RPA-технологии в современном бизнесе
Россия – один из лидеров по темпам внедрения RPA-решений даже на фоне динамичного роста технологии в глобальном масштабе. «Умная» автоматизация сегодня нужна широкому спектру отраслей.
RPA-технологии (роботизированная автоматизация процессов) — зонтичный термин для продвинутых программных систем, которые запрограммированы на выполнение задач, ранее требовавших участия человека. Стоимость современных RPA-продуктов может составлять 20% месячной зарплаты штатных сотрудников средней компании, но за эти деньги они обеспечивают безостановочную и безошибочную работу (при условии, что грамотно внедрены и настроены с технической точки зрения, а возможности их функционала направлены на решение действительно актуальных бизнес-задач).
Сегодня решения RPA начинают двигаться по двум направлениям. Первое включает в себя продукты Enterprise-уровня, разработанные под конкретного заказчика – как правило, крупную компанию, у которой специфичные требования к таким решениям с точки зрения ИБ, возможностей настройки, доработки функциональности и т. д. Второе направление представлено «легкими» решениями «из коробки», которые может развернуть и полностью настроить за пару недель специалист с ИТ-компетенциями на уровне «уверенного пользователя ПК».
RPA-функциональность и лидеры его адаптации
Современные RPA могут взаимодействовать с несколькими приложениями точно так же, как человек взаимодействует с ними с помощью компьютерной мыши и клавиатуры: манипулировать данными, задавать ответы и «разговаривать» с другими компьютерными системами, просматривать отчеты и выявлять текущие проблемы.
Сегодня плацдарм RPA – сфера финансов, объединенные центры обслуживания, HR, отрасли с наибольшим количеством операций на единицу времени (цепочки поставок, логистика, транзакции, возвраты товаров и т. д.), ретейл во всех своих проявлениях, промышленные производства, организации с формализованным документооборотом и большими блоками стандартных операций. А также сегменты, где предъявляются серьезные требования со стороны государства, отраслевых или корпоративных стандартов к выполнению определенных процедур.
RPA по-русски
Россия сегодня – один из лидеров RPA, причем наш рынок растет быстрее глобального. Это объясняется большим количеством ИТ-стартапов, компетенциями в данном направлении и востребованностью автоматизации со стороны бизнеса в связи с большим количеством зарегулированных процессов и документов в повседневном деловом обращении.
Так, по данным ДИТ Москвы, исследовавшего крупный и средний бизнес на предмет адаптации RPA, у 40% компаний такие решения либо уже внедрены, либо идут пилотные проекты в том или ином виде. Из проблем можно отметить относительно небольшое число формализованных бизнес-процессов по сравнению со стандартами документов. Во многих российских ИТ-компаниях выполнение проекта и работа отдела продаж чаще идут по модели «так сложилось», а не по каким-то стандартам типа ISO, как это происходит на Западе. Даже при выполнении очень формализованной задачи, например составлении спецификации на закупку оборудования, руководители у нас склонны больше полагаться на человека, чем на робота. Это, безусловно, привычка и расчет на то, чтобы было с кого спросить в случае чего. Ведь как спросить с робота – пока не совсем ясно, а полное отсутствие ошибок невозможно.
Второй важный аспект развития российского RPA-рынка – государственные компании и учреждения стремятся выполнять целевые показатели по информатизации, импортозамещению и цифровой трансформации.
Предпосылки и препоны
Автоматизация сегодня стала инструментом конкуренции. Современный рынок глобален, любое технологическое ноу-хау, продвинутая бизнес-модель, новая ниша – все это очень быстро становится известно всему миру. Вашу модель, если она успешна, быстро начинают копировать, переосмыслять, внедрять у себя, масштабировать с привлечением международного капитала и т. д.
Монополий нет: после одного-двух успешных проектов первопроходцев следует взрывной рост десятков аналогов по всему миру. И конкурировать даже на среднесрочную перспективу нужно в направлении сокращения издержек, ускорения выполнения операций при сохранении, а еще лучше – повышении их качества. Если бизнес игнорирует новые реалии и конкурирует по старинке, то цикл его жизни заметно сокращается.
Коммерческий сектор, само собой, ориентирован в этих проектах на сокращение затрат. И хорошо, когда в компании или госорганизации все корпоративные системы связаны, используются общие идентификаторы, справочники, учетные системы и прочие информационные ресурсы. Далее остается лишь определить, какие процессы подлежат роботизации в первую очередь, запустить пилоты и на основе анализа их успешности двигаться дальше.
Что мешает ускорению больше всего, так это слабая регламентация бизнес-процессов, ожидание готовых рецептов и решений. Однако RPA часто чрезвычайно эффективны для самых тривиальных, казалось бы, задач, о которых никто не думает как о точке старта технологической революции в компании. Например, робот может прекрасно составлять отчеты, извлекать полезную информацию из делового письма, обрабатывать входящие обращения. Установка «из коробки» роботизированного обработчика электронных писем для оптимизации коммуникаций по проекту обойдется в 300–700 тыс. рублей. Написать аналогичного робота с нуля выйдет в разы дороже, не говоря уже о времени и ресурсах. Самое интересное, что далее это решение можно переиспользовать на других проектах, масштабируя пользу от одной RPA-покупки.
Если судить по текущему положению дел на рынке, то прогноз на ежегодный рост объемов внедрения RPA можно обозначить на уровне 30% и более на ближайшие пять лет. Уже через три года мы начнем фиксировать появление первых крупных Enterprise-внедрений, благодаря чему технология обретет статус core-решения для бизнеса наравне с облаками или моделью XaaS. Поспособствует такому сценарию и общее развитие digital-решений: сбор и обработка корпоративных данных для обучения ИИ, развитие каналов передачи информации (5G), растущая роль аналитики данных.
Далее мы увидим маркетплейсы готовых типовых сценариев RPA под определенные отрасли. Компаниям уже не нужно будет с нуля развивать своих роботов – маркетплейсы предоставят широкий выбор готовых шаблонов, которые далее можно «допиливать» и настраивать под свою специфику.
Опубликовано 23.12.2020