IT ExpertМир технологийЭто интересно

Мой топ фильмов на тему высоких технологий

Александр Иванов | 14.02.2013

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Мой топ фильмов на тему высоких технологий

Большинство фантастических фильмов живописуют борьбу со злобными инопланетянами или покорение просторов Вселенной. Но есть среди этой массы и картины иного рода, авторы которых пытаются осмыслить перемены, которые несет человечеству технологический прогресс. Фантастические элементы в таких сюжетах играют скорее служебную роль – чтобы более полно раскрыть идею создателей. А порой авторы просто фантазируют на тему технологий будущего, черпая свои образы из уже известных открытий или же придумывая что-то свое.

Итак, вот десятка лучших, на мой взгляд, фильмов, рассказывающих о том, как технический прогресс влияет на судьбу человека.

1. «Трон» (Tron), 1982 г., режиссер Стивен Лисбергер

img

Альфа и омега фантастики, эксплуатирующей тему путешествий в виртуальную реальность. Именно в «Троне» впервые появился образ киберпространства, куда человек мог попасть, будучи оцифрованным специальным устройством. Понятное дело, в 1980-е никто и представить не мог, какую роль в нашей жизни станет играть Интернет. Однако и сегодня этот фильм, даже при некоторой архаичности его образов и символов (особенно если закрыть глаза на шаблонные образы «хороших» и «плохих» программ), воспринимается как пророческий. Кстати, в 2010 году вышло продолжение этой картины под названием «Трон: Наследие».

2. «Газонокосильщик» (The Lawnmower Man), 1992 г., режиссер Бретт Леонард

img

Прямой продолжатель идей «Трона», но с более конкретно описанной технологией. Виртуальная реальность была предсказана фантастами еще в 1960-х, а в 90-х получила техническое воплощение в VR-шлемах и сенсорных перчатках. Как следствие, тут же появился целый ворох фильмов, предупреждающих об опасности новой технологии. «Газонокосильщик» – первая ласточка в череде фильмов о трансформировании сознания, расщеплении живой материи на атомы и последующем уходе в Сеть в виде чистой энергии. В реальности подобная технология (шлем и сенсорные перчатки) активно используется в обучении военных и пилотов, а в прошлом году стала доступна и простому пользователю видеоигр в виде устройства Sony HMZ-T1 с поддержкой 3D.

3. «Джонни Мнемоник» (Johnny Mnemonic), 1992 г., режиссер Роберт Лонго

img

Отец киберпанка Уильям Гибсон (William Gibson) предугадал в своих произведениях не только множество технологических инноваций, но и целый ряд культурных явлений, которые в наши дни стали обыденностью. Но вот с экранизациями ему не везло. Самой известной стала картина «Джонни Мнемоник», главный герой которой использует собственную кибернетически модифицированную память как хранилище файлов. Сегодня, когда мы имеем дело с носителями емкостью в несколько терабайт, сам рассказ Гибсона и снятый по нему фильм вызывают улыбку: Джонни, чья память ограничена 160 Гбайт, пытается «залить» в нее вдвое больше информации. В начале 90-х подобный объем казался гигантским, а мы можем обойтись недорогим внешним жестким диском. Тем не менее эта картина стала важной вехой в кинематографической саге про виртуальную реальность.

4. «Странные дни» (Strange Days), 1995 г., режиссер Кэтрин Бигелоу

img

Еще одно жуткое пророчество. Недалекое будущее, где черный рынок переполнен так называемыми стимуляторами чувств – программами, позволяющими на краткий срок пережить эмоции другого человека, вплоть до предсмертных ощущений. Кэтрин Бигелоу и ее тогдашнего мужа Джеймса Камерона, который написал сценарий к фильму, больше волновали социальные аспекты этой истории, нежели технические тонкости. Тем не менее сама идея очень интересна, и вскоре ее подхватили другие фантасты.

5. «Нирвана» (Nirvana), 1997 г., режиссер Габриэле Сальваторес

img

Крепкий киберпанковский коктейль из идей Гибсона: здесь и киберпространство, и осознавший себя как личность искусственный интеллект, и генетические модификации тела наряду с биомеханическими имплантатами органов, и всемогущие корпорации, и атмосфера всеобщего упадка, и несчастные одинокие люди без будущего… «Нирвана» – фильм-хамелеон: используя условно-фантастические реалии, он одним из первых призвал зрителей смириться с необратимо наступающим технологическим прогрессом. Не бороться с ним, а отойти в сторону.

6. «Гаттака» (Gattaca), 1997 г., режиссер Эндрю Никкол

img

Еще одна антиутопия. Привычное воспроизводство людей, с их генетической непредсказуемостью и ворохом всевозможных болезней и отклонений, уже неактуально. В итоге те, кто рожден естественным образом, влачат убогое существование, работая в обслуге, в то время как перед усовершенствованными людьми открыты все двери. Вся подноготная человека, начиная с предстоящих недугов и заканчивая заранее известной датой смерти, определяется по анализам его крови, они же служат своеобразным аналогом паспорта. Никкол показывает любопытное и не сказать чтобы однозначно пессимистичное будущее, которое, возможно, ожидает всех нас.

7. «Матрица» (The Matrix), 1999 г., режиссеры Энди и Ларри Вачовски

img

Идея виртуальной реальности достигла в этом фильме своего апогея. По мнению его создателей, весь окружающий нас мир не более чем иллюзия, симулятор жизни, где ощущения передаются благодаря нейронным импульсам, в то время как сами люди, не ведая об истинном положении вещей, служат источниками питания для вырвавшихся из подчинения машин. Братья Вачовски, в отличие от режиссера «Нирваны», бросили вызов технологическому прогрессу, но в последующих фильмах одумались и тоже предпочли мирное сосуществование с машинами.

8. «Экзистенция» (eXistenZ), 1999 г., режиссер Дэвид Кроненберг

img

В своем «Видеодроме» Кроненберг уже фантазировал на тему влияния телевидения на жизнь человека, а спустя почти десять лет снял практически идентичную историю, но уже о геймерах. Балансируя на грани трэша, показывая, например, имплантированные в тело геймпады, Кроненберг иронизирует надо всем подряд: и над чрезмерной жестокостью в играх, и над склонностью игроков отождествлять себя со своими персонажами. Как и можно предположить, фильм заканчивается очередным перезапуском уровня.

9. «Импульс» (Kairo), 2001 г., режиссер Киёси Куросава

img

Как и многие постановщики до него, Куросава рассматривает опасность ухода в Сеть из реальной жизни. Согласно фильму, за этим следуют обязательная смерть и причисление к сонму безликих призраков, утягивающих за собой следующих жертв. Картина во многом метафорична: переход от обычной жизни в жизнь виртуальную и последующее умирание у Куросавы получилось изобразить на редкость убедительно.

10. «Черное зеркало» (Black Mirror), 2011 г., режиссеры Отто Баферст, Эрос Лин, Брайан Уэлш

img

Кибертерроризм. Полная виртуализация общества. Жизнь в Сети. Трата заработанных тяжелым трудом денег на бессмысленные виртуальные блага вроде аватаров. Реклама, преследующая вас 24 часа в сутки, за отключение которой нужно платить. Возможность записывать, хранить и воспроизводить в любой момент личные воспоминания. Вот несколько тем, которые предлагает зрителю этот отлично сделанный британский мини-сериал. Финальная ступень современной фантастики: образы практически неотличимы от окружающей нас действительности. Кажется, еще пара лет – и все это станет реальностью…

Журнал IT-Expert № 02/2013    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Мероприятия

23.09.2018 — 25.09.2018
XII Конгресс "Подмосковные вечера"

Москва, Атлас Парк Отель. Домодедово, Судаково, 92,

26.09.2018
Loginom Day 2018: продвинутая аналитика, легкая в приготовлении

Москва, event-холл «Инфопространство»

02.10.2018 — 03.10.2018
Открытая конференция для бизнеса и ИТ «ACCELERATE»

Москва, Краснопресненская набережная, 14 Экспоцентр

02.10.2018
Практики построения современного трейдинга

Москва, Арарат Парк Хаятт, зал Саргсян

04.10.2018 — 05.10.2018
БИТ Санкт-Петербург 2018

Санкт-Петербург, проспект Медиков, дом 3, Конгресс-центр «ЛПМ»