Обет молчания

Логотип компании
Обет молчания
Мы с вами задыхаемся в информационном вакууме. Хочется спросить представителей телекома: «Все ваши технологические решение и сервисы — это что, для себя?!»


Обет молчания. Рис. 1

Олег Суворов, вице-президент SPB CIO CLUB:

Помните ли вы, когда в телекоме появлялись серьезные технологические новинки для бизнеса? Мы с вами задыхаемся в информационном вакууме. Хочется спросить представителей телекома: «Все ваши технологические решение и сервисы — это что, для себя?!» Кто дал подобный обет молчания и зачем? Где данные о том, что бизнес реально сейчас использует? Каждому ИТ-директору будет полезно узнать о реальных кейсах.

Глобальные ИТ-тренды в облачных технологиях, «Интернете вещей», использовании Big Data и цифровизации проявились несколько лет назад. Кто получил что-то системно новое с тех пор и применяет такие решения здесь и сейчас? Хочется понимать реальное положение дел.

Что уже есть на рынке? Какие планы развития у телекома, каковы тенденции, необходимые для прогресса отрасли? А что нового имеется в Азии или Европе?

Связь и коммуникации — ключевой элемент любого успешного бизнес-процесса, и мы хотим знать, а что именно дают бизнесу телекоммуникационные компании? Какие сервисы и мобильные решения существуют для B2B и B2C, какие возможности предлагаются бизнесу по эксплуатации ресурсов телекома?

В этой истории очень много вопросов.

А мы любим конкретные ответы. И решили поговорить с нашими экспертами, попросив их ответить на три вопроса:

1. Какие технические новинки телекома вы применяете для поддержки бизнеса?

2. Проблемы, возникающие при использовании ресурсов телекома. Что хочется изменить?

3. Что нужно бизнесу и чего мы ждем от телекома в перспективе 2020–2025 гг.?

Мы предложили обсудить актуальные болевые точки бизнеса и телекома представителям обеих сторон.

=============================================================

ИТ-директора

  Обет молчания. Рис. 2

Алексей Максимачёв (Сеть клиник «ХХI век», зам. ИТ-директора):

1. Старая добрая фиксированная связь, некогда являвшаяся единственным продуктом телекома, неуклонно теряет позиции. В противовес ей выступает мобильная связь, которая развивается как по площади покрытия, так и по качеству. Хотя в последние годы почти у всех телеком-компаний появились ИТ-подразделения, отвечающие за разработку ИТ-сервисов, и медленно, но верно прогресс становится все заметнее. Сейчас у телеком-оператора уже можно приобрести не только сим-карту, но и целый комплекс ИТ-услуг.

2. Основные проблемы как всегда возникают с качеством. Каким бы ни был надежным оператор связи, падения каналов связи все равно происходят. Сейчас эти инциденты уже серьезно влияют на бизнес, и хотелось бы, чтобы телеком минимизировал проблемы качества предоставляемых услуг.

3. Одним из драйверов рынка в обозримой перспективе может стать «Интернет вещей». Уже сейчас телеком-компании внимательно смотрят в сторону создания устройств для IoT. Это могут быть дешевые, но качественные датчики для «умного» дома, «умного» города, телемедицины. Скажем, развитие телемедицинских услуг серьезно тормозится практическим отсутствием портативных носимых устройств, хорошо и удобно крепящихся и при этом позволяющих проводить качественные измерения. Комбинируя такие устройства с мобильной связью, мы получаем онлайн-мониторинг состояния здоровья. Насколько мне известно, одна из крупных российских телеком-компаний серьезно занимается вопросами создания направления производства подобных гаджетов.

  Обет молчания. Рис. 3

Владимир Лебединский (Росинжиниринг, ИТ-директор):

1. Бизнес наших компаний не предъявляет к телеком-услугам слишком серьезных требований и не настаивает на внедрении передовых технологий. Потребление телеком-услуг, на мой взгляд, стандартное для большинства компаний — bgp-подключение к Интернету, SIP-телефония, оптические каналы до дата-центра 10 Гбайт/с, корпоративные контракты мобильной связи с оптимизированными тарифами для сотрудников, часто бывающих в командировках, и использование LTE-сетей для резервирования связи на удаленных площадках. По всем перечисленным услугам достигнут высокий уровень взаимодействия с операторами.

2. Безусловно, сложнее дела обстоят там, где услуги надо формировать или готовить с нуля. Одно из таких направлений — создание новой инфраструктуры. Область строительства новых каналов связи или развертывание новых базовых станций является областью, требующей от ИТ пристального внимания и зачастую выхода за рамки ИТ совместно с профессиональными строителями. При реализации таких проектов заказчик пока не может полностью довериться оператору и его подрядчикам. Потому как даже у крупных федеральных провайдеров на местах встречаются подрядные организации, которые то пытаются по «упрощенной» (читай: «незаконной») схеме избежать оформления транзитных земельных участков при строительстве кабельных трасс и канализаций, то недостаточно добросовестно относятся к вопросам безопасности при проведении работ. При этом выполнение работ далеко не всегда ведется в соответствии с согласованным сторонами проектом.

3. В перспективе 2025 года я вижу серьезное изменение операторов, их основных услуг. В этой ситуации хочется пожелать операторам быть ближе к заказчикам: не просто рассказывать о новых услугах и решениях, а пойти дальше — делиться своей стратегией развития.

  Обет молчания. Рис. 4

Андрей Балякин (ГК Мелстон, ИТ-директор):

1. В качестве вычислительных мощностей мы используем облачные IaaS-сервисы совместно с каналами связи, предоставляемые нам в рамках единого контракта. Это весьма удобно, поскольку не возникает разделения зон ответственности (точнее, размытия границы ответственности) между провайдером, обеспечивающим транспортный уровень (L2 и L3), и хостинг-провайдером IaaS-инфраструктуры. Фактически мы получаем сервис единого окна для размещения всех наших систем и приложений. Если что-то не работает — проблемы решает централизованная поддержка, оказываемая провайдеров. На текущий момент это дата-центр Lynx. Провайдер обеспечивает базовый уровень мониторинга наших ресурсов в рамках того же контракта. Благодаря такой модели в несколько раз снижена нагрузка на группу поддержки ИТ-инфраструктуры (на 1000 пользователей у нас всего один администратор, и тот на аутсорсе).

2. По фиксированной связи в целом проблем нет, а вот мобильным провайдерам есть куда развиваться! Например, в последний год у нашего глобального провайдера «Мегафона» значительно снизилось качество сервиса биллинга и поддержки корпоративных клиентов. Часто наблюдаются расхождения по ряду номеров фактических начислений с контрактными условиями. Данные проблемы приходится выявлять самостоятельно, и уходят месяцы на перерасчет и восстановление корректности тарифов. Если говорить о качестве покрытия операторов, могу сказать о «Мегафоне» (у нас более 1000 абонентов по всей России), что в целом неплохо, однако за пределами районных центров и федеральных трасс, по-прежнему наблюдается периодическое отсутствие 3G и даже HSPDA-покрытия сети. Голос есть, но этого уже недостаточно.

3. Тут все просто: ждем, что улучшится покрытие Интернета по России и стабилизируются сервисы и «точность» работы как биллинга, так и подразделений, отвечающих за обслуживание корпоративных клиентов. Становятся востребованными и различные облачные услуги, в том числе мониторинг удаленных объектов по различным параметрам. Речь не только о видеомониторинге, но и о мониторинге функционирования различного оборудования. Как минимум нужны надежные комплексы передачи информации с объектов «из коробки», чтобы не приходилось долго и мучительно организовывать канал связи к объекту наблюдения, находящемуся за пределами городов и федеральных трасс. На сегодняшний день каждый такой проект — квест, с негарантированным результатом и сроком реализации ХХ недель.

Читайте также
1 сентября 2024 года должно было стать знаковой датой для предприятий, относящихся к субъектам КИИ: с этого времени они должны были перестать приобретать и использовать так называемые «недоверенные» программно-аппаратные комплексы. Данное событие могло бы стать еще одним драйвером для развития отечественной ИТ-отрасли, однако пока множество сдерживающих факторов – от терминологических до организационных – мешают совершать этот переход.

  Обет молчания. Рис. 5

Эдуард Лапин (Сеть фитнесс-клубов, зам. директора по ИТ):

1. Используем технологию DMVPN на базе маршрутизаторов Cisco, L2VPN оператора МТС. Активно применяются облачные технологии по модели PaaS.

2. Единственное, что категорически не нравится, — несоблюдение технических условий по договорам на услуги связи (например, времени восстановления), причем от операторов «большой четверки».

3. Ожидаем перехода на 5G-сети, продолжение консолидации рынка телеком-услуг, более широких возможностей использования big data и мобильного маркетинга. Бизнесу требуется повышение качества предоставляемых услуг и скорости подключения дополнительных услуг на действующих контрактах.

====================================================================

Эксперт

  Обет молчания. Рис. 6

Елена Абрамова, директор по работе с бизнес-рынком филиала МТС в Санкт-Петербурге:

Телекоммуникационные компании во всем мире, и Россия не исключение, давно вышли за рамки обычных услуг мобильной связи и активно заходят на территорию ИТ-компаний. Помимо уже давно известных дополнительных сервисов многие из нас предлагают полный спектр услуг системного интегратора: внедрение систем электронного документооборота и управления информационным контентом (ECM, Enterprise Content Management), портальные и BPM-решения, а также комплекс решений в сфере облачных технологий, IoT, Big Data, на которые имеет смысл обратить особое внимание.

1. Многие компании начинают отказываться от своих серверов в пользу решений IaaS или уже всерьез рассматривают подобную возможность. Если говорить о SaaS, то помимо облачного комплекта приложений Microsoft Office и антивирусного ПО телекоммуникационные компании предлагают, например, доступ к программному обеспечению для организации веб-конференций и вебинаров.

2. Наиболее популярные на текущий момент решения в сфере IoT— сервисы для «умного» контроля инфраструктуры, в том числе разнообразные решения и платформы для автоматизации сбора показаний с удаленных объектов (учет энергоресурсов, контроль качества эксплуатации и своевременности технического обслуживания оборудования). В частности, такие решения активно внедряются в электросетевых компаниях и организациях тепло- и водоснабжения, в противопожарных сигнализациях, в продуктовом ретейле, на пищевых производствах и в хранилищах, в вендинговых сетях.

3. На российском рынке уже доступны сервисы по анализу больших данных, которые наиболее активно применяются для решения маркетинговых задач: определения подходящих мест для торговых точек, таргетирования рекламы и т. д. Рынок Big Data, который сейчас еще находится на стадии формирования, начнет активно расти.

В условиях тотальной цифровой трансформации можно ожидать операторских решений в части роботизации (AI, Machine Learning), особенно интенсивно подобные решения будут развиваться в сфере клиентского сервиса и CRM.

С запуском и расширением покрытия сетей 5G ожидается повсеместное распространение облачных сред для роботов и автоматических систем, появление услуги Content Delivery Network как сервисас (CDNaaS), развитие разнообразных mission critical-сервисов, возможность предоставления услуг WTTx (фиксированный ШПДИ через мобильную сеть передачи данных), гарантирование QoS и QoE. Технологическая база позволит широко использовать 4К/8К, 3600UHD-видео, которое отличается высокой требовательностью к пропускной способности сетей и низким сетевым задержкам.

Опубликовано 10.01.2018

Похожие статьи