дней Skype устранил эту уязвимость и принес извинения всем, кто пострадал от действий мошенников.

Но все это мелочи. Важнее другое: когда-то небольшой стартап сегодня стоит миллиарды, приносит внушительные доходы владельцам, при этом в основе своей остается бесплатным. Да, конечно, существуют недостатки. В частности, клиенты Skype год от года становятся тяжеловесней и потребляют все больше вычислительных ресурсов. Однако программа продолжает развиваться. Сейчас программисты Skype работают над созданием технологии 3D-видеозвонков. Если идею доведут до ума, то 3D-видеоконференции могут стать очередной успешной вехой в истории Skype.

Читайте также
Дистрибьюция как отдельный вид бизнеса имеет тенденцию к вымиранию. Но пока она востребована для некоторых вендоров и партнеров, бизнес будет существовать. Важно, чтобы дистрибьюторы придумывали нечто новое и ценное для вендоров и партнеров. Современный дистрибьютор становится похожим на швейцарский перочинный нож, где есть инструменты для решения задач партнеров и конечных заказчиков, для увеличения воронки продаж и повышения уровня успешности проектов. В этом разбирался IT-World.

Похожие статьи