Квантовая экономика как предмет договора

Логотип компании
Квантовая экономика как предмет договора
Хорошо, что логика, математика, физика и ГК РФ трансформируются не столь стремительными темпами

Папа, а кто такой Карл Маркс?

— Экономист.

— Как наша тетя Рая?

— Нет, сынок. Тетя Рая — старший экономист.

Анекдот

Недавно в неспешной беседе один уважаемый всеми CIO задал вопрос: я, говорит, пережил «автоматизацию», «компьютеризацию», «Электронную Россию», переживаю «цифровизацию» и «цифровую трансформацию». Что же я буду переживать дальше?

Я предположил, что если экономика будет повторять путь развития компьютерной техники, то и переживать она будет «квантование» экономики с появлением экономических «кубитов» и прочих «квантовых» эффектов. Я бы даже сказал «э-кубитов». Для интересующихся: это такая сущность, которая может быть в противоположных состояниях в один и тот же момент времени.

Тенденции к этому вполне очевидны: до появления компьютеров состояние «аналоговости» и недетерминированности в экономике преобладало (даже в плановой советской) — не было определено даже количество налогоплательщиков, планы весьма значительно отличались от фактов во всеми вытекающими. Все операции происходили не быстро — многие еще помнят, как в магазинах были две очереди — одна в кассу, другая за товаром. Производили не то что нужно, продавали то, что смогли произвести. Ну и так далее.

Народу не нужны безымянные герои. У нас их нет.

Л. Ф. Вунюков[1]

«Цифровизация» ситуацию с «посчитанностью» однозначно улучшает. Быстро проскочив путь от общего дефицита до перепроизводства, экономика пошла дальше — появляются продукты массового спроса индивидуального изготовления, созданные персонально. В магазин при желании можно уже не ходить: доставка на дом в день заказа получает все большее распространение. Еще несколько лет — и можно будет получить к завтраку свой индивидуально изготовленный (с RFID-меткой) круассан с индивидуальной начинкой. И если все понравится — выразить благодарность повару, нажав кнопку прямо на курьере. Или не благодарность. Цифровая модель руки, ноги, фигуры, прически, очков, контактных линз, диеты, посадки в автомобиле и самого автомобиля позволит получать сделанные на конвейере товары для конкретного человека. Особенно с развитием 3D-печати.

Сервисы, медленно, но, верно, переходят от предложений целевым группам к предложениям конкретно вам. Для этого, конечно же, придется собрать о вас максимально возможное количество информации из всех доступных источников. И периодически ее актуализировать. В том числе и ту, которая сейчас защищается законом о персональных данных. Сводные базы данных по физическим лицам (включая видеоролики с телефона), в свою очередь, уже востребованы множеством потребителей, что порождает соответствующее предложение. Приватность будет принесена в жертву маркетингу, и информация с любыми степенями секретности рано или поздно окажется общественно доступной — это станет только вопросом времени — новые Сноудены и Ассанжи начнут появляться непрерывно. Это же обстоятельство определяет, что никакие законы по охране данных не дадут никаких гарантий, что ваш семейный архив завтра не окажется в общем доступе в Интернете — спрос будет удовлетворен любыми способами. Вопросы же целенаправленных атак рассматривать не имеет даже смысла — если уж лидеры рынка сейчас не могут прекратить регулярные утечки данных, то как обычный гражданин сможет их предотвратить, если за него возьмутся «специалисты»?

Народу не нужны нездоровые сенсации.

Народу нужны здоровые сенсации.

Л. Ф. Вунюков

Однако это все дело если не настоящего, то вполне ближайшего будущего. Если же смотреть немного дальше, то цикл развития сделает очередной виток и полностью описанная, посчитанная и смоделированная «цифра» имеет все шансы превратиться в совершенно неопределенный «квантовый э-кубит». Уже сейчас стало понятно, что матмодели, расчеты ТЭО и тому подобные «цифровые» средства предсказания на длительных промежутках времени ничем не отличаются от кофейной гущи. А в ряде ситуаций типа цены на углеводороды — вообще неприменимы. Что цена одного и того же может быть весьма разной в зависимости от «продаем или покупаем» или вообще принципиально неопределенной. Это очень хорошо заметно уже сейчас, например, по конкурсах по ФЗ-44.

Увеличение розничной цены на товары при одновременном уменьшении оптовой, сокращение сроков гарантий, времен наработки на отказ, овербукинг при продаже билетов, различные долевые договоры станут достаточно распространенным «квантовым» явлением для конечного потребителя. Сферы медицины и образования имеют все шансы на лидерство в этой области — ни объемы финансирования, ни сроки, ни стандарты пока не делают результаты в этих областях детерминированными для конечного потребителя.

Договор по ФЗ-44 вроде как есть, но существует уже и 10 дополнительных соглашений с другими сроками, объемами и ценой. Цена на указателе в магазине вроде бы есть, но купить по ней без дополнительных переговоров с администрацией нельзя. Гарантия на автомобиль вроде бы есть, но со списком ограничений на 30 пунктов. 

Высочайшие достижения нейтронной мегалоплазмы!

Ротор поля наподобие дивергенции градуирует себя вдоль спина и там,

внутре, обращает материю вопроса в спиритуальные электрические вихри,

из коих и возникает синекдоха отвечания...

Э. З. Машкин

Опыт первых эксплуатантов «квантовой» экономики сегодня говорит о том, что лучшие способы избежать различных «флуктуаций» в этой области — использовать все те же, почти никак не изменившиеся за последние 50 лет, точные науки и «аналоговое» законодательство. Эти «теплые ламповые» инструменты пока еще позволяют достаточно успешно отделять «инновации» и «цифровые трансформации» от предмета договора, сроков, стоимости и собственно результатов работ. Если не лениться и пользоваться такими инструментами, можно существенно облегчить себе жизнь при «электронных инновациях» и «квантовых трансформациях». Они же позволят в большинстве случаев однозначно ответить на вопрос, достаточно ли «цифровая» ваша трансформация?

Достаточно ли «трансформировано» то, что вам нужно, в то, что планировалось, или есть куда еще применить «инновации»? Ваша Data уже Big или еще нет? Владение обычными «аналоговыми» сущностями, такими как «Требования к...», «Техническое задание на…» и их правильное сочетание с документами типа «Договор» существенно нивелирует вероятностный характер «квантовой» экономики. Но, к сожалению, люди, разбирающиеся в ИТ, не всегда изучали законодательство, и наоборот, что приводит к интересным «квантовым» эффектам. Несколько свежих примеров:

1. В предмете договора указано: «создание прозрачной системы учета денег». Подрядчик и заказчик вместе с судьей пытаются уже год выяснить, достаточно ли «прозрачна» система учета, сделанная подрядчиком или еще не очень?

2. Может ли «Отчет о предпроектном обследовании электронного предприятия» в десять страниц стоить семизначную сумму?

3. Что должно быть написано в акте приемки-передачи, если предмет договора — «подрядчик должен предоставить заказчику возможность формирования отчетности в таком-то формате»?

============================

Для примера рассмотрим очень распространенный «э-кубит». Тот, кто сталкивался со строительством, хорошо представляет себе типовые стадии стройки, их назначение, риски на каждой из них, документы, остающиеся после. И так же хорошо себе представляет, что смета может быть рассчитана с точностью, применимой на практике, только после того, как создан проект того, что нужно построить. А вовсе не на стадии требований. Смету обычно прикладывают к договору и пишут что-то вроде «изменения в проекте — изменяют смету».

Однако при создании «э-кубита» в «квантовой» экономике, особенно с применением ФЗ-44, в рамках одного договора пишут разработку и «Требований», и «Технического задания», и создание «цифровой инновационной системы», и ее ввод в эксплуатацию. С оплатой по факту с отсрочкой на полгода, гарантийным депозитом процентов 15–20 от суммы договора и прочими «аналоговыми» условиями. Тем самым задавая «э-кубиту» сразу два состояния в момент подписания договора: сроки и бюджеты известны на 100%, реализуемость заранее не детермининирована на эти же 100%.

Этот «э-кубит» является «запутаным» с со следующим по времени — когда по прошествии времени обе стороны пытаются выяснить, как же связаны результаты работ с ТЗ и текстом договора. Когда могут быть акты подписаны или не подписаны, могут быть заплачены деньги или не заплачены, но то, что получилось в результате — участники процесса оценивают ровно противоположно, как белое и черное. В последнее время отвечать на вопрос: «Что же получилось из того, что должно было получиться?» —становится модным делать это сразу в арбитраже и с привлечением внешних экспертов.

============================

Далее процессы «квантования» в экономике могут развиваться намного более динамично. «Э-кубиты» могут иметь массовый характер, как только большая часть экономики будет окончательно «оцифрована» и появится возможность сравнить цифры, полученные в результате различных мероприятий, между собой. На рынке обязательно появятся и будут востребованы специалисты, умеющие выявлять на ранней стадии и работать с подобными «квантовыми» эффектами экономики.

Хорошо, что логика, математика, физика и ГК РФ трансформируются не столь стремительными темпами.




[1] Лавр Федотович Вунюков, герой повести А.и Б.Стругацких «Сказка о тройке».



Опубликовано 21.09.2018

Похожие статьи