Вектор корпоративной мобильности

Логотип компании
Вектор корпоративной мобильности
В апреле журнал IT-MANAGER совместно с Санкт-Петербургским клубом ИТ-директоров SPB CIO CLUB провел круглый стол Open Mobile, посвященный практике использования мобильных технологий в корпоративном секторе

В апреле журнал IT-MANAGER совместно с Санкт-Петербургским клубом ИТ-директоров SPB CIO CLUB провел круглый стол Open Mobile, посвященный практике использования мобильных технологий в корпоративном секторе.

Согласно исследованиям компании Dell, при решении рабочих задач около 67% пользователей уже применяют мобильные устройства и приложения, предназначенные для личных нужд. Причем компании, не противодействующие данной тенденции, сумели на 38% оптимизировать свои рабочие процессы. В то же время, гибкость и мобильность сотрудников таких компаний увеличилась на 34%, продуктивность и эффективность — на 31%, а процесс принятия решений упростился на 27%.

Ключевая тематика круглого стола Open Mobile адресована тем компаниям, которые готовы подключать личные устройства сотрудников к корпоративной сети, но пока не знают, с чего начать и как минимизировать возможные риски. Принявшие в мероприятии участие ИТ-директора поделились с коллегами опытом внедрения мобильных решений. Партнерами круглого стола выступили системные интеграторы «Пирит» и RedSys. Как сообщил Иван Сливка, исполнительный директор ООО «Пирит», примерно год назад системный интегратор открыл для себя сферу мобильных приложений и связанных с ними задач, — например, в области администрирования и безопасности. Компания «Пирит» разрабатывает решения для удаленного администрирования мобильных устройств и дистанционного управления ими. В рамках мероприятия компания развернула на демонстрационном стенде комплекс решений для управления гаджетами.

Вектор корпоративной мобильности. Рис. 1
Иван Сливка

Тему информационной безопасности для корпоративных мобильных устройств затронул эксперт RedSys Сергей Осипов. Он поднял вопрос управления рисками для ИТ и информационной безопасности при использовании мобильных устройств, и обратил внимание аудитории на необходимость принципиально различать два подхода при реализации BYOD, а также обозначил важность комплексного подхода к безопасности корпоративных устройств. «Как интегратор мы занимаемся заказными разработками мобильных приложений, защитой мобильных устройств и управлением ими. Наша особенность в том, что мы обеспечиваем клиентам полный цикл поддержки на протяжении всей жизни мобильного приложения и устройства», — подчеркнул Сергей Осипов.

Вектор корпоративной мобильности. Рис. 2
Сергей Осипов

Хорошо забытое старое

По словам Ильи Тамбовцева, начальника отдела развития информационных систем и инфраструктуры ОАО «Пивоваренная компания Балтика», компания стала запускать мобильные решения для корпоративных задач в стародавние времена, еще на базе устройств класса handheld pc, которые позволяли в качестве средства ввода информации использовать сенсорный экран и стилус. «Это была наша первая попытка «мобилизации» работы сотрудников отдела продаж, причем тогда мы уже не были пионерами: все лидирующие бренды, такие как Coca-Cola или Proctor&Gamble, развивались в этом направлении и, можно сказать, мы позаимствовали у них идею. Однако мы понимали, что внедрение мобильных технологий в корпоративную среду будет только набирать обороты», — комментирует Илья Тамбовцев.

Вектор корпоративной мобильности. Рис. 3
Илья Тамбовцев

На сегодня у «Балтики» только в России насчитывается более 6 тыс. сотрудников, применяющих мобильные решения для «полевых продаж». Также компания использует логистические мобильные решения на базе всевозможных датчиков и модулей GPS, отслеживая с их помощью передвижение транспорта по маршрутам, обеспечивая обратную связь с ним и многое другое. Отдельная сфера применения — склады пивоваренной компании, работникам которых в повседневной деятельности тоже нужен определенный мобильный контент. Помимо этого существует целый пласт офисных мобильных решений, предназначенных для доступа к различным корпоративным информационным системам.

Вектор корпоративной мобильности. Рис. 4
Алексей Морозов

Для компании Melon Fashion Group мобильные приложения можно разделить на три категории. Как сообщил ее ИТ-директор Алексей Морозов, самое простое применение мобильных технологий — внешнее использование. В прошлом году три бренда компании Melon Fashion Group в рамках развития системы лояльности получили по мобильному приложению с разными концепциями и системами начисления баллов за лояльность. Они призваны сохранять и приумножать розничных покупателей. Другое, внутреннее направление развития — приложения и мобильные устройства. предусмотренные для сбора данных в магазинах и установленные практически во всех торговых точках компании. «Кроме того, мы пока не внедрили концепцию BYOD, однако многие наши сотрудники используют в работе личные мобильные устройства в связке с приложениями, как «коробочными», так и специализированными, разработанными специально для нашей компании. Посредством этих приложений пользователи получают доступ к различному корпоративному контенту, необходимому им для работы. У нас есть присутственные часы, когда сотрудники обязаны быть на рабочем месте в офисе, а в остальное время они могут работать удаленно — дома или в командировках. Это часть нашей корпоративной культуры, которая поддерживается мобильными технологиями», — сообщил Алексей Морозов.

Повальная uber’изация

По мнению Романа Щеглова, генерального директора Devex, руководителя группы разработки мобильного приложения компании «ТаксовичкоФ», бум использования мобильных технологий на рынке такси возник после успеха компании Uber. «Мы свой путь в этом направлении начали с мобильных приложений для бизнеса грузоперевозок. С помощью такого решения наши водители принимали и обрабатывали заказы от клиентов. Поэтому когда в 2014 году у компании появилось направление такси — мы просто взяли за основу наше приложение для грузоперевозок и адаптировали его для задач нового бизнеса», — поделился опытом Роман Щеглов. 

Вектор корпоративной мобильности. Рис. 5
Роман Щеглов

Впрочем, мобильные технологии могут быть эффективны не только для компаний, работающих на массовом рынке. Андрей Балякин, директор по ИТ группы «Мелстон» подчеркнул, что для сервисного бизнеса, у которого более тысячи мобильных сотрудников, подобные технологии также очень важны. Специально для нужд «Мелстон» создано мобильное приложение, позволяющее в режиме реального времени как получать заявки на сервисное обслуживание автозаправочных станций и объектов ритейла, так и отчитываться по их выполнению, указывая какие именно работы были проведены, в рамках каких условий, какое оборудование обслуживалось и многое другое. «Фактически это приложение стало предпосылкой для оцифровки всех бизнес-процессов сервисной службы и помогло минимизировать бумажный документооборот — 90% всех наших активностей ведется в онлайне, что послужило фундаментом для трансформации бизнеса», — отметил Андрей Балякин.

Вектор корпоративной мобильности. Рис. 6
Андрей Балякин

Алексей Максимачев, заместитель ИТ-директора сети клиник «XXI век» отмечает, что в медицинской практике повсеместно распространены мобильные приложения, позволяющие пациентам вызвать врача на дом и обеспечить электронный документооборот с медицинскими информационными системами. «Мы находимся на стадии внедрения подобного решения. При этом мы, разумеется, используем гаджеты для удаленного доступа к корпоративной почте и другим стандартным информационным сервисам. У нас есть и парк автомобилей, поэтому мы применяем мобильные технологии для логистических нужд», — рассказал Алексей Максимачев.

Вектор корпоративной мобильности. Рис. 7
Алексей Максимачев

В ходе дискуссии ИТ-директора ответили на вопросы модераторов и аудитории. Так, участники круглого стола обсудили, насколько важно для CIO иметь под рукой мобильное приложение для мониторинга доступности серверов, сайтов, телефонов и других элементов ИТ-инфраструктуры, информирующее о неполадках в подконтрольных узлах. По мнению Ильи Тамбовцева («Балтика»), мониторинг важен, но в любом случае он лишь часть глобального ИТ-решения, причем не основная. Гораздо более важно то, каким образом будет организована поддержка данного ИТ-решения. Понимание этого, по словам Ильи Тамбовцева, и дает ответ на вопрос, каким именно должен быть мониторинг инфраструктуры и какая информация, кому и в каком виде должна передаваться с помощью мобильного приложения. Ведь в конечном итоге для заказчиков важен не сам мониторинг, а качество работы ИТ-инфраструктуры, а потому на нем не стоит зацикливаться.

На вопрос, что делать, когда сотрудники компании отказываются ставить на личные устройства решения, которые требуют установить ИТ-служба, Андрей Балякин («Мелстон») ответил, что если мобильное приложение и сервис — удобные инструменты, то никого и заставлять не придется. «Нужно всего лишь понять, как правильно замотивировать сотрудника. Например, если, не установив какое-то приложение, он не сможет делать свою работу или ему гораздо сложнее будет выполнять служебные обязанности — то он будет заинтересован в том, чтобы установить и использовать данное приложение», — подчеркивает Алексей Максимачев.

Неотвратимая мобильность

Под занавес общения ИТ-директора обсудили возможности применения OTT-месенджеров в корпоративной среде. «У меня на телефоне установлено несколько мессенджеров, потому что каждый из них, так или иначе, прижился у сотрудников нашей компании. Скажем, топ-менеджмент использует WhatsUp, ИТ-менеджмент — Viber, а технические специалисты — Telegram. Модель экплуатации таких приложений одинаковая — групповой чат с несколькими сотрудниками по определенным темам, например по реализации какого-то конкретного проекта», — поделился опытом Алексей Морозов (Melon Fashion Group). По словам Алексея Максимачева, сотрудники клиники «XXI век» тоже используют все эти мессенджеры как инструменты для общения, а кроме того, компания завела в них собственные каналы компании для коммуникации с клиентами.

Вектор корпоративной мобильности. Рис. 8
Олег Суворов

Участники круглого стола сошлись во мнении, что в будущем интеграция мобильных технологий изменит облик многих бизнесов. Так, по прогнозам Романа Щеглова («ТаксовичкоФ»), рано или поздно в сфере пассажирских и грузоперевозок все игроки рынков превратятся в поставщиков ИТ-сервисов для пассажиров и водителей, то есть либо станут аналогом Uber, либо вынуждены будут уйти с рынка. В свою очередь Андрей Балякин предрекает, что через 5–10 лет сильно изменится и модель сервисного обслуживания техники: в этой сфере все идет к тому, что заявки на работы будут поступать не от людей, а напрямую от оборудования, которое посредством специальных датчиков и протоколов научится сообщать о том, что с ним что-то не в порядке.

Вектор корпоративной мобильности. Рис. 9
Сергей Белец

Вектор корпоративной мобильности. Рис. 10
Владислав Кульбицкий

Читайте также
IT-World рассказывает о решении WorksPad, позволяющем управлять мобильностью, которое стало стратегическим союзником компании АЛРОСА и уже доказало свою эффективность.

Опубликовано 04.05.2017

Похожие статьи