Расчет эффективности ИТ: миф или реальность
ИТ – существенная часть практически любого бизнеса. Нельзя отрицать, что влияние информационных технологий огромно. Вклад, который сейчас вносит ИТ в деятельность любого предприятия, вылился в глобальное и масштабное явление цифровой трансформации бизнеса.
Олег Суворов вице-президент Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров SPB CIO CLUB
Но каждого предпринимателя волнуют в первую очередь не фантастические масштабы изменений, а конкретные цифры – финансовые показатели, рентабельность проекта, экономические риски, окупаемость и эффективность инвестиций. Но можем ли мы применить к ИТ те же понятия об эффективности, которые используем в бизнесе? Если да, то как именно рассчитывать их относительно ИТ?
Если мы говорим об управлении ИТ-проектами, то есть еще одна проблемная точка: что делать, если проект реализован, а эффективность не достигнута? Кто должен нести ответственность за невыполнение заявленных показателей? Оценка рисков, относящихся к разработке, тоже затруднена: как, например, оценивать риски, связанные с наличием бэкапов?
Мы узнали мнение ИТ-директоров, чтобы расставить точки над «i» в проблеме «Расчет эффективности ИТ – это миф или реальность?». Сегодня мы задали экспертам три вопроса:
-
Реально ли оценить экономический вклад ИТ в бизнес?
-
Как считать эффективность ИТ?
-
Несет ли CIO ответственность за неэффективность проекта?
Олег Апанасик, директор по ИТ АО «АЭМ-технологии»:
1. Оценивать скорее нужно не экономический вклад ИТ в бизнес, а насколько ИТ обеспечивает бизнесу возможность соответствовать ожиданиям/изменениям на рынке. Если очень грубо, то ИТ отвечает за скорость прохождения информации на всех этапах жизненного цикла продукта, в том числе за своевременность принятия управленческих решений.
2. Для оценки эффективности ИТ-функции компании в целом я бы предложил разделить ее на элементарные компоненты. Скажем, отдельные сервисы или системы. Соответственно, посчитать, эффективно мы поддерживаем сервис или нет, можно в сравнении с другими (схожими по размеру и направлению деятельности) компаниями либо другими временными периодами. Например, стоимость отпечатка формата А4 или время ожидания заведения пользователя в систему в 2016, 2017 и текущем году. По-другому мы считаем эффективность ИТ-проектов. Здесь все завязано на ROI. И эффект от внедрения чаще всего определяется с точки зрения упущенной прибыли, рисков остановки критически важной инфраструктуры или стоимости заемных средств.
3. Задача ИТ-менеджера как раз и состоит в том, чтобы эффективно реализовывать проекты. Следовательно, вопрос про ответственность менеджера за неэффективность реализованного проекта мне кажется риторическим. Другой вопрос, что во время реализации проекта могут поменяться задачи, сменится команда или прийти новый ИТ-менеджер. Это уже относится к управлению рисками и во многом зависит от умения ИТ-функции компании работать с изменениями и ограничениями.
Алексей Боровков, член Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров SPB CIO CLUB:
1. Можно ли посчитать эффект от изобретения книгопечатания для развития торговли в Средние века? Это была революция в медийной эпохе, которая помогла совершить качественный виток в эволюции всего человечества. Так и информационные технологии переводят весь мир на новый уровень развития. Это не вклад в бизнес, это новый формат бизнеса, в котором информационные технологии играют ключевую роль. Если же говорить об ИТ-отделе, который является поставщиком услуг и не влияет на развитие направлений бизнеса, то, безусловно, все это можно измерить в деньгах за счет сокращения времени исполнения каждого этапа бизнес-процесса или времени простоя предоставляемого сервиса.
2. И снова мы говорим о термине «ИТ», который имеет двойной смысл в настоящее время. Эффективность ИТ-отдела считается на основании соглашения об уровне обслуживания, то есть связана с отсутствием простоев в процессах деятельности компании. Бизнес должен смотреть с другой стороны – на систему ценностей компании, которые и создают ценность для клиентской сети. Если есть затруднения в доставке ценности до клиента, значит, ИТ-отдел неэффективен.
3. CIO – топ-менеджер, который влияет на стратегию развития компании, а значит, он несет ответственность за эффективность всех проектов компании. Но здесь важно понимать, что в случае провала, необходимо не искать виноватых, а превратить ошибку в «умную неудачу», которая позволит развиваться дальше и сокращать потери от неуспешных экспериментов
Алексей Максимачев, заместитель директора по ИТ «Медицинский центр XXI век»:
1. Можно посчитать расходы, которые потребляет ИТ-отдел. Можно приблизительно посчитать, сколько стоят простои в связи с инцидентами, возникающими в информационных системах. Или посчитать трудозатраты, которые экономятся в различных подразделениях после внедрения той или иной системы. Но практически невозможно посчитать общий экономический эффект от работы ИТ в компании, так же как невозможно посчитать экономический вклад маркетинга, PR или корпоративной культуры.
2. Существует несколько методов оценки эффективности информационных систем. Практически все они, начиная от метода совокупной стоимости владения и метода инвестиционного анализа и заканчивая вероятностными методами и методами, использующими экспертные оценки, имеют свои недостатки. Каждый из этих методов либо не учитывает какие-то важные факторы, либо заведомо субъективен. Кроме того, все они сложны и трудозатратны. Проблема оценки эффективности информационных систем заключается в том, что не все бизнес-выгоды от внедрения можно оцифровать. Существуют нематериальные эффекты использования информационных систем, такие как повышение удовлетворенности сотрудников, качества управленческих решений и эффективности процессов принятия решений.
3. Конечно CIO, как и любой другой топ-менеджер, участвующий в проекте, должен нести ответственность за его результат. Вопрос в том, как считать эффективность и неэффективность. Правильнее «договариваться на берегу» и определить показатели, которых необходимо достичь в рамках проекта, заранее.
Анатолий Конаков, ИТ-директор НПП «Буревестник»:
1. Эффект от операционной деятельности ИТ проявляется опосредованно - через увеличение доходов компании, снижение издержек, повышение качества и т. д. В части проектной деятельности посчитать экономический эффект возможно, но достаточно сложно. Бизнес – многофакторная среда, поэтому необходимо внимательно определять и рассчитывать прямые и косвенные эффекты и издержки.
2. Наличие внедренных процессов библиотеки ITIL позволяют иметь согласованный SLA, определять основные параметры оказываемых бизнесу услуг и измерять их эффективность. Для оценки эффективности от внедрения новых информационных систем существует как ряд традиционных финансовых методик – ROI, PP, NPV, IRR, ARR, EVA, так и методик для оценки эффективности ИТ-проектов – TCO, BITS и других.
3. CIO отвечает перед бизнесом за результаты воплощения новых бизнес-требований в жизнь, но в зависимости от степени влияния CIO в организации, от роли его в конкретном проекте и других критериев степень ответственности за результаты проекта может существенно изменяться. Важно, чтобы в проектных процедурах были предусмотрены контрольные точки, когда основные показатели проекта перепроверяются с учетом изменения новой информации, рисков и других факторов. Это позволяет на ранних стадиях понять причины неэффективности проекта и вовремя применить управляющие воздействия, принять решение по своевременной остановке проекта, не повторить ошибок в дальнейшем, объективно определить степень ответственности.
Сергей Курьянов, директор по стратегическому маркетингу «ДоксВижн»:
1. ИТ не являются чем-то запредельно сложным в плане расчета эффекта, и определить их вклад, конечно, можно. Однако чаще всего ИТ становятся частью инфраструктуры предприятия, соответственно, и накладных расходов, а любую инфраструктуру сложно «упаковать» в рамки рассчитываемого эффекта. Какой эффект от отопления? Освещения? Кулеров в коридоре?
Однако там, где ИТ представляют собой часть процессов, имеющих прозрачную стоимость и ценность, – это очень легко. Например, ИТ MES-системы – если известно, какой прирост продукции она дает или насколько снижает стоимость процесса – можно сделать одним действием. Ключевое отличие здесь не накладные расходы, которые делятся на всех, а бюджет производства. Аналогично в случае процессов логистики, сервисов, и даже бухгалтерского учета в крупных компаниях – процесс изолирован, стоимость его известна, натурные показатели производительности легко пересчитываются в деньги.
2. Выше я постарался объяснить, как это сделать. Если очень кратко, то, как и эффективность любой инвестиции, разницы тут никакой нет.
3. Если эффект считался до начала проекта и был им согласован, то CIO несет ответственность.
Опубликовано 03.07.2018