Рынок ИТ-услуг: объективные изменения
Вот уже который год рынок аутсорсинговых ИТ-услуг трудно назвать стабильным. Постоянные тектонические изменения, вызванные сложной экономической ситуацией, оказывают прямое влияние и на рынок ИТ-услуг. Причем зачастую такое влияние носит двунаправленный характер. Заказчики научились считать деньги, поэтому все, что не относится к их непосредственному бизнесу, не генерирует прибыль, но дорого в содержании, они стремятся отдать на аутсорсинг. С другой стороны, многие компании уже научились получать прибыль и из ИТ-сервисов, а потому стремятся сосредоточить ключевые компетенции и лучших специалистов у себя. Тенденция к цифровизации бизнеса, когда ИТ вместо поддерживающей функции начинает выступать в качестве одного из основных источников прибыли, также заметно влияет на ландшафт рынка аутсорсинговых ИТ-услуг и сервисов, постепенно становясь одной из точек его роста.
==========================================
Владимир Чукаев, руководитель направления «Сервис и комплексный ИТ-аутсорсинг» компании CTI:
«Развитию рынка ИТ-аутсорсинга помогает нестабильность окружающей нас среды. Необходимость решения не только основных, но и дополнительных бизнес-задач, а также угрозы бесперебойности работы ИТ-систем провоцируют традиционный рост спроса на услуги дата-центра, управление приложениями, управление ИТ-инфраструктурой, функциональный аутсорсинг и технический сервис».
Андрей Воробьев, руководитель регионального центра разработки приложений компании Schneider Electric:
«За последние годы наблюдался довольно серьезный рост в ИТ-области. Сейчас, как мне кажется, фокус смещается на эффективное использование построенного, переутилизацию имеющихся ресурсов и, как следствие, на снижение операционных затрат».
==========================================
Цифровая трансформация бизнеса как новый стимул
Александр Антипов, директор по развитию бизнеса компании «Ай-ФОРС» (ГК «ФОРС») согласен с тем, что усиление интереса акционеров и топ-менеджмента к цифровой трансформации несомненно ведет к росту спроса на ИТ-услуги, поскольку зачастую основной вопрос состоит не в том, что, а в том, как и зачем использовать. «Увеличению интереса способствует и экономическая ситуация, — говорит он. — На фоне рыночной нестабильности стремление к сокращению издержек толкает все больше предприятий среднего и крупного бизнеса к серьезным оценкам модели аутсорсинга ИТ». По мнению Александра Калинина, генерального директора компании SibEDGE, для большинства предприятий курс на цифровую трансформацию — это не добровольный выбор, а единственный способ выживания, к которому пришлось прибегнуть из-за меняющейся структуры спроса, появления новых глобальных игроков, конечно же, качественно новых сервисных компаний, беспощадно перекраивающих структуры рынков. «Трансформация — это тот же процесс, который мы видели раньше, когда предприятия внедряли у себя автоматизированные информационные системы. Возросли лишь скорости и сложность за счет большего количества параметров управления, с которым бизнесу приходиться работать», — объясняет он.
==========================================
Ирина Ясырева, ведущий менеджер по работе с заказчиками компании «Онланта» (ГК «Ланит»):
«Некоторые компании действуют по принципу «доверяй своему ИТ-подразделению, но проверяй», то есть пользуются консультациями, создают конкуренцию своему ИТ-отделу, предлагая задачи и внутренним специалистам, и интегратору. Порой топ-менеджмент компании понимает, что ИТ-подразделению нужен грамотный руководитель, а все остальное решается руками подрядчиков. Небольшие компании полностью передают непрофильные задачи ИТ-аутсорсерам».
Дарья Абрамова, руководитель отдела маркетинговых коммуникаций Orange Business Services в России и СНГ:
«Мы видим на рынке все больше запросов на решение конкретных бизнес-задач. По мнению многих аналитиков, настоящим драйвером роста ИТ-индустрии стал всеобщий интерес к новым технологиям: искусственному интеллекту и «Интернету вещей», виртуальной и дополненной реальностям, нейросетям и блокчейну».
==========================================
Денис Радин, генеральный директор компании «Лансерв» напоминает, что сегодня бизнес привык к хорошему, то есть к высокому уровню сервиса и скорости оказания услуг. «Почему у конкурентов процесс занимает 10 минут, а у нас два часа?» — это пример реального запроса от заказчика. «И грамотный поставщик ИТ-услуг должен уметь ответить на него в кратчайшие сроки, — добавляет эксперт. — Таким образом, поставщик ИТ-услуг в наше время, как и раньше, должен быть на шаг впереди запросов клиента. Но учитывая, что ИТ-сервисы сейчас охватывают практически все бизнес-процессы, задача для поставщика серьезно усложняется. Хотя и становится более интересной».
В то же время, по мнению Андрея Воробьева, руководителя регионального центра разработки приложений компании Schneider Electric, в процесс цифровой трансформации включились только некоторые компании, поэтому принципиальных изменений на рынке ИТ-услуг пока наблюдать не приходится. «Речь скорее идет о единичных запросах из разряда «хотели присмотреться и оценить эффективность».
Затем достаточно долго идет изучение внедрения, и в большинстве случаев заказчики дают ему положительную оценку», — говорит он.
«Любая трансформация имеет свои побочные эффекты — значительные инвестиции, риск неполучения ожидаемого возврата, риски для непрерывности бизнеса, наконец, человеческий фактор, — напоминает Валерий Кузьмич, руководитель отдела маркетинга и стратегических программ департамента аутсорсинга документоемких процессов компании «Xerox Евразия». — Сегодня в крупных организациях вместе работают люди разных поколений. Одни привыкли записывать на бумаге, другие видят мир через экран смартфона. Чтобы минимизировать подобные риски, требуется продуманная стратегия».
==========================================
Михаил Аронсон, старший вице-президент по продажам и развитию бизнеса компании Maykor:
«Уже сейчас ИТ-компаниям необходимо осваивать новые направления и учиться применять накопленный в области оказания ИТ-услуг опыт, трансформируя привычные решения в комплексные сервисы».
Александр Калинин, генеральный директор компании SibEDGE:
«Крупные заказчики консолидируют разработку и другие ИТ-сервисы внутри своих организаций. То, что раньше они отдавали как заказную разработку, сегодня стараются делать сами, лишь усиливая свои команды благодаря аутсорсингу, а чаще аутстаффингу».
==========================================
Точки роста
На рынке есть целый ряд услуг, спрос на которые со стороны заказчиков стабильно повышается. Ирина Ясырева, ведущий менеджер по работе с заказчиками компании «Онланта» (ГК «Ланит») среди таковых называет сервис печати. По ее словам, тенденция сохраняется третий год подряд, причем в 2017-м таких контрактов стало намного больше. Дарья Абрамова, руководитель отдела маркетинговых коммуникаций Orange Business Services в России и СНГ констатирует существенный рост спроса на услуги «Интернета вещей» в самых разных областях бизнеса: в автоматизации, мониторинге промышленных систем, безопасности труда на предприятии и охране окружающей среды. Кроме того, не ослабевает популярность сервисов информационной безопасности, вызванная постоянно развивающимися и совершенствующимися технологиями кибератак. Третьей точкой роста, по ее словам, является интерес к контакт-центрам.
==========================================
Александр Антипов, директор по развитию бизнеса компании «Ай-ФОРС» (ГК «ФОРС»):
«Лучший вариант — когда бизнес-подразделение работает в тесном тандеме с ИТ-департаментом, вынося на совместное обсуждение все свои вопросы».
Анатолий Третьяков, руководитель направления по реализации ИТ-услуг компании Fujitsu:
«Передача на аутсорсинг рутинных задач или уже налаженных процессов позволяет высвободить собственные ресурсы для более приоритетных задач, например, внедрения инноваций в уже зрелой организации. В этом случае ключевым фактором становится цена и гарантии качества услуг».
==========================================
Как утверждает Михаил Аронсон, старший вице-президент по продажам и развитию бизнеса компании Maykor, за последние два года высокий уровень востребованности продемонстрировали сервисы по комплексной поддержке инфраструктуры, как ИТ-, так и отраслевой. Обычно в подобных случаях развитие и обслуживание инфраструктуры на всей территории, где работает заказчик, выполняет один или ограниченное число аутсорсеров. По мнению Михаила, такой формат взаимодействия интересен в первую очередь крупным территориально распределенным компаниям. Еще одним растущим направлением, по его словам, можно назвать построение сервисов под ключ, когда клиент передает аутсорсеру весь бизнес-процесс и платит за успешный конечный результат, тем самым освобождая себя от внушительных накладных расходов.
Благодатное импортозамещение
Уже несколько лет российский ИТ-рынок живет в условиях импортозамещения. Для госструктур оно является обязательным, а для коммерческих компаний, пусть даже и не попавших под действие международных санкций, — одним из способов сэкономить на приобретении и поддержкеу зарубежных решений. «Долгое время уровень лоббирования со стороны иностранных вендоров не позволял российским компаниям выходить на ключевых отраслевых заказчиков. Сегодня, с учетом объективной потребности в повышении уровня эффективности со стороны предприятий и компаний, продиктованных рынком, на волне импортозамещения отечественные компании начинают слушать, присматриваться к их решениям, заключать контракты на поставку, — комментирует Александр Калинин (SibEDGE). — Для ряда предприятий это открыло своеобразное окно возможностей, которое позволило выжить. Отдельные игроки сорвали куш, кто-то не смог приспособиться. Зарубежные вендоры тоже не стоят на месте и начинают искать новые формы работы с российским ИТ-рынком — покупать российские компаний, стимулировать разработку решения на их платформах, финансировать локализацию решений. В целом, отечественный ИТ-рынок получил гораздо больше плюсов, чем минусов». Как считает Александр Антипов («Ай-ФОРС»), благодаря курсу на импортозамещение фокус сместился с приобретения готового к внедрению продукта на растущую потребность в услугах по разработке, миграции, сопровождению и развитию системы, использующей импортозамещающую ИТ-продукцию. «Коммерческие структуры стали более требовательными при выборе, например, ПО или подрядчиков, — подчеркивает он. — Заказчика интересует уже не просто стоимость лицензий, а стоимость 3–5-летнего сопровождения, условия получения апдейтов, гарантии того, что разработанное приложение будет бесперебойно функционировать на обновленных версиях ПО, и многое другое».
==========================================
Валерий Кузьмич, руководитель отдела маркетинга и стратегических программ департамента аутсорсинга документоемких процессов компании «Xerox Евразия»:
«Задача сокращения издержек (которые невозможно сокращать бесконечно) все чаще трансформируется в задачу получения большей прибыли».
Юрий Панченко, заместитель директора Сервисного центра по организации производства компании «Инфосистемы Джет»:
«Бизнес живет сегодня в посткризисной реальности. В таких условиях центральной задачей становится не выживание, как раньше, а активное развитие, поэтому компании инвестируют в ИТ, позволяющие автоматизировать процессы, а значит, повысить конкурентоспособность на рынке».
==========================================
Третий — не лишний
В последние годы все чаще в качестве заказчиков ИТ-услуг выступают не только департаменты информационных технологий, но и сами бизнес-подразделения заказчика (отделы продаж, маркетинга, производства, финансов и т. д.). Поставщики ИТ-сервисов и продуктов должны уметь разговаривать с ними на одном языке, знать их задачи и проблемы. Сегодня многие ИТ-компании уже научились этому. Анатолий Третьяков, руководитель направления по реализации ИТ-услуг компании Fujitsu в качестве примера называет формирование отчетности в соответствии с требованиями государственных регуляторов и переход на XBRL-формат финансовой отчетности. «Основными заказчиками в данном случае выступают все-таки финансовые отделы. Это яркое отличие по сравнению с традиционными инфраструктурными проектами, где заказчиками становятся ИТ-подразделения. Следует, однако, учесть, что часто нам было сложно доказать эффективность реализации того или иного ИТ-проекта именно финансовому отделу», — отмечает он.
Денис Радин («Лансерв») говорит о непрерывном росте общего уровня понимания роли ИТ в бизнесе, в связи с чем бизнес-подразделения если и не выступают в качестве заказчиков, то весьма активно участвуют в формировании требований к услуге, переговорах различного уровня, в оценке качества предлагаемых услуг. Чем более специализированные услуги оказываются поставщиком, тем чаще применяется схема взаимодействия, при которой поставщик изначально контактирует прежде всего с конкретными бизнес-подразделениями предприятия либо со службой заказчика, ведущей переговоры от лица нескольких подразделений. В то же время в вопросах поддержки инфраструктуры, по утверждению Дениса Радина («Лансерв»), схема взаимодействия с клиентом остается классической: либо это полная передача обслуживания ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг, либо тесное взаимодействие поставщика услуг и ИТ-подразделения клиента при частичной передачи сервисов внешней компании.
==========================================
Реваз Хетагури, заместитель руководителя департамента аппаратных решений компании Softline:
«Сегодня заказчикам уже недостаточно, чтобы им просто продали оборудование или софт. Важно, чтобы провайдер мог предложить комплексное решение, рассчитать затраты и подсказать, как создать ИТ-инфраструктуру, полностью соответствующую целям компании».
Денис Радин, генеральный директор компании «Лансерв»:
«В последние годы мы видим рост запросов на облачные сервисы, а также помощь в разработке ПО и поддержке бизнес-приложений».
==========================================
Юрий Панченко, заместитель директора Сервисного центра по организации производства компании «Инфосистемы Джет» считает глубокое погружение бизнес-подразделений в ИТ-специфику скорее исключением, чем правилом на рынке. «Чтобы трансформировать бизнес-задачу в ИТ-задачу с учетом особенностей и планов развития конкретного предприятия, требуется глубокое погружение в специфику его работы. Это по силам внутренней ИТ-службе либо внешней команде ИТ-экспертов, работающих на территории заказчика, — объясняет эксперт. — Речь идет о таких направлениях, как разработка ПО, создание и поддержка инфраструктуры, построение стратегии развития ИТ. Однако и это направление ведется в тесной связке и при непосредственном контроле ИТ заказчика, поскольку специалисты по финансам или продажам сделать это квалифицированно не могут. Но бизнес-клиенты участвуют и в проработке решений, непосредственно влияющих на их деятельность. Это, прежде всего, очередь прикладные системы для маркетинга, аналитики, скоринга, логистики и т. п.»
Мнение экспертов разделяет и Реваз Хетагури, заместитель руководителя департамента аппаратных решений компании Softline «Действительно, бизнес-подразделения начали более внимательно относиться к наличию ИТ-инфраструктуры, подходящей для их задач, и теперь инициатива тех или иных изменений исходит преимущественно от них. Но к ИТ-провайдерам пока чаще обращаются с запросами специалисты профильных подразделений — сказывается сила привычки и сложившиеся взаимоотношения между заказчиками и поставщиками», — констатирует он. «Бизнес-подразделения по-прежнему в поисках конкурентных преимуществ рассматривают новые возможности для расширения, с одной стороны, и оптимизации издержек на владение ИТ-инфраструктурой — с другой, — считает Владимир Чукаев, руководитель направления «Сервис и комплексный ИТ-аутсорсинг» компании CTI. — «ИТ-службы пытаются решать вопросы с отсутствием специалиста требуемой квалификации, закрыть потребность в ресурсах на разовые краткосрочные проекты и задачи, оптимизировать уровень загруженности своих сотрудников. Среди наших заказчиков бизнес-подразделения и ИТ-службы находятся в одинаковой пропорции».
Мир меняется, и рынок ИТ-услуг трансформируется вместе с ним. Тема ИТ-аутсорсинга, его текущего состояния, тенденций и перспектив настолько широка, что ее невозможно охватить в рамках одного небольшого материала, поэтому мы обязательно продолжим тему в одном из следующих номеров.Опубликовано 21.03.2018