Коронавирус и ИТ: кто выживет после пандемии
Компания AppDynamics обнародовала результаты своего исследования «The Agents of Transformation Report 2020: Covid-19 Special Edition», участие в котором приняла 1 тыс. IT-специалистов всего мира. Они наглядно показали, какое влияние пандемия оказала на работу по внедрению цифровых технологий, как изменились приоритеты компаний и с какими проблемами им пришлось столкнуться в новых реалиях.
С распространением коронавируса привычный нам мир изменился практически мгновенно, пишут эксперты AppDynamics. Компаниям пришлось перевести подавляющее число сотрудников на работу из дома, а также выстроить цифровые стратегии по продвижению продуктов и услуг. Давление на специалистов в IT-сфере и руководителей, управляющих IT-отделами компаний, заметно усилилось. Не имея времени подготовиться к резко изменившимся обстоятельствам, обусловленными пандемией и самоизоляцией, они столкнулись с совершенно новыми для них вызовами: им пришлось, работая удаленно, обеспечить в режиме реального времени инфраструктуру, приложения и безопасность.
В ноябре 2018 года AppDynamics опубликовала глобальное исследование, которое показало, что во всем мире доля элитных специалистов, успешно ведущих процесс цифровизации – так называемых агентов трансформации – составляла лишь 9% от общего числа инженеров. И хотя эта цифра невелика, перспективы обнадеживали: 97% всех глобальных технологов имели амбиции и желание внедрять современные технологии и стимулировать перемены в своих организациях.
Сегодня, в эпоху пандемии, потребность в увеличении числа агентов трансформации осталась по-прежнему высокой. Но изменился фактор времени: в таких сотрудниках, которые дадут организациям возможность реализовать свой потенциал, стимулировать внедрение инноваций, наиболее эффективно и быстро реагировать на кризис, последние нуждаются уже сейчас.
COVID-19: кризис, не похожий на другие
Пандемия оказала совершенно невообразимое влияние на технологические отделы компаний. IT-специалисты оказались в авангарде тех изменений, которые происходили в их организациях в ответ на кризис. Можно утверждать, что на их плечи легло решение проблем по выживанию бизнеса. Так, 81% специалистов, участвующих в исследовании, считают, что пандемия оказала самое сильное технологическое давление на их организации за все время их работы. 61% чувствуют такое сильное напряжение на работе, которого не испытывали никогда: они ускоряют проекты по внедрению цифровых технологий, налаживают удаленные каналы работы для огромного количества сотрудников, производят управление сетью и поддерживают безопасность во всем технологическом сегменте компании.
С началом пандемии буквально с ног на голову были перевернуты структуры, процессы и приоритеты. О смене технологических направлений развития заявили 95% опрошенных компаний. 64% теперь выполняют такие задачи, которые ранее не входили в круг их обязанностей.
Скорость цифровых преобразований
Организации вынуждены адаптировать под новые реалии свои рыночные стратегии, запускать новые цифровые сервисы и приложения - и все это в критически сжатые сроки. Как отметили 66% из них, пандемия выявила слабые места в цифровой стратегии, ввиду чего возникла острая необходимость в продвижении инициатив, которые когда-то были частью многолетних программ цифрового преобразования компаний. В результате 74% менеджеров утвердили «цифровые» проекты в течение нескольких недель, хотя ранее для этого требовалось более года, а 71% специалистов в течение нескольких недель реализовали проекты цифрового преобразования, на которые до начала пандемии пришлось бы потратить несколько месяцев или даже лет.
При работе в таком темпе нет времени на длительные циклы планирования и всестороннее тестирование цифровой концепции. Так, 59% респондентов вынуждены были решать технологические вопросы «как на пожаре», а 76% озабочены долгосрочными последствиями таких решений. В ходе опроса компании признали, что для принятия правильных решений, имеющих для бизнеса долгосрочную ценность, жизненно важно отслеживать эффективность приложений в режиме реального времени.
Новые барьеры перед цифровизацией
IT-специалистам пришлось столкнуться с огромным количеством проблем, от обработки резкого возросшего трафика web-сайтов и спроса на приложения до расширения возможностей клиентского самообслуживания и цифровых продаж, поддержания уровня среднего времени восстановления после сбоя (MTTR), и все это – в удаленном режиме работы. Руководители должны признать, что технологи могут обеспечить высокий уровень производительности всех цифровых услуг, как во время пандемии, так и вне ее, только при правильном практическом подходе. При этом 80% респондентов высказали мнение, что решающее значение для их бизнеса в новых условиях имеют производительность приложений и цифровых услуг.
Проблемы мотивации сотрудников на «удаленке»
IT-отделам пришлось решать проблемы по подключению их к Интернету, обеспечению необходимыми гаджетами и ПО. Выяснилось, что персоналу не хватает знаний для решения самых простых задач, значительная его часть не знакома с приложениями и платформами, которыми необходимо пользоваться для продуктивной работы вне офиса. Возможность справиться с огромными скачками спроса IT-отделам даст наличие правильных инструментов для мониторинга и управления цифровыми технологиями компании.
Агенты цифровой трансформации нужны всем
Организации должны признать приоритетную роль IT-специалистов в ответах на нынешний кризис и оказать поддержку тем из них, кто обладает нужными навыками для внедрения цифровых технологий и решения сложных задач, поставленных перед ними пандемией. При этом 83% участников опроса считают, что агенты трансформации имеют решающее значение для бизнеса, который хочет максимально быстро оправиться от «коронавирусного» кризиса. Несмотря на жесткий прессинг, в котором работают IT-специалисты, отчет отметил активную реакцию IT-сообщества на вызовы, связанные с коронавирусом. Так, 80% заявили, что реакция IT-отдела на пандемию положительно изменила его восприятие в организации.
При этом 92% IT-специалистов считают, что наиболее важный фактор в становлении элитного IT-специалиста - понимание эффективности технологического сегмента компании и его влияния на клиентов и бизнес. Прочие ключевые факторы становления включают в себя автономию и подотчетность, получение данных в момент необходимости в режиме реального времени, доступ к старшим наставникам или агентам трансформации в рамках бизнеса. При этом 78% опрошенных отдали предпочтение работе с известными и надежными поставщиками, проявившими гибкость и оказавшими поддержку во время пандемии, а 66% при решении технологических проблем получили доступ к бесплатному или недорогому ПО, поддержке и обучению от надежных технологических партнеров.
Пересмотр стратегий
Влияние пандемии продлится гораздо дольше, чем связанные с ней ограничения. Многое изменится навсегда. Организации признают преимущество удаленной работы для большого числа своих сотрудников, будут применять гибкие подходы ко всем областям жизненного цикла коллектива, от подбора персонала до внутренних коммуникаций. В социуме продолжится общение по видеосвязи, потребители будут активно использовать цифровые сервисы для занятия физическими упражнениями, покупки продуктов, обучения, развлечений, доступа к цифровым медицинским услугам. Как прогнозируют 87% IT-специалистов, по окончании пандемии их организации акцентируются на цифровом бизнесе, будут уделять повышенное внимание безопасности приложений и аварийному восстановлению систем. Инвестиции в технологии и в обучение и развитие самих IT-специалистов возрастут. Организации должны сделать все возможное, чтобы предоставить своим специалистам необходимые им в настоящий момент инструменты, поддержку для перехода в статус агента трансформации, что даст им возможность, в свою очередь, обеспечить компании положительные результаты бизнеса. Именно мастерство, видение и целеустремленность таких специалистов определяют, смогут ли компании преодолеть кризисный период и стать сильнее в будущем, комментируют авторы исследования.
Опубликовано 06.06.2020