TechnoGuideМир технологийНаука и техника

Куда едет автомобиль

Сергей Грицачук | 24.02.2015

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Куда едет автомобиль

Комп на колесах

Стрелка отклонилась…

Смартфон, расскажи автомобилю

Зарядись трением


Из всех благ цивилизации автомобили и компьютеры развиваются, пожалуй, наиболее интенсивно, напрочь отказываясь носить исключительно утилитарный характер. Первые уже не просто средства передвижения из пункта А в пункт Б, а вторые не просто вычислительные устройства – те и другие служат благородному делу повышения комфорта жизни и укрепления общественного статуса своих владельцев. Наивно было бы ожидать, что рано или поздно у разработчиков не появится желание объединить их возможности.

Комп на колесах

Электронику внедрили в транспортные средства более двух десятков лет назад. Системы управления работой двигателя, трансмиссией и тормозной частью уже тогда вполне тянули на звание компьютера (а сегодня таковыми и являются), но через некоторое время бортовым ПК доверили еще и информационные и навигационные функции. Ну а в последние годы вошло в моду оснащать автомобили системами на базе Android, по функционалу близкими к планшетам.

Но все это лишь вспомогательные устройства, меж тем автомобили и компьютеры ожидал гораздо более тесный альянс. Предполагалось, что последние возьмут на себя часть задач по управлению транспортным средством: круиз-контроль, автоматическое движение в пробках, предотвращение аварийных ситуаций и т. д. А уж после «умного» дома появление «умного» автомобиля — неизбежность, ведь его системы комфорта и безопасности способны адаптироваться к внешним условиям. Подобные технологии постепенно внедряются ведущими автопроизводителями – BMW, Ford, Mercedes-Benz, Porsсhe, Toyota, и др.

Стрелка отклонилась…

Рассмотрим идею автомобиля будущего на примере концепт-кара Audi Prologue. Вместо традиционных органов контроля немецкие инженеры предлагают использовать приборную панель из трех зеркал и экранов высокого разрешения. Данные о движении автомобиля и состоянии приборов формируются динамически, в зависимости от стиля вождения. Так, в «спортивном» режиме на первый план выступают обороты двигателя, давление и температура в системе наддува, а при размеренном движении — время прибытия в пункт назначения и маршрут следования. Панель приборов превратилась в единое информационное пространство, вооружившись тремя сенсорными дисплеями (два для водителя и один для пассажира на переднем сидении). Панель слева от руля управляет световым оборудованием и вспомогательными механизмами (стеклоочистителями и т. п.), а еще одна командует мультимедиа. Пассажирский экран крупнее и предназначен в первую очередь для управления развлекательным контентом, а дополнительно предоставляет навигационный функционал (можно составить/изменить маршрут в процессе движения и перебросить его на экран водителю). Еще один дисплей, на центральном туннеле, отвечает за климат-контроль и другие навороты (к слову, основан на базе OLED-пленки: до включения зажигания почти незаметен, поскольку упрятан в недра консоли, и только после поворота ключа поднимается в рабочее положение). А еще допускает рукописный ввод текста (для путевых заметок).

img

Смартфон, расскажи автомобилю

Другой изыск — интеллектуальная система «Дворецкий» (Butler), способная обустроить салон в зависимости от предпочтений пассажира. Работает в паре со смартфоном: запоминает и настраивает положение сидений, предпочитаемый температурный режим и музыкальные вкусы. Кроме того, может сразу выдать оптимальные маршруты движения. При установке смартфона в специальный слот он будет автоматически подзаряжаться в процессе езды.

Подобные новации нашли применение и в концепте BMW Vision Future Luxury: салон изобилует планшетами и дисплеями, объединенными в единую сеть (ConnectedDrive), с ее помощью можно не только управлять комфортом, но и общаться с водителем. А последнему добавили возможность проецировать показания приборов и маршрут на лобовое стекло.

img

Прозорливее других поступила Toyota, превратив всю наружную поверхность концепт-кара Fun-Vii в дисплей: водитель может мгновенно «перекрасить» ее в любой цвет, нанести узор и даже вывести трансляцию со своей ленты Twitter или Facebook (опять же при помощи смартфона).

img

img

Зарядись трением

Разработчики видят будущее автомобилестроения в повсеместном внедрении экологически безопасных двигателей, работающих на электричестве и водороде. Нам показали уже несколько прототипов подобных машин, но Mercedes-Benz пошел дальше всех, применив в концепт-каре G-Code покрытие, способное служить не только солнечной батареей, но и преобразовывать электростатические заряды, возникающие вследствие трения кузова о воздух. Вообще конструкторы предложили много интересных способов рекуперации энергии: за счет торможения, при движении под уклон, даже во время сжатия амортизаторов.

img

Выводы

Производители явно задались целью превратить автомобиль в автономное устройство, безопасное и комфортное во всех отношениях. Но ожидать в ближайшие пару лет полностью автоматизированного средства передвижения, с суперкомфортным салоном, подстраивающимся под вкусы пассажира, вряд ли стоит. Однако некоторые фантастические решения наверняка воплотятся в жизнь уже в этом году.

Журнал IT-Expert № 01-02/2015    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Сергей Грицачук

Сергей Грицачук

Обозреватель, аналитик, инженер-системотехник. Действительный член «Клуба экспертов Intel», сертифицированный специалист (Мюнхен) по сетевым и серверным технологиям с 1993 года. Компьютерами и сопутствующими решениями занимается с 1985-го, участник многочисленных выставок, обладатель наград за оригинальные схемотехнические и программные разработки. Первый диплом получил в 1984 году от «Патентного бюро» журнала «Юный техник». Увлекается охотой, рыбалкой, водно-моторным спортом. «Утомившись суетой цивилизации, предпочитаю уединенную жизнь вдали от нее. Все свободное время отдаю семье и детям».

Мероприятия

17.07.2018
NetApp Directions

Москва