Самое ценное – знание того, как работает компания
Автор
Григорий Рудницкий
Возможно, мы не так сильно зависим от ИТ, как тот же банк или телекоммуникационный оператор, но в нашем деле очень высока роль логистики.
С продукцией Efes Rus знаком, наверное, каждый любитель пива – компания производит такие известные марки пива, как Efes Pilsener, «Старый мельник», Velkopopovicky Kozel, «Золотая бочка» И хотя сварить этот популярный напиток можно и не прибегая к компьютеризации производства,, сфера ИТ на предприятиях Efes Rus находятся в постоянном развитии, предлагая бизнесу все новые рецепты сокращения издержек и оптимизации процессов. Так, в нынешних условиях финансового кризиса и девальвации рубля в компании полным ходом идут работы по созданию единого центра обслуживания. Мы задали несколько вопросов Василию Власюку, директору по сопровождению бизнес-процессов Efes Rus.
Какие особенности накладывает пивоваренный бизнес на корпоративные ИТ?
Ну, во-первых, любая транзакция обеспечивается технологиями, а их правильный выбор напрямую влияет на успех любого бизнеса, будь то банковские услуги, строительство или пивоварение. Возможно, мы не так сильно зависим от ИТ, как тот же банк или телекоммуникационный оператор, но в нашем деле очень высока роль логистики. Мы первыми в стране запустили модуль управления корпоративным транспортом от компании SAP – этот проект был отмечен наградой вендора. А сейчас идут разговоры о внедрении системы ЕГАИС – это означает, что нам предстоит установить на наших шести заводах специальные счетчики, которые будут учитывать каждый литр произведенного и разлитого компанией пива. Прежде чем запускать этот проект, необходимо решить целый ряд технических вопросов, и мы со своей стороны должны быть к этому готовы. Могу сказать, что подготовка к внедрению к ЕГАИС – тема достаточно затратная, но нам от нее никуда не деться, рано или поздно новая система обязательно будет запущена.
Сейчас всем нам приходится жить в условиях экономического кризиса. Как он отражается на вашем предприятии? Ведь пивоваренная отрасль и без того в последние годы испытывала и ограничения рекламы, и запрет продажи в киосках. Есть ли у вас в запасе наработки, которые помогут пережить трудное время?
Бизнес всегда ждет от ИТ снижения затрат и повышения эффективности процессов. Да, в кризис мы столкнулись с проблемами, связанными с девальвацией рубля. Мы к этому не были готовы, как и большинство других компаний. Речь идет о ценах на технику, на программное обеспечение. Крупные поставщики, такие как SAP, свои ценники оформляют в евро. И мы этот вопрос в срочном порядке решаем. Что касается техники, то еще в прошлом году мы начали активно изучать возможности виртуализации рабочего пространства, а именно виртуальных рабочих станций VDI. Все физические пользовательские машины по этому сценарию должны быть заменены на серверное рабочее пространство, доступ к которому можно получать через компьютер, телефон или планшет. У меня большие надежды на технологию VDI, поскольку она позволит сократить затраты на поддержку, даже если мы продолжим закупать физические компьютеры, (так как поддержка будет нужна только для сервера). В перспективе мы готовы предоставить пользователям возможность работать с собственных устройств по модели BYOD. Что касается цен на софт, то сейчас идут переговоры со всеми крупными поставщиками с целью достижения определенного компромисса.
ИТ позволяют не только сократить издержки, но и оперативнее решать повседневные задачи бизнеса. Какие проекты в области ИТ нужно реализовать именно сейчас, чтобы удержать позиции на рынке и даже, возможно, потеснить конкурентов?
Мы запускаем единый центр обслуживания. Однако он предназначен не для ИТ, хотя я его возглавляю. Этот центр ориентирован на поддержку бизнес-транзакций, бизнес-операций. В его команде как специалисты по транзакциям, так и айтишники. Если бы они были распределены по разным отделам, это создавало бы многочисленные барьеры, но в рамках единой команды их работа должна стать максимально эффективной.. Например, расчет скидок сейчас происходит в нескольких отделах, между которыми не всегда быстро работают коммуникации, а когда все сосредоточится в одних руках, это исключит лишние звенья из цепи принятия решений и даст полную и прозрачную картину происходящего.
Сократились ли горизонты планирования в ИТ-стратегии в связи с кризисной ситуацией?
Стратегия ИТ напрямую связана со стратегией бизнеса. Если брать планы организационного развития ИТ, то у меня есть картина на три года вперед. Кризис и девальвация рубля повысили конкурентоспособность служб и центров оказания услуг, поскольку цена на них устанавливается в иностранной валюте.. Это положительная тенденция, поскольку она приводит к активизации рынка. Например, сегодня вырос спрос на наших российских программистов в европейских компаниях – привлекать их стало очень выгодно. С центрами услуг такая же ситуация, и по этой причине их нужно создавать как можно быстрее. Глядя вперед, в трехлетней перспективе я очень рассчитываю, что наш центр будет обслуживать не только Россию, но и СНГ. Конечно, мало кто знает у нас в стране, что будет через год. Уже сейчас появляются кое-какие тактические корректировки в отношении прошлогодних среднесрочных планов, ведь трудно предсказать, в каких объемах люди будут потреблять пиво в России, какие предпочтения будут у нашей покупательской аудитории.
Сократился ли ИТ-бюджет в связи с кризисом? Пришлось ли отложить или заморозить какие-то проекты?
У нас очень мало чисто айтишных проектов. Основное время и силы мы тратим, повторяю, на бизнес-проекты, цель которых – оптимизировать те или иные бизнес-процессы. Хотя я и являюсь владельцем бюджета, все управление и корректировки происходят в тесном сотрудничестве с топ-менеджерами, руководителями направлений. Возьмем уже упомянутый ЕГАИС: как бы то ни было, мы обязаны его реализовать, поскольку этого требует государство. Что касается чистых ИТ-проектов, то мы постоянно работаем над совершенствованием ИТ-оборудования. Кризис этот процесс ускоряет. Наши дата-центры еще до последних событий были переведены на аутсорсинговую модель, то есть находятся в облаке. Мы не можем их как-то сократить или оптимизировать, поскольку они и так предоставляются нам по запросу – ровно столько мощностей, сколько необходимо. Также еще до кризиса мы начали работу по замене старой системы Retail Execution на новую. Эта система позволяет нашим агентам с помощью мобильных устройств обслуживать свои торговые точки.
Пришлось ли отказаться от каких-то аутсорсинговых услуг из-за роста их стоимости?
Некоторые партнеры и поставщики действительно очень сильно подняли цены. К счастью, пока это единичные случаи. Чаще всего растут цены на оборудование. Я не принадлежу к сторонникам аутсорсинга и готов отдать на обслуживание только сугубо технические вещи, такие как хостинг серверов. Но ни в коем случае нельзя передавать в чужие руки знания об устройстве наших систем и технологий – стоит это сделать, как они становятся не только дороже, но и хуже в управлении. В конечном итоге я просто перестаю владеть бизнес-процессами, так как за меня это делает сторонняя организация. Я за то, чтобы развивать внутреннюю экспертизу. Иными словами, базисные вещи можно отдавать, а уж функционал – нет, поскольку он связан с процессами внутри компании. В кризис это позволяет мне ни от кого не зависеть и максимально быстро вносить изменения в наши системы.
Насколько широко у вас развиты механизмы управления ИТ-процессами?
Это напрямую связано с построением единого центра обслуживания, о котором я уже сказал. Принципы ITSM мы распространим на все процессы, чтобы они работали по единой схеме. У нас и сейчас очень многие процессы работают по ITIL/ITSM – управление инцидентами, управление проблемами, управление изменениями, управление проектами и многие другие. Мы не проходили специальную сертификацию, а просто брали «лучшие практики» и трансформировали их под наши лекала. Я убежден, что ИТ не могут и не должны развивать свои процессы в отрыве от бизнеса. Так что все наши улучшения связаны с ЕЦО.
Целесообразно ли ИТ-службе в кризис дополнительно зарабатывать на внешнем рынке, предоставляя услуги другим компаниям?
Это неправильно. Наша главная экспертиза – производство пива. Если мы начинаем оказывать услуги кому-то еще, это означает, что у нас слишком много ресурсов. Я бы не допустил такой ситуации.
Повлиял ли кризис на кадровую структуру вашего департамента?
В связи с открытием ЕЦО мы переводим часть сотрудников туда, где он будет находиться, в Ульяновск. Мне важно сейчас иметь в штате таких людей, которые, если пока и не разбираются в бизнес-процессах, то готовы этому учиться. Мне не нужен тот, кто знает, как работает та или иная система, – мне нужен тот, кто может с помощью этой системы управлять бизнес-процессами. Умение работать с железом и системами можно купить на рынке, а знания того, как работает компания Efes Rus, не купишь нигде.
Опубликовано 11.03.2015
Похожие статьи