Операция на работающем двигателе

Логотип компании
Операция на работающем двигателе
Очень редко попадаются люди, которые мыслят шире, чем простираются интересы их подразделений

Промышленные предприятия редко выступают в роли флагманов в области использования информационных технологий: при внедрении современных ИТ-решений им зачастую приходится преодолевать множество барьеров – технологических, организационных и ментальных. В последние годы к ним добавилась и проблема импортозамещения. Как с вызовами справляется АО «Улан-Удэнский авиационный завод» г.Улан-Удэ, входящий в состав холдинга «Вертолеты России», нам рассказал директор по информационным технологиям Олег Агнаев.

Операция на работающем двигателе. Рис. 1
Олег Агнаев

Олег Агнаев, директор по ИТ, выпускник MBA Школы IT-Менеджмента  

Какой карьерный путь вы прошли, прежде чем стали директором по ИТ Улан-Удэнского авиационного завода?

Я два года трудился на Улан-Удэнском авиационном заводе, прежде чем в феврале 2019-го стал директором по информационным технологиям, а до этого 17 лет отдал работе на другом предприятии – ООО «Предприятие «Аэротех». Пришел туда студентом, начал с должности системного администратора, а закончил заместителем директора по ИТ. В свое время это предприятие было полностью автоматизировано нашими собственными силами. Но вернусь к Улан-Удэнскому авиационному заводу, куда меня пригласили в 2017 году. Дело в том, что там были проблемы с проектом по внедрению «1С: ERP», а я должен был его возглавить, и помочь его поднять. Все получилось удачно, и в 2019-м мы запустили систему на предприятии. Конечно, не вся функциональность была нами реализована, но все необходимое мы сделали. По завершении проекта меня и назначили директором по ИТ.

Какие навыки и умения вы считаете своими сильными сторонами?

Я считаю, что у меня хорошо получается управление персоналом, умение мотивировать людей, знание их психологии. Думаю, это меня отличает от большинства «стандартных» ИТ-директоров. При этом я понимаю задачи бизнеса и желания отдельных начальников различных подразделений. Этому меня научила школа ИТ-менеджмента при РАНХиГС, которую я окончил в 2010 году и получил степень MBA. В 2015-м я еще раз прошел там курс на получение MBA, – но уже по информационной безопасности.

Вы на Улан-Удэнском заводе также отвечаете сегодня за ИБ?

Частично. Мне хотелось бы развить это направление на предприятии. Дело в том, что у нас есть обычная служба безопасности, и есть ИТ. Службы информационной безопасности как таковой у нас пока нет, но я веду подготовительную работу по ее запуску.

Сегодня по всей стране идет цифровизация экономики. Как она реализуется в вашей отрасли, на вашем предприятии? Как вы полагаете, цифровизация – это очередной хайп или давно назревшая задача по глобальному изменению подходов к производству, к экономике, к бизнесу, для решения которой необходимо изменить и собственное мышление?

Хайп заключается в том, что люди до сих пор не до конца понимают, в чем различие между автоматизацией и цифровизацией. Я считаю, что это практически одно и то же, отличий здесь практически нет. Как автоматизация, так и цифровизация направлена на улучшение бизнес-процессов. Придумали новый термин и зацепились за него. Процессы автоматизации начались давно. И это очень полезное и нужное направление. Правда, здесь есть некоторая перегрузка. Люди любят крайности. Уже давно можно услышать прогнозы, что скоро в цехах будут трудиться одни роботы, а один живой сотрудник заменит собой сразу десять и больше. Такого, конечно, не бывает, но могу сказать, что в моей практике были случаи, когда автоматизации реально поднимала эффективность в десятки раз.

Как вам это удалось?

Все дело в организации правильного бизнес-процесса и хорошем программном обеспечении, которое позволяет не дублировать те или иные действия. Например, при разработке технологического процесса в специализированном программном обеспечении, технолог тратит больше времени, чем если бы работал с бумагой. Это происходит за счет того, что эти данные нельзя ввести просто так. Их надо выбрать из справочников, а значит, создает некоторые неудобства. Но когда он делает уже следующие техпроцессы, аналогичные первому, то тратит в несколько раз меньше времени. Возьмем, к примеру, процесс разработки сложной авиационной детали. Он может занять недели. Технолог должен досконально знать, как ее сделать, какой инструмент применить, чтобы можно было написать программу для станка с ЧПУ. Но если нужно выполнить аналогичную или похожую деталь, то техпроцесс можно сформировать буквально за несколько минут, благодаря копированию данных. Особенно это актуально для простых деталей. Там вообще повторный процесс можно разработать за минуту, просто поменяв размеры или другие параметры. К тому же такую операцию, как замена материала или замена инструмента, можно сразу включить во множество техпроцессов. Это и ускоряет работу технолога, и способствует снижению трудоемкости его работы.

Данный пример, показывает выгоду при использовании отдельных АРМов(автоматизированных рабочих мест), но по моему мнению, выгода от ИТ возникает именно на стыке разных подразделений, когда образуются сквозные бизнес-процессы. Например, технолог создает техпроцесс, а экономист по этому техпроцессу высчитывает себестоимость. Деятельность экономиста также упрощается. Здесь и возникает выгода. Далее техпроцесс используется для выдачи материалов со склада производственникам. Планово-диспетчерскому отделу тоже проще во много раз будет работать. Программа сама формирует им требования на выдачу со склада. До сих пор на многих предприятиях ИТ воспринимается как набор АРМов. Во главу угла ставят понятие АРМ, но забывают про взаимодействие этих АРМов, про то, что они должны быть взаимосвязанными. Вот здесь уже можно говорить об автоматизации. Ну а цифровизация это следующий этап развития автоматизации.

Как организовать интеграционные процессы? Как подвигнуть людей на взаимодействие друг с другом?

Подвигнуть никого не получится. Очень редко попадаются люди, которые мыслят шире, чем простираются интересы их подразделений. Из таких получаются великолепные генеральные директора или управляющие. Но и у них существует приоритетность задач. В свою очередь, CIO или CDO должен видеть свою задачу в том, чтобы помогать другим подразделениям. Тогда его профессиональный уровень значительно повышается. Он начинает мыслить шире, понимать задачи бизнеса, вникать в бизнес-процессы. И тогда он видит, что информацию, предоставленную технологами, может использовать, например, производство или экономический департамент. А информацию, предоставленную экономистами, – финансовый департамент. Вот тогда он и начинает строить взаимосвязи в виде программных продуктов или информационных систем. Эпоха локальных АРМов давно кончилась, и началась эпоха сложных комплексных информационных систем. Нередко таким «все понимающим» сотрудником становится финансовый директор, директор по развитию или другой топ-менеджер. В конечном итоге ему и начинают подчиняться ИТ. Если начальник ИТ подразделения начинает брать на себя ответственность за автоматизацию бизнес-процессов предприятия, то в скором времени он становится ИТ директором и повышает свой статус и ИТ в целом.

Вы разобрались в бизнес-процессах предприятия? Как быстро вы это сделали?

В бизнес-процессах завода я пока не разобрался. Их много. Предприятие очень большое, около шести тысяч сотрудников. Мы производим вертолеты. Это очень сложный в технологическом отношении продукт. К тому же все наши изделия уникальные, отличающиеся друг от друга. Завод выполняет стопроцентный цикл производства. Конечно, какие-то комплектующие мы закупаем, но от литейных процессов до сборки агрегатов все выполняет наш завод. Поэтому я решил организовать подразделение по анализу и оптимизации бизнес-процессов. Уже утверждена структура, и в ИТ теперь появится подразделение по анализу бизнес-процессов.

Вы уже разработали дорожные карты развития ИТ?

Я сейчас занимаюсь созданием ИТ-стратегии. Когда я стал ИТ-директором, мы инвентаризировали текущие проекты, как наши, так и с нашим участием. Все они будут задействованы в ИТ-стратегии и в дальнейшем реализованы.

Вы начали свой путь ИТ-директора с внедрения системы «1С» на предприятии. Почему именно ее выбрали?

Мы находимся в составе холдинга «Вертолеты России» и по понятным причинам не можем рассматривать зарубежные решения. Среди российских продуктов альтернативы «1С: ERP» попросту нет. Когда ты реализуешь крупный проект на уровне ИТ-директора, программное обеспечение конечно очень важный инструмент, но для успеха проекта необходимо не только это. Нужно управлять людьми, взаимоотношениями и знание программного продукта не требуется. Я не знаю платформу «1С» как разработчик или консультант, но понимаю, что это быстро развивающаяся система, у которой сейчас альтернативы на рынке нет.

Какие методологии управления проектом вы чаще всего используете?

Я всю жизнь работаю по Agile. Раньше я даже не знал, что это так называется. Просто был уверен, что именно так правильно. Сейчас все проекты мы ведем по данной методологии, хотя это и непросто. Тендеры, сложные закупки – все это занимает многие месяцы, особенно на предприятиях с государственным участием. Из-за этого приходится запускать сразу крупный проект. Хотелось бы делать много мелких и быстрых проектов, но так не всегда получается. Тем не менее мы всегда стараемся как можно быстрее отдать продукт нашим пользователям, заказчикам. Допустим, разрабатываем какие-то блоки, интегрируем с историческими системами, а затем запускаем блок в эксплуатацию. Возьмем для примера какой-нибудь справочник, который раньше поддерживался в исторической системе. Мы говорим, что теперь его надо вести в «1С», а данные в историческую систему будут транслироваться автоматически. При этом в исторической системе мы закрываем доступ к этому справочнику, чтобы его никто не мог редактировать. И так постепенно, блок за блоком, выполняем проект. Сложности есть, но все проблемы быстро всплывают, выявляются и решаются намного оперативней.

Вообще, я стараюсь везде использовать Agile, не только при разработке проекта, но и в целом в работе. Приведу пример. Мы готовим ИТ-стратегию, в рамках которой делаем или актуализируем паспорта для всех информационных систем, существующих на нашем предприятии. Я прошу своего сотрудника сделать и показать мне только один паспорт для ИС. Он показывает мне его, и я уже вижу недочеты, вижу, что мы забыли, когда формировали шаблон для паспорта. После устранения всех недочетов можно делать паспорта для второй и последующих систем. Наконец, на четвертой итерации мы получаем уже вполне качественный шаблон, который можно раздать всем для заполнения. Если бы мы раздали всем неправильный шаблон, то через месяц получили сотню неверных паспортов, которые пришлось бы исправлять несколько раз. А так мы внесли коррективы всего в четыре паспорта.

Когда вы ставите своим подчиненным задачу на основе Agile, вы говорите им о финальной цели проекта?

Конечно, мы очень открыто взаимодействуем с персоналом. Мы сидим вместе в офисе Open Space, общаемся, обмениваемся информацией. Я всегда раскрываю коллегам весь путь, по которому мы движемся, но не трачу на это слишком много времени. Час в неделю у меня уходит на проведение совещания, где я рассказываю о всех направлениях.

Если говорить о развитии вашей ИТ-стратегии вашего ИТ-департамента, то что является программой минимум, а что – программой максимум?

Программа минимум – это автоматизация учета производства. Не планирования, не прогнозирования, а именно учета. У нас на предприятии пока не очень хорошо организован учет операций, ТМЦ и т. д. Ну а программа максимум охватит и все остальное. Вторым этапом я планирую автоматизировать планирование.

На нашем предприятии очень часто меняется план производства, такова специфика. Наш завод можно по праву назвать клиентоориентированным. А когда ты клиентоориентирован, то должен уметь быстро менять свои приоритеты и подстраиваться под пожелания заказчика. Вот в этом и может помочь автоматизация планирования.

Насколько широко вы используете искусственный интеллект в производстве и проектировании?

Нам еще об этом говорить очень рано. Конечно, я мечтаю, когда-нибудь появится беспилотный транспорт, перемещающий грузы по территории завода. А разгружать эту грузы будут роботы. Но это не искусственный интеллект. Это запрограммированное оборудование, действующее под управлением определенных алгоритмов. Настоящий искусственный интеллект, который может обучать себя и изменять свое поведений еще только в мечтах.

Промышленный «Интернет вещей» сегодня широко применяется на производстве. Есть ли у вас решения на его основе?

Частично мы уже начали его использовать. Применяем станки, генерирующие определенную информацию, с которой можно работать. На электрооборудовании мы тоже используем IoT. И эта сфера будет все время расширяться.

Скоро полгода, как вы работаете в должности ИТ-директора. Много ли у вас задач?

На многих российских предприятиях технологии автоматизации внедряются с многолетним опозданием. Но и на зарубежных заводах ситуация схожая. Мало кто использует новейшие и самые передовые технологии. Взять, к примеру, автомобильную индустрию. Сенсорные экраны и тачпады в автомобилях появляются только сейчас, хотя в нашу повседневную жизнь они вошли более десяти лет назад. На предыдущем предприятии, где я работал, мобильные решения стали внедрять довольно быстро. Но это было небольшое предприятие. На крупном же требуется серьезная подготовка данных, инфраструктуры и т. д. Зачастую мешает и предыдущая автоматизация: устаревшие морально и физически системы, зоопарк приложений, разрозненные АРМ, отсутствие интеграции. С одной стороны, проще создать новое с нуля, но ведь в это время и людям на чем-то работать надо. В итоге приходится, если можно так выразиться, модернизировать машину, которая при этом едет и остановить её на ремонт нельзя ни на минуту. Меняем двигатель на ходу. Вот с такими задачами сталкиваются ИТ. Но все задачи можно решить.

 

Опубликовано 01.08.2019

Похожие статьи