Кто ответит за дронов

Логотип компании
Кто ответит за дронов
Регулировать использование дронов уже принялись, но в основном методом запретов и административных штрафов.

Воздух как средство заработка

Подсмотреть с высоты


Еще совсем недавно мультикоптеры (дроны) считались не более чем забавой, ну или в лучшем случае хобби для моделистов. Но постепенно эти невинные игрушки проявили себя посерьезней: оказалось, им под силу переносить небольшие грузы, чем тут же заинтересовались военные, коммерческие структуры, медики и прочие ведомства. Заговорили о них и в СМИ, что вызвало бум, а заодно и вопросы законодательного характера.

Воздух как средство заработка

Действительно, в наши руки попал не только занимательный, но и опасный аппарат, который при неаккуратном использовании может привести к неприятным последствиям. Правда, случаев падения потерявшего управление БПЛА на голову случайного прохожего не наблюдалось, но исключить этого нельзя. Как и закрыть глаза на его возможное столкновение с низколетящим самолетом или вертолетом. А учитывая, что количество дронов неудержимо растет (только в России уже свыше миллиона), тема эта не может не беспокоить службы безопасности воздушных путей (и не только их).

Так, оборудованные оптикой летательные аппараты все чаще встречаются на свадьбах и съемочных площадках (не считая любительских аэрофотосъемок). Показателен и пример Amazon: среди осуществляемых интернет-гигантом посылок около 86% весят не более 2,3 кг, и в компании решили, что для их оперативной доставки вполне подойдут БПЛА. Разработали даже оригинальный аппарат Prime Air – осталось провести его испытания на полигоне, о чем Amazon и уведомила соответствующие организации.

Кто ответит за дронов. Рис. 1

Но оказалось, все не так просто. Федеральное управление гражданской авиации США затребовало массу материалов, включая 75-страничный документ с 23-страничным приложением, а также отправило на полигон своих представителей. Процедура заняла несколько месяцев, за которые дрон устарел. Наученная горьким опытом, Amazon перенесла испытания в Канаду, где получение разрешения заняло около трех недель.

Не менее характерен опыт сыктывкарской компании «Додо Пицца», решившей доставлять заказы с помощью октокоптера: в ее отношении возбуждено несколько дел по статье 11.4 КоАП РФ «Нарушение правил использования воздушного пространства». Вроде бы претензии неправомочны: в России применение дронов никак не регламентируется, отсутствует и их классификация. Но наказывать уже начали, и единственный способ избежать проблем с законом – доказать, что ваш БПЛА всего лишь игрушка или модель (что не так-то просто). В противном случае грозит штраф от 200 000 до 300 000 рублей (для юридических лиц) или от 2000 до 5000 рублей (для физических).

Подсмотреть с высоты

Страны Запада работают в этой области не менее серьезно. Впрочем, есть и другая сторона проблемы – вторжение в частную жизнь, которое может без труда осуществить любой владелец дрона, оборудовав его видео- или фотокамерой.

Кто ответит за дронов. Рис. 2

Во Франции, например, сформулировали особые требования: владелец БПЛА обязан сообщить о своей деятельности государственной службе, ответственной за гражданскую авиацию, а согласие на использование аппарата возможно только в том случае, если он значится в списке разрешенного оборудования. Для полетов над густонаселенными территориями потребуется дополнительное разрешение.

В США коммерчески использовать дроны могут лишь получившие сертификат пилота сроком на два года. При этом аппарат обязан всегда находиться в поле зрения управляющего, не должен подниматься выше 120 м и летать в ночное время. Но даже при таких жестких рамках разрешение смогли получить шесть кинокомпаний, планирующих задействовать дронов на съемочных площадках. До этого права на полеты БПЛА были только у нефтяной компании ConocoPhillips, эксплуатирующей их на Аляске и над Северным Ледовитым океаном (да и то со значительными ограничениями), в очереди же томятся более 40 фирм.

Кто ответит за дронов. Рис. 3

В Великобритании пока решили лишь ввести обязательную регистрацию владельцев БПЛА, а определяться с их правами собираются после переписи аппаратов. Похожая ситуация и в других странах Европы, где на принятие поправок к законодательству могут уйти месяцы, а то и годы. В России же коммерческое использование дронов невозможно: их владельцы приравниваются к обычным пилотам и не имеют права поднимать аппарат в воздух без согласования плана полета, удостоверения о годности к полетам, разрешения на использование воздушного пространства и других документов.

Выводы

Учитывая прецеденты, когда штрафы были наложены на частных лиц, ситуация с использованием дронов неоднозначная. Не исключено, что любителям порулить БПЛА каждый раз придется выезжать подальше за город, снижая риск случайно уронить аппарат и навлечь на себя гнев представителей закона. А коммерческое применение, тем более в городской черте, и вовсе отодвигается на неопределенный срок – пока власти не примут поправки к «Правилам использования воздушного пространства Российской Федерации».

Опубликовано 27.04.2015