Есть ли будущее у цифровизации?
Проблемы автоматизации
Массовая автоматизация производства и бизнес-процессов началась довольно давно и располагает уже достаточно длительной, не на одно десятилетие растянувшейся историей. В этой истории были и взлеты, и падения. Но, пожалуй, плохого было больше, чем хорошего. И уж во всяком случае, успехов меньше, чем можно было ожидать. Причин тут несколько. Здесь и бурное развитие технологий, за которым не успевают:
-
развитие процессов, которые должны эти технологии выбирать, внедрять, адаптировать, поддерживать и развивать;
-
умение использовать новые технологии в практической деятельности широким кругом специалистов;
-
законодательство и стандарты, которые должны способствовать развитию технологий и сокращать риски их применения.
Здесь и заблуждения, и предрассудки, которые из-за слабой грамотности общества, расцветают пышным цветом:
-
ИТ могут всё;
-
ИТ ничего не могут, и поэтому на них не надо тратить время и силы;
-
главное – правильно выбрать программу и/или внедренца;
-
все программы и компании, их предлагающие, одинаковы, и поэтому не стоит тратить время на их выбор;
-
автоматизацией должны заниматься ИТ-специалисты;
-
автоматизацию придумали ИТ-компании, чтобы продавать свои услуги.
Список таких цитат, большинство из которых, как видите, прямо противоположно по смыслу, можно продолжать до бесконечности.
Для многих до сих пор ИТ представляются терра инкогнита, куда лучше и не заглядывать из опасения, что оттуда выскочит черт, которого потом не загонишь обратно.
ИТ – неотъемлемая часть быта
Парадокс заключается в том, что ИТ стремительно ворвались в частную жизнь всех слоев общества. И сегодня трудно представить себе человека, кроме разве что совсем дремучего, не умеющего пользоваться мобильным телефоном и простейшими программами, доступными с его помощью.
Для большинства из нас гаджеты стали неотъемлемой частью повседневной жизни. И трудно уже представить, как мы жили без них. С ними мы заказываем и оплачиваем товары и услуги, общаемся с друзьями, фиксируем происходящие события, получаем доступ к информации о любом объекте и субъекте. Они с нами с утра до вечера и с вечера до утра.
Можно относиться к этому как угодно, но вряд ли удастся что-то изменить в том, что молодое поколение существует, постоянно уткнувшись в свои устройства и не мыслит жизни без Интернета и социальных сетей.
А раз ситуацию нельзя изменить – надо ее использовать.
Корпоративные ИТ отстают
Однако положение в бизнесе, на производстве или в обслуживании совершенно иное. Хотя сегодня трудно представить даже самую крохотную компанию, которая обходится без компьютеров, – эффективность их применения оставляет желать лучшего. Большинство используемых сотрудниками программ неудобно и работает из рук вон плохо. Хорошо если их возможности реализованы на 10–15%. Именно поэтому многие воспринимают ИТ не как помощь, а как наказание. И понятно, что одними лозунгами ситуацию не исправишь.
Чего не хватает цифровизации
Впрочем, не следует относиться к цифровизации только как к очередной фишке, придуманной продавцами и консультантами для успешного продвижения своих товаров и услуг. Современные технологии действительно могут позволить компании кардинально изменить свой бизнес и деятельность. Однако при соблюдении определенных условий.
Прежде всего, это системный архитектурный подход, который крайне плохо приживается на отечественной почве. Можно купить замечательную программу, но установить ее на неподходящее оборудование в несоответствующую инфраструктуру. А потом удивляться, почему она плохо работает. Можно не промахнуться с инфраструктурой, но не предусмотреть систему поддержки пользователей и обслуживания. И нарваться на слабое применение программной системы, а то и вовсе на отказ от нее. Можно не объяснить пользователям, как с ней работать, и получить сплошные сбои и ошибки. Нюансов много, и без комплексного подхода, основанного на архитектуре предприятия, на многолетнем использовании ИТ, на стандартах и лучших практиках, успеха не добиться.
Архитектура предприятия – условие успешной цифровизации
Архитектура предприятия, которая во всем мире развивается с конца прошлого века, у нас далеко не имеет того распространения, что нужно для цифровой экономики. Если в США, например, необходимость основывать развитие ИТ на архитектурной модели и стратегии прописано для госпредприятий в акте Клингера — Коэна (1996 г.), то у нас ничего подобного нет и не планируется.
Прежде чем заниматься цифровизацией, требуется:
-
разработать текущую архитектурную модель предприятия (или модели разного уровня сложности и глубины в зависимости от тех задач, для которых они предназначены);
-
провести экспертизу возможностей применения современных технологий для развития организации на основании архитектурных моделей;
-
сформировать гибкую стратегию трансформации организации на основании выбранных технологий и целевую архитектурную модель предприятия (или модели). При этом учитывать так называемое расширенное предприятие, то есть включить в модель клиентов, поставщиков и других партнеров;
-
на основе стратегии построить портфель (или портфели) проектов и грамотно управлять их выполнением, опять же, на основе стандартов и лучших практик;
-
осуществлять мониторинг развития технологий для того, чтобы снизить риски использования устаревших и тупиковых технологий, регулярно обновлять стратегию, целевые архитектурные модели и пересматривать портфели проектов.
Поддержка и обслуживание: ИТ не готовы к цифровизации
А перед этим, прежде всего, надо наладить систему поддержки и обслуживания, обучения и управления изменениями, управления рисками и информационной безопасности.
О какой цифровизации может идти речь, когда два крупнейших телекоммуникационных оператора не могут ответить о прохождении платежа! То есть они или не знают, или не хотят знать, поступили ли деньги на мой номер – столкнулась с этим недавно лично и была неприятно поражена. Причин тут может быть две: либо такой уровень внедрения информационных систем и их интеграции, либо вопиющая неграмотность службы поддержки. А скорей всего, и то, и другое.
Еще раз хочу отметить, хоть это и очевидная вещь, что чем сложнее технологии, тем, с одной стороны, важнее, а с другой – сложнее обеспечивать их эффективное использование.
Мода на цифровизацию с моей точки зрения не менее опасна, чем недооценка современных технологий. Ведь чем сложнее технология, чем сильнее бизнес на ней основан, тем более серьезными и угрожающими становятся риски. Погоня за тем, чтобы быть не хуже других, может сыграть с российскими компаниями злую шутку. Именно потому, что ни инфраструктура, ни обслуживание, ни уровень ИТ-грамотности руководства и пользователей не соответствует тому, чтобы использовать инновации.
Инфраструктура многих компаний устарела и не отвечает требованиям безопасности, надежности и гибкости. Облачные технологии используются чересчур осторожно. Да и предложения их на рынке не соответствуют международным стандартам, часть из которых даже не переведена на русский язык и мало известна в России. Деятельность облачных провайдеров не регулируется законодательно, область их ответственности не определена.
Уровень обслуживания пользователей и эксплуатации ИТ-активов крайне низок. Большинство компаний в лучшем случае находятся в начале освоения ITIL. Многие жизненно важные ИТ-сервисы даже весьма крупных компаний периодически неработоспособны. Это касается даже телекома, о чем писала выше, и банковского сектора, с чем тоже неоднократно сталкивалась. SLA выдерживается в редких случаях. Уровень качества сервиса, предоставляемого аутсорсерами, также весьма низок и никак не регулируется государством.
Низкая ИТ-грамотность – еще одно препятствие для цифровизации
Под ИТ-грамотностью я понимаю умение применять современные технологии для решения широкого спектра производственных и деловых задач, а не только для домашнего использования. Последнему учат на уроках информатики в школах и институтах. А вот первому где? ИТ-грамотность практически всего населения охватывает только умение обращаться гаджетами, прежде всего мобильными телефонами. Использование современных ИТ-технологий на работе существенно отстает от их применения в быту. В отличие от персонального ПО промышленные системы громоздки, неудобны и не дружелюбны.
Идея, которая бытовала в эпоху младенчестве ИТ, – что такие системы должны ориентироваться на человека слабо знакомого с компьютером, по-прежнему жива. Хотя пользователи сейчас совершенно иные. Молодежь хорошо владеет компьютерами с малолетства и даст фору многим учителям информатики. Но именно поэтому представление молодых людей о программных системах ограничивается простейшими программками на Бэйсике, а об инфраструктуре – модемом и роутером.
Опыт преподавания основ управления ИТ на последнем курсе бакалавриата показал мне, что «испорченные» информатикой студенты с трудом усваивают как сервисный подход к ИТ, так и понимание архитектуры предприятия и принципы управления ИТ-проектами.
Робкие попытки государства
Поэтому меры, которые предприняты на государственном уровне, кажутся мне чересчур робкими. Все равно как лечить серьезное заболевание витаминами. Или еще грубее – мертвого припарками. Для того чтобы страна пошла по пути цифровизации, надо инициировать глубочайшие, коренные изменения в различных областях жизни общества, государства и его граждан.
1. Обучение, образование, развитие ИТ-грамотности широчайших слоев населения. Уроков информатики уже недостаточно. Надо расширить темы, связанные с ИТ, увеличить количество часов, сделать всеобщими экзамены по основам ИТ.
2. Грамотное, соответствующее современному уровню обучение ИТ-специалистов. Большинство программ высшего образования безнадежно устарели. Те из них, что пытаются угнаться за развитием технологий, очень эклектичны и оставляют у студентов кашу в голове. Попытки привязать программы курсов к профстандартам оборачиваются не системным пересмотром, а натягиванием существующих программ на профстандарты.
Разделение на бакалавриат и магистратуру, которое должно было привести к осознанной специализации студентов и параллельному теоретическому и практическому освоению специальности в магистратуре, закончилось тем, что магистры превратились в вечерников. То есть они приходят в аудитории настолько уставшими, что не в силах что-либо осваивать. Очевиден разрыв между практикой – тем, что нужно работодателям от студентов, и теорией – тем, что они изучают в университетах. Необходимо подобный разрыв устранить, привлекая компании к обучению, преподаванию, передаче студентам практических навыков. Конечно, это потребует обучения практиков преподавательским компетенциям.
3. Законодательство, разработка, внедрение и продвижение стандартов и лучших практик.
Мало заниматься только переводами международных стандартов, которые к тому же весьма фрагментарны и, естественно, отстают от появления первоисточников. Надо предусмотреть системную разработку отечественных стандартов. Надо вспомнить, что серия ГОСТ 34 90-х годов прошлого века многократно обогнала международный уровень стандартизации. А во многом и сейчас превосходит международные стандарты разработки систем и программных систем. Тем более их, мягко говоря, несовершенные переводы.
Стандарты, как и программные системы, мало перевести. Они должны быть локализованы, то есть изменены с учетом особенностей конкретной страны. Тем более что даже хороший перевод идентичен источнику не более чем на 70–80%.
4. Необходимо предусмотреть всестороннюю пропаганду возможностей современных ИТ. Сегодня это только отдельные опыты, а надо, чтобы это было повсеместно.
«Как вы яхту назовете…»
И в заключение о терминах. Слово «цифровизация» мало того, что неблагозвучно, так еще и весьма неточно отражает смысл, который в него вкладывают. Мне сразу вспоминается бородатый анекдот: «Какова вероятность увидеть медведя на улицах Москвы? – Пятьдесят на пятьдесят: или увидишь, или нет». То есть в самом термине скрыто некоторое шутовство и насмешка. Превратить в цифру можно, конечно, что угодно. Только надо ли? Как всегда, с нами сыграл злую шутку перевод слова digital. Иногда в целях более точного перевода термина используют еще более неблагозвучную транслитерацию – «диджитализация».
Я согласна, что слово «автоматизация» не отражает той роли, которую приобретают в наше время ИТ. Ближе всего, по-моему, «информационный прорыв», или «инновационность», или «информатизация». Может быть, следует ввести какой-то другой термин?
И тогда из «Беды» вдруг выплывет «Победа», и ИТ займут то место, которого они достойны и куда им непременно надо попасть со всех точек зрения: общественной, государственной, корпоративной и частной.
Начну с того, для чего необходимо развитие личного бренда ИТ-директору. Причин несколько, и все они крайне важны.
Опубликовано 03.10.2018