Как обучать сотрудников: мотивация, персональный подход и дискуссионные сообщества

Логотип компании
Как обучать сотрудников: мотивация, персональный подход и дискуссионные сообщества
Как грамотно выстроить процесс корпоративного обучения, какие форматы наиболее результативны и чему сейчас хотят учиться ИТ-специалисты?

Обучение сотрудников: новые форматы и приоритеты

Весной рынок ИТ-образования начал резко расти после февральского падения. Кто-то остался без работы и пошел осваивать новую профессию, а кто-то решил прокачать навыки, чтобы оставаться востребованным специалистом и поднять размер зарплаты. Вырос спрос и на корпоративное обучение, так как компаниям важно удерживать сотрудников и обучать кадровый резерв.

По данным «СберУниверситета», популярностью сегодня пользуются программы по развитию узкопрофессиональных навыков (41,2%), работы в команде (36%), лидерства (34,6%) и ряда других важных компетенций. Но образование будет действительно эффективным, только если запрос на него исходит от самих сотрудников, иначе полученные навыки будут применяться крайне редко или не использоваться вовсе.

О том, как грамотно выстроить процесс корпоративного обучения, какие форматы наиболее результативны и чему сейчас хотят учиться ИТ-специалисты, и пойдет разговор.

Важен индивидуальный подход к обучению

Количество заявок на обучение персонала за последние месяцы у нас в компании выросло почти вдвое: если в январе различные курсы интересовали порядка 4% сотрудников, то уже в июне этот показатель увеличился до 30%.

Всем желающим прокачать старые и приобрести новые навыки доступны профильные курсы у различных провайдеров. От других компаний в этом плане мы отличаемся тем, что не зацикливаемся на какой-то одной учебной организации в качестве партнера, а рассматриваем все возможные варианты. Стараемся работать с компаниями именно ИТ-направленности, которые давно зарекомендовали себя на рынке профильного обучения. Индивидуально подходим к каждому запросу – рассматриваем различные форматы повышения квалификации. Ведь кому-то интересно пройти интенсив, быстро освоить тему и уже дней через пять активно применять знания в работе. А кому-то, наоборот, важно медленное и постепенное погружение, чтобы досконально всё изучить и проработать за 3-6 месяцев.

По нашему опыту, коллегам больше всего подходит обучение в вечернее время несколько раз в неделю. Очно или онлайн – зависит уже от личных предпочтений каждого. В этом плане мы за индивидуальный подход, потому что если человека отправить на онлайн-интенсив, а он предпочитает очное длительное обучение, то толку от такой учебы точно не будет. Поэтому у нас можно выбрать формат сообразно своим желаниям и возможностям, без указаний со стороны компании.

Учим других и учимся сами

Помимо курсов у внешних провайдеров, мы предлагаем и внутреннее обучение. Пока это направление у нас только развивается, но, как показывает практика, с точки зрения обмена опытом между коллегами и проектами, обсуждения тренинговых задач и поиска совместных решений такой подход очень эффективен.

К примеру, в IT_One работает очень опытный архитектор, который также преподает в разных учебных организациях. Мы с ним активно сотрудничаем в проведении курсов по архитектуре внутри компании. Один из последних – «Современные сервисные архитектуры» – имел большой успех и получил большое количество положительных отзывов. Так, если на первый весенний тренинг «Методологии архитектурного проектирования» пришло порядка 30 человек, то на курс «Современные сервисные архитектуры» было подано более 100 заявок и подключилось 60 участников. На внешнем рынке подобных программ нет, и нам уже поступают запросы от коллег на проведение аналогичного курса за пределами нашей компании.

Учитывая большой спрос, пришлось очень четко разделить программу: теоретические занятия были доступны для всех, а практические – для тех сотрудников, кому важна именно прикладная часть. Такой подход оказался достаточно эффективным, поэтому мы планируем и дальше развивать внутреннее обучение, расширять его курсами по аналитике и, возможно, тестированию. Готовим к запуску осенью курс для тимлидов, который будет направлен на развитие базовых управленческих компетенций.

К слову, записи внутренних обучающих программ у нас доступны и для новых сотрудников. Это дает им возможность не только узнать что-то новое для себя, но и понять, как в компании строится и проводится обучение, на что делаются акценты.

В аналитику пойду, пусть меня научат

По итогам внутреннего исследования наиболее популярным направлением стала архитектура – ею заинтересовались 36% коллег. Сейчас у нас идет курс по современным сервисным и микросервисным архитектурам, некоторые сотрудники также осваивают основные компетенции в этой сфере.

В свою очередь, разработка уровня middle и senior востребована у 25% персонала, еще 15% специалистов хотят обучаться администрированию и DevOps, а 12% – аналитике. Как и в прошлом году, фиксируем большой интерес к hard skills. При этом по инициативе как со стороны руководителей, так и рядовых сотрудников расширяется курс обучения наставников. Если в прошлом году мы своими силами подготовили 40 наставников, то в этом на обучение поступило уже 60 заявок. Увеличился спрос и на корпоративные курсы по темам, связанным с эмоциональным выгоранием.

Очень популярны обучающие программы по разработке интеграционных и поисковых решений, автоматизации тестирования, эффективности работы в Java. Также поступают запросы на прохождение управленческих курсов, комплексные программы для тимлидов и проджект-менеджеров. Для начинающих лидов важно прокачать базовые управленческие компетенции, поэтому здесь мы за единую программу обучения. Что касается Project Manager’ов, то здесь у нас более индивидуальный подход: предварительно обсуждаем, какие есть пробелы в навыках у конкретных специалистов, и сосредотачиваемся на точечных задачах: например, изучить бюджетирование, разработать план реализации проекта и контроля за ходом его исполнения.

Так как у нас разные проекты, то и обучающие курсы для их участников могут различаться. Скажем, есть проект, в котором коллеги быстро дорастают до роли тимлида: для них мы готовим индивидуальную программу исходя из ключевых, по мнению топ-менеджеров, компетенций – от более узких к общим.

Развитие soft skills снижает обороты

А вот запросов на обучение soft skills сейчас мало. Остаются в прошлом и курсы, которые раньше буквально гремели: эффективные коммуникации, подготовка презентаций, тайм-менджмент и т. п. Возможно, они еще актуальны среди административного персонала, а у остальных потребности в таком обучении уже практически нет. Тем более что сейчас в широком доступе по этим темам масса литературы, различных видеороликов, тематических каналов и пабликов.

Читайте также
Искусственный интеллект приковывает к себе большой интерес, потому что ИИ технологии уже сейчас могут решать разные задачи бизнеса. Среди успешных примеров их применения — создание «умной» системы электронного документооборота, автоматизирующей рутинную работу и исключающей «человеческий фактор». Как оптимизировать бизнес и зарабатывать на прогрессе, рассказывает Анастасия Петелина, операционный директор DreamDocs.

Основные тенденции корпоративного обучения

Постепенно отходят на второй план онлайн-интенсивы. Ведь если восемь часов «грузить» людей большим объемом информации, очень многое из него потом теряется, особенно в случае невозможности пересмотреть записи – не всегда учебные организации готовы их предоставить на долгий период. Поэтому мы со своей стороны стремимся к уменьшению количества часов обучения в день. Все-таки общая тенденция сегодня движется в сторону microlearning, когда человек поглощает знания небольшими объемами и за короткий промежуток времени. В частности, это касается тестирования и разработки.

Помимо этого, набирают популярность профессиональные сообщества. У нас в компании они тоже есть и их курируют ресурс-менеджеры. Со стороны кажется, что если создать такую среду по интересам, то участники будут постоянно общаться и обмениваться опытом сами по себе. Но это заблуждение. Организация профсообществ требует больших вложений, как временных, так и материальных. Во-первых, должен быть человек, который ведет всю работу, организовывает встречи, определяет их темы, постоянно мотивирует коллег на обсуждения и обмен практическими кейсами, поддерживает дискуссии и хорошее настроение. При этом нужно учитывать, что ИТ-специалисты в основном интроверты и порой их весьма сложно разговорить. Нужна также постоянная поддержка в плане напоминаний о собраниях, потому что когда человек погружен в решение рабочих задач, то может просто не вспомнить про сообщество.

Во-вторых, не менее важно проводить встречи с экспертами из других компаний, иначе в своем узком кругу рано или поздно просто закончатся темы для обсуждений.

Но все усилия в итоге себя оправдывают в течение нескольких лет, когда сообщество начинает жить своей жизнью, а участников буквально захватывают обсуждения и дискуссии. Кроме того, регулярные ежемесячные встречи дают возможность новичкам получить полезную информацию по их работе. Это тоже хороший обучающий момент, но здесь необходимо терпение. Профессиональные сообщества – история долгосрочная, и механизм «провел курс, получил результаты, оценил эффективность» в данном случае не сработает.

Еще одна тенденция – снижение количества офлайн-активностей. Если до пандемии различные конференции и форумы, где можно было обменяться опытом и получить новые знания, были на пике популярности, то сейчас они уже не пользуются таким спросом. Влияет на это и их количество, и качество. Просто обсуждать общие вопросы на какие-то управленческие темы специалистам уже не так интересно, как раньше. Пожалуй, только agile days еще популярны и узкопрофильные мероприятия.

Сегодня есть масса способов развития и обучения персонала. Грамотно выстроить процесс помогают разные форматы и инструменты: онлайн- и офлайн-лекции, интерактивные курсы и курсы в записи, лонгриды и менторинг, обсуждения и выступления в рамках сообществ, посещение конференций и многое другое. Найти подходящий вариант для каждого сотрудника не составит труда. Главное – индивидуальный подход и желание помочь им в профессиональном и карьерном развитии. Для нас это стало формулой успеха, отличающей IT_One от других участников рынка.

Опубликовано 06.10.2022

Похожие статьи