IT ExpertМир технологийНаука и техника

Куда едет автомобиль

Сергей Грицачук | 24.02.2015

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Куда едет автомобиль

Комп на колесах

Стрелка отклонилась…

Смартфон, расскажи автомобилю

Зарядись трением


Из всех благ цивилизации автомобили и компьютеры развиваются, пожалуй, наиболее интенсивно, напрочь отказываясь носить исключительно утилитарный характер. Первые уже не просто средства передвижения из пункта А в пункт Б, а вторые не просто вычислительные устройства – те и другие служат благородному делу повышения комфорта жизни и укрепления общественного статуса своих владельцев. Наивно было бы ожидать, что рано или поздно у разработчиков не появится желание объединить их возможности.

Комп на колесах

Электронику внедрили в транспортные средства более двух десятков лет назад. Системы управления работой двигателя, трансмиссией и тормозной частью уже тогда вполне тянули на звание компьютера (а сегодня таковыми и являются), но через некоторое время бортовым ПК доверили еще и информационные и навигационные функции. Ну а в последние годы вошло в моду оснащать автомобили системами на базе Android, по функционалу близкими к планшетам.

Но все это лишь вспомогательные устройства, меж тем автомобили и компьютеры ожидал гораздо более тесный альянс. Предполагалось, что последние возьмут на себя часть задач по управлению транспортным средством: круиз-контроль, автоматическое движение в пробках, предотвращение аварийных ситуаций и т. д. А уж после «умного» дома появление «умного» автомобиля — неизбежность, ведь его системы комфорта и безопасности способны адаптироваться к внешним условиям. Подобные технологии постепенно внедряются ведущими автопроизводителями – BMW, Ford, Mercedes-Benz, Porsсhe, Toyota, и др.

Стрелка отклонилась…

Рассмотрим идею автомобиля будущего на примере концепт-кара Audi Prologue. Вместо традиционных органов контроля немецкие инженеры предлагают использовать приборную панель из трех зеркал и экранов высокого разрешения. Данные о движении автомобиля и состоянии приборов формируются динамически, в зависимости от стиля вождения. Так, в «спортивном» режиме на первый план выступают обороты двигателя, давление и температура в системе наддува, а при размеренном движении — время прибытия в пункт назначения и маршрут следования. Панель приборов превратилась в единое информационное пространство, вооружившись тремя сенсорными дисплеями (два для водителя и один для пассажира на переднем сидении). Панель слева от руля управляет световым оборудованием и вспомогательными механизмами (стеклоочистителями и т. п.), а еще одна командует мультимедиа. Пассажирский экран крупнее и предназначен в первую очередь для управления развлекательным контентом, а дополнительно предоставляет навигационный функционал (можно составить/изменить маршрут в процессе движения и перебросить его на экран водителю). Еще один дисплей, на центральном туннеле, отвечает за климат-контроль и другие навороты (к слову, основан на базе OLED-пленки: до включения зажигания почти незаметен, поскольку упрятан в недра консоли, и только после поворота ключа поднимается в рабочее положение). А еще допускает рукописный ввод текста (для путевых заметок).

img

Смартфон, расскажи автомобилю

Другой изыск — интеллектуальная система «Дворецкий» (Butler), способная обустроить салон в зависимости от предпочтений пассажира. Работает в паре со смартфоном: запоминает и настраивает положение сидений, предпочитаемый температурный режим и музыкальные вкусы. Кроме того, может сразу выдать оптимальные маршруты движения. При установке смартфона в специальный слот он будет автоматически подзаряжаться в процессе езды.

Подобные новации нашли применение и в концепте BMW Vision Future Luxury: салон изобилует планшетами и дисплеями, объединенными в единую сеть (ConnectedDrive), с ее помощью можно не только управлять комфортом, но и общаться с водителем. А последнему добавили возможность проецировать показания приборов и маршрут на лобовое стекло.

img

Прозорливее других поступила Toyota, превратив всю наружную поверхность концепт-кара Fun-Vii в дисплей: водитель может мгновенно «перекрасить» ее в любой цвет, нанести узор и даже вывести трансляцию со своей ленты Twitter или Facebook (опять же при помощи смартфона).

img

img

Зарядись трением

Разработчики видят будущее автомобилестроения в повсеместном внедрении экологически безопасных двигателей, работающих на электричестве и водороде. Нам показали уже несколько прототипов подобных машин, но Mercedes-Benz пошел дальше всех, применив в концепт-каре G-Code покрытие, способное служить не только солнечной батареей, но и преобразовывать электростатические заряды, возникающие вследствие трения кузова о воздух. Вообще конструкторы предложили много интересных способов рекуперации энергии: за счет торможения, при движении под уклон, даже во время сжатия амортизаторов.

img

Выводы

Производители явно задались целью превратить автомобиль в автономное устройство, безопасное и комфортное во всех отношениях. Но ожидать в ближайшие пару лет полностью автоматизированного средства передвижения, с суперкомфортным салоном, подстраивающимся под вкусы пассажира, вряд ли стоит. Однако некоторые фантастические решения наверняка воплотятся в жизнь уже в этом году.

Журнал IT-Expert № 01-02/2015    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Сергей Грицачук

Сергей Грицачук

Обозреватель, аналитик, инженер-системотехник. Действительный член «Клуба экспертов Intel», сертифицированный специалист (Мюнхен) по сетевым и серверным технологиям с 1993 года. Компьютерами и сопутствующими решениями занимается с 1985-го, участник многочисленных выставок, обладатель наград за оригинальные схемотехнические и программные разработки. Первый диплом получил в 1984 году от «Патентного бюро» журнала «Юный техник». Увлекается охотой, рыбалкой, водно-моторным спортом. «Утомившись суетой цивилизации, предпочитаю уединенную жизнь вдали от нее. Все свободное время отдаю семье и детям».

Мероприятия

16.05.2019 — 25.06.2019
Growth Marketing Summit

онлайн

21.05.2019
Digital Construction Forum 2019

Центр цифрового лидерства SAP Космодамианская наб., 52к7,

24.05.2019
Google Cloud Day

Москва, ул.Балчуг. д. 7, БЦ Балчуг Плаза

27.05.2019
Conference for best brands

Москва, Центр "Открытый мир"

28.05.2019
Smart City 2019: госпроекты и их реализация

Москва, Веранда ЦМТ, Краснопресненская наб., 12