Коллективный разум: добро, зло или фантастика?

Логотип компании
Коллективный разум: добро, зло или фантастика?
Коллектив может не только продвигаться, развиваться и креативить. Он может и тормозить развитие, сопротивляться новшествам и даже саботировать

Эту статью не стоит даже просматривать тем, кто считает себя великими индивидуалами, а также убежденным индивидуальным предпринимателям и другим одиночкам. Статья предназначена для мучеников change-managementa и руководителей коллективов.

Жил-был разум. Человеческий такой. Причем у каждого человека. У каждого свой – у кого больше, у кого меньше. Конечно, у каждого и ум есть. Но разум – только у человека. Умом и животные обладают. А вот разумом – только человек. И каждый живет и своим умом, и своим разумом. Внутри. В каждой голове свой.

Но вот объединяются люди, по интересам или что-то сложное изготовить. Собираются, значит, люди в артель или бригаду, или даже в департамент с отделами всякими. И тут начинаются игры разума. Взять для примера бригады столяров-мебельщиков. Вроде бы и каждый свое дело знает, и разумом не обделены, и инструменты одинаковые. А вот у одних получаются шкафы, столы и кресла с цветочками-ангелочками резными, а у других – только табуреты и стульчики скрипучие, колченогие, шаткие-валкие.

Пример, конечно, так себе. Для красного словца. Гротеск, можно сказать. В жизни все гораздо сложнее. Однако, сказка – ложь, да в ней намек...Такое вот явление – разные группы людей, разные результаты. И говорят в таких случаях – «эта бригада может» или «не может» что-то сделать. Получается, у каждой бригады свой разум? Не только у каждого человека свой разум, но и у каждого коллектива. То есть разум вне разума (каждого отдельно взятого человека). Вроде бы не должно такого быть, но это есть. Думаю, что любой человек, поработавший в разных коллективах, может припомнить их особенности. По ощущениям – комфортные или нет, по возможностям – эффективные или нет.

Выходит, существует такое явление – коллективный разум. Неважно, что за коллектив – бригада, цех, завод, отдел или спортивная команда. Достаточно какого-то обособления от окружающих.

Наверное, всем встречались такие понятия, как командный дух (он же team spirit), слаженность, сыгранность (в спорте), инициатива масс, инстинкт толпы. Что же это как не проявления коллективного разума? Еще говорят о корпоративной культуре – совокупности моделей поведения, которые приобретены компанией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавших свою эффективность и разделяемых большинством членов коллектива. Мудрёно, правда?

Пошарив по Интернету, я нашел только упоминания о «коллективном интеллекте». И то по отношению к животному миру. В качестве примеров названы пчелиный улей, муравейник, косяк сельди. Тоже разум за пределами разума каждого отдельного животного. Но речь не о животных. Так что же это такое – добро, зло или бесполезная сущность?

Немножко добра

Советское образование располагало к позитиву и развитию на фоне позитива. Поэтому и события окружающего мира воспринимались в таком ключе. Фактически это был лозунг: «Наша цель – позитив». Говорилось, конечно, «коммунизм», но и сейчас это означает скорее позитив, хотя и вряд ли достижимый.

Позитив – это добро. Надеюсь, никто не будет с этим спорить. «Добро» коллективного разума – в способности коллектива накапливать и применять опыт в своей деятельности. Успешнее работать и создавать новые ценности, продукты, продавать их и приносить пользу своему коллективу. Здесь и развитие способностей, и расширение возможностей, и повышение морального духа. Просто замечательно! Добрее и не придумать.

Именно такое представление о коллективном разуме у меня было довольно долго. Однако у медали, как всегда, две стороны...

Немножко негатива

В какой-то период жизни несколько раз услышал о «коллективном разуме» как о негативном качестве. Услышал от авторитетных управленцев, с авторитетными сертификатами и опытом.

В самом деле, коллектив может не только продвигаться, развиваться и креативить. Он может и тормозить развитие, сопротивляться новшествам и даже саботировать. Вот вам и другая сторона медали, точнее – разума коллективного. А потому и был придуман пресловутый change management. Именно для борьбы с коллективным разумом.

Немножко сомнений или философии

Единство и борьба противоположностей – это точно философия. И вот с этим придется жить любому желающему (или приговоренному) управлять коллективом и его коллективным разумом. «Полушария» добра и зла у коллективного разума не одинаковы, а постоянно меняют свои пропорции. В день зарплаты, например, добро явно перевешивает.

Любой, даже самый молодежный и перспективный коллектив может вдруг «съежиться», «ощетиниться» и превратиться в тормоз прогресса. И это нормально. Такой уж он, коллективный разум.

Надо ли вообще задумываться о коллективном разуме? Зачем это «успешным менеджерам»? Нужно ли оно по-настоящему успешным менеджерам? А это еще более философский вопрос. Вроде такого: надо ли смотреть по сторонам на пешеходном переходе, если ты идешь на зеленый свет? Можно сказать, что в современном мире неважно, что думают сотрудники. Управлять можно деньгами – когда плюс, когда минус. Так ли это?

Конечно, да, но... как всегда есть «но». Это до определенного предела допускается коллективным разумом. Его можно преодолеть диктаторскими (репрессивными) методами. Часть людей подчинится, но работать будут хуже. Наиболее чувствительные уйдут. Вроде бы и ничего. Однако уходят лучшие. Как правило. Надо ли это эффективному руководителю?

Для пофигистов это неважно. В условиях дефицита кадров – есть некоторые риски ухудшения качества персонала. Опыт нарабатывается годами. Уход ключевых фигур в процессах может повлиять на качество продукции или работ.

И совсем чуть-чуть дзэна

А ведь все это можно использовать. И со взаимной выгодой. И для ума, и для сердца, и даже для разума коллективного. Управление коллективным разумом все-таки реально. Есть такие возможности: есть где, есть чем, есть с кем... в общем, вы понимаете.

Кнут и пряник – самые простые инструменты. Главное, правильно их употребить. Лучше, если «кнут» незаметен, но ощутим. Достаточно, если «пряники» очень сладки, но вполне виртуальны. Вопрос в умении ими пользоваться. Инструментарий воздействия – это всего 1 рубль (как говорится в известном анекдоте об автомеханике. про 100 рублей за два удара молотком для починки мотора), а вот знание «куда нужно стукнуть молотком» – это 99 рублей.

Кто сумеет управлять коллективным разумом, сможет добиться процветания, не потеряв ценнейший человеческий капитал. В том числе собственную драгоценную деловую репутацию.

Опубликовано 01.08.2019

Похожие статьи