Затягивание пояса: стратегия или вынужденная необходимость?
Любой кризис вынуждает более внимательно считать деньги, планировать расходы, не тратить лишнего, но по максимуму использовать уже имеющиеся возможности. Нынешний экономический коллапс, вызванный пандемией коронавируса, особый. Он затронул не только Россию, не только какие-то отдельные государства, но практически весь мир. Большинство компаний и организаций перешло на удаленный режим работы – такое испытание для ИТ-инфраструктуры и информационных систем можно приравнять к боевым условиям. А в боевых условиях сразу видно, что работает с максимальной отдачей, где необходимы усилия по оптимизации, а от чего можно отказаться без каких-либо последствий. Кризис, вызванный коронавирусом, пришелся на эпоху цифровой трансформации бизнеса, когда компании активно осваивают новые технологии и решения, ищут новые подходы к клиенту, стараясь сохранить и приумножить конкурентное преимущество на рынке. Это тоже требует определенных затрат. А продолжающееся использование устаревшего оборудования и систем зачастую обходится еще дороже. Как соотнести стремление к цифровизации и необходимость оптимизировать расходы? Мы поговорили на эту тему с экспертами российского ИТ-рынка.
На чем можно экономить
Евгений Свидерский, руководитель проектного отдела компаний #CloudMTS и «ИТ-Град» (ГК МТС), напоминает о том, что цифровизация – неотъемлемый процесс для развития любого бизнеса. Однако впоследствии компании обрастают целым спектром различных ИТ-систем: учетными системами для организации работы, бухгалтерскими, клиентскими. «Многие компании пытаются сэкономить на оборудовании, используемых технологиях и ПО. Поэтому чаще попытки цифровизации приводят к разрозненному набору ИТ-решений, нежели к единой экосистеме взаимосвязанных сервисов. Поддержка всех этих разрозненных систем требует значительных инвестиций в ИТ, оптимизации процессов и инфраструктуры. Сюда входят расходы на доработку и обновление решений, а также сервисов, используемых для объединения разрозненных систем в единую систему. К тому же для большинства компаний самостоятельная поддержка ИТ-инфраструктуры зачастую является не профильной активностью, требующей найма в штат высококвалифицированных технических специалистов. К сожалению, не каждая компания, особенно небольшого размера, может себе это позволить. Именно поэтому передача на аутсорсинг задач по построению и поддержке ИТ-инфраструктуры может стать оптимальным вариантом», – говорит он.
По мнению Владимира Боброва, руководителя проектов департамента ИТ-аутсорсинга ГК «КОРУС Консалтинг», одной из серьезных проблем для заказчиков является недостаточное количество узких специалистов по поддержке непрофильных систем. «Например, не каждая компания может позволить себе держать эксперта по ИТ-решениям Oracle или гиперконвергентным системам. Так как собирать собственную команду для всех систем достаточно дорого, на рынке распространена практика передачи на аутсорсинг комплексной или частичной ИТ-поддержки, это позволяет решить вопрос с оптимальными затратами», – замечает эксперт.
Тяжелое наследство
Что же делать с «тяжелым наследством» прошлых лет? «Устаревшее оборудование очень затратно в вопросе стоимости продления гарантии, – считает Василий Попов, директор департамента по работе с клиентами российского представительства компании Fujitsu. – При всем этом оно не столь производительно. Замена на новое оборудование привела бы к экономии средств на поддержку и его использование в целом, включая энергозатраты на функционирование, охлаждение и т. д., а также оптимизации места в дата-центре. Большой проблемой становится и мониторинг различных систем, отслеживание состояния оборудования, гарантийных сроков, сроков амортизации и т. п.»
«Устаревшее оборудование и Legacy-системы создают трудности для служб ИТ-поддержки. Примечательно, что поддержка устаревших решений теряет особый смысл, а процесс их замены более современными может вызвать серьезные проблемы. Достаточно вспомнить попытки замены мейнфреймов с ресурсом работы более 15 лет, которыми до сих пор пользуются около 70% компаний из Fortune 500. Почти три четверти таких проектов закончилось неудачей. Основными причинами стали острая нехватка специалистов по этим технологиям в процессе миграции и глубокая кастомизация унаследованных приложений», – объясняет Александр Рожков, директор управления продаж продуктов и сервисов ГК Softline. Эксперт напоминает, что более 60% компаний планируют модернизацию ИТ-систем. «Владельцам традиционной инфраструктуры крайне сложно оперативно изменить бизнес-модели и выдерживать конкуренцию с компаниями, имеющими в своем распоряжении современный ИТ-ландшафт, включая Kubernetes-среды для ускоренной разработки современных приложений на основе микросервисного подхода. Специалисты подсчитали, что стоимость реализации сервиса в микросервисной платформе на 20% ниже, чем при стандартной аренде вычислительных ресурсов. Ожидается, что через пару лет число компаний, использующих контейнерные приложения, вырастет в 2,5 раза», – заключает он.
Основные вызовы, с которыми сталкиваются сегодня компании, – необходимость перераспределения ИТ-бюджетов, ограничения в части масштабируемости ресурсов, сложность администрирования гетерогенного ИТ-ландшафта, повышенная нагрузка на службы поддержки и информационной безопасности, сокращение доступности персонала в связи с ограничениями поездок в период карантина. Наложил свой отпечаток и рост затрат на содержание физической инфраструктуры в связи с волатильностью валютных курсов.
Глаза боятся, но бизнес требует
Итак, необходимость оптимизации расходов на ИТ и модернизации инфраструктуры вроде бы вещь очевидная, с этим никто не спорит. Заказчики готовы на словах, но на деле не все так просто. У многих присутствуют определенные страхи и опасения. «Любое изменение имеет цену, цель и спонсора, – утверждает Андрей Карташев, директор департамента интеграции и технической поддержки Hewlett Packard Enterprise в России. – Даже перевод операционных затрат из поддержки старого на потребление нового оборудования требует усилий. Для такого изменения нужен спонсор, которым может выступить финансовый директор или руководитель ИТ-департамента с правом принятия решения. Однако для финансовых директоров зачастую масштаб проекта перехода ИТ на aaS-модель потребления «мелковат», а для руководителей ИТ-департамента, наоборот, очень велик риск при увеличении операционных затрат. Опыт работы последних лет показал, что переход на новый способ потребления наиболее прост в компаниях, имеющих огромные CAPEX-затраты (машиностроение, химия, транспорт), на фоне которых OPEX-расходы на проект в ИТ не выглядят белой вороной».
Затраты на ИТ-инфраструктуру зависят в первую очередь не от организации труда, а от организации бизнеса. Например, роботизация, магазины или склады без сотрудников, резко повысит затраты на роботов, но сократит затраты на персонал. Что, кстати, грозит стать социальной проблемой в мировом масштабе.
По мнению Сергея Бородина, директора департамента ИТ-инфраструктуры компании OCS Distribution, главное, чего опасаются заказчики, это потеря управляемости ИТ-сервисов, поскольку без них сегодня «даже отчетность не сдать». «Мой опыт подсказывает, что все компании регулярно проводят оптимизацию своих затрат, но не стоит забывать, что идет постоянный рост количества и объема ИТ-сервисов и инфраструктуры. Как результат, происходит сокращение удельной стоимости на единицу информации, но при этом общая стоимость затрат повышается», – говорит он.
В свою очередь Олег Головко, первый заместитель управляющего директора компании «ЛАНИТ-Интеграция» (ГК «ЛАНИТ») полагает, что для многих заказчиков, увлеченных развитием собственного бизнеса, ИТ по-прежнему остаются черным ящиком. «Они не всегда располагают достоверной и актуальной информацией о состоянии своей инфраструктуры, а также о текущих предложениях на рынке. Но в силу того, что развитие ИТ становится критичной бизнес-задачей для многих компаний, им стоит активнее взаимодействовать с профильными организациями, запрашивать от них коммерческие предложения, разумеется, с гарантиями соблюдения SLA. Страх, он от неизвестности и непонимания, но на рынке уже достаточно компетентных игроков, готовых незамедлительно и качественно предоставлять услуги даже для самых требовательных заказчиков», – комментирует он.
Сейчас даже самую сложную ИТ-инфраструктуру можно передать на обслуживание внешним экспертам, поэтому компании предпочитают отказываться от огромного штата сотрудников, оставляя одного-двух сервис-менеджеров, которые распределяют задачи между подрядными организациями. Каждая компания ищет свой путь развития, стремясь сохранить баланс между рисками и затратами.
Несмотря на поговорку «кто не рискует, тот не пьет шампанского», если речь идет о собственном бизнесе, заказчики предпочитают все-таки не рисковать. Так считает Василий Попов (Fujitsu). «В основном компании используют приложения, оптимизированные под текущую инфраструктуру, набор операционных систем, архитектуру и прочее. Соответственно, миграция на новую платформу потребует огромных вложений и трудозатрат, при этом с непонятным концом. Поэтому ИТ-руководству клиентов зачастую легче не рисковать с покупкой новых систем для оптимизации затрат, а продолжать платить за поддержку текущего оборудования, местами, возможно, даже переплачивая, но зато без больших рисков», – говорит он. «Процедура оптимизации затрат, если подходить к ней комплексно, требует не столько сокращения ИТ-расходов, сколько серьезной трансформации операционной деятельности, включая стандартизацию и централизацию внутренних сервисов, цифровизацию бизнес-процессов, переобучение сотрудников и многое другое, – дополняет Александр Рожков (Softline). – В сегодняшних условиях как никогда важно поддерживать устойчивость бизнеса. Далеко не всем топ-менеджерам хватает решительности к таким масштабным изменениям в условиях неопределенности. Этому есть разные причины: недостаточный уровень цифровой зрелости компании, боязнь потери управляемости бизнеса, неготовность к миграции критически важных для бизнеса приложений в облако, заморозка инвестиционных программ, нехватка квалифицированных ресурсов, недоверие или непонимание ценности цифровых технологий».
Внедрение гибких графиков и дистанционного режима работы даст возможность снизить пиковые нагрузки на ИТ-инфраструктуру и, как следствие, позволит иметь менее нагруженные системы, что может быть несколько дешевле. Активное использование аутсорсинга для определенных процессов, либо аренда вычислительных мощностей, облачные сервиса позволят снизить требования к собственной ИТ-инфраструктуре, что напрямую повлияет на ее стоимость.
Экономичная рассадка
Один из наиболее распространенных подходов к оптимизации затрат на ИТ – изменение организации труда сотрудников. Так ли это на самом деле? Сегодня из-за пандемии многие компании перевели часть или даже весь персонал на удаленный режим работы. С одной стороны, можно говорить об экономии расходов на поддержку офиса, вычислительной и оргтехники. С другой –, дистанционная работа требует особого внимания к обеспечению информационной безопасности. Здесь тоже не обойтись без затрат. Затраты потребуются и на решения в области виртуализации и облачные сервисы. «Многие компании финансового сектора, промышленности, розничной и интернет-торговли используют виртуальные рабочие станции (VDI), предоставляя большому количеству сотрудников удаленный доступ к рабочим столам. Для типовых задач в офисных или бухгалтерских программах в большинстве случаев предоставляется с доступ помощью фермы терминальных серверов (RDS). Также можно организовать работу с помощью публикаций веб-сервисов компании, например, клиент 1С или корпоративные порталы совместной работы. Обеспечить безопасность удаленного доступа можно благодаря VPN-подключению к корпоративной сети. В любом случае необходимо проработать интеграцию и сетевую связность инструментов для удаленной работы с основной инфраструктурой компании», – приводит примеры Евгений Свидерский («ИТ-Град»). По его мнению, благодаря преимуществам технологий виртуализации любая компания может оптимизировать затраты на ИТ и обеспечить доступность важных корпоративных сервисов.
При смене руководства в ИТ часто меняют и подход к организации инфраструктуры, что может повлечь определенные риски. Цели и задачи оптимизации инфраструктуры должны быть понятны как ИТ-специалистам компании, так и бизнес-подразделениям и руководству. Важно выделять зоны ответственности и выгоды для каждой из сторон. К тому же старый добрый принцип «работает – не трогай» еще никто не отменял.
«Цифровые бизнес-инициативы требуют гораздо более широкого и универсального набора навыков. По прогнозам Gartner, к 2021 году 40% ИТ-персонала будут универсальными специалистами – теми, кто может выполнять несколько ролей, большая часть которых будет связана с бизнесом, а не с технологиями. В свою очередь, технологии и надежные ИТ-сервисы помогут специалистам повысить производительность. Устройства и ПО, правильно подобранные под потребности конкретного эксперта, могут заметно повысить эффективность его работы и уровень вовлеченности. Со временем, несмотря на совершенно разные роли и навыки, большинство процессов будет поддерживаться на основе масштабного использования цифровых технологий, таких как искусственный интеллект и нейросети. Мы ожидаем, что в ближайшие годы все больше заказчиков будут переходить на сервисную модель потребления ИТ, и на рынке будут доминировать платформенные сервисы. Соответственно, возрастет спрос на специалистов, оказывающих услуги разработки, развития и технической поддержки цифровых платформ. По нашему опыту, заказчики часто нуждаются в помощи консультантов, которые помогут разобраться в множестве сервисов и различных опций к ним, создать оптимальную конфигурацию под потребности конкретного бизнеса. Вместе с тем провайдерам необходимо стремиться к тому, чтобы использование сервисов на основе цифровых платформ было максимально автоматизированным и не зависело от человеческого фактора. Причем это касается не только так называемой витрины, но и всех обеспечивающих процессов – биллинга, логистики и сопровождения сделки», - отмечает Александр Рожков (Softline).
Как рассказывает Андрей Карташев (HPE), многие предприятия пробуют крайние формы оптимизации: от полного ИТ-аутсорсинга до комплексной inhouse-экспертизы. Обе крайности, по его словам, не только слабо предсказуемы в плане SLA, но и очень затратны. «Покупка инфраструктуры в собственность (CAPEX) пока еще является превалирующим способом расширения и запуска новых проектов, – отмечает эксперт. – Но тут COVID-19 внес много изменений, и в 2020 году всем компаниям пришлось адаптироваться к новой реальности, в которой спрос то резко вырастал, то резко падал. Бизнесу стала крайне важна возможность быстрого изменения вслед за трансформирующимся экономическим климатом вокруг. ИТ как одна из опор бизнеса не осталась в стороне, ведь сейчас, как никогда, выгодно платить только за те мощности, которые фактически потребляются». Гибкость, по словам Андрея Карташева (HPE), стала вопросом выживания. «Организации, прошедшие цифровую трансформацию, начинают переходить на aaS-модель, потому что это дает им больше возможностей выбора самого эффективного оборудования и ПО при меньших моментальных затратах. Схема работы по такой модели достаточно проста. Услуга предполагает заключение контракта на предоставление вендором напрямую или через авторизованного партнера вычислительных мощностей и ПО заказчику. Мощности предоставляются на оборудовании, физически устанавливаемом в ЦОДе предприятия заказчика или в арендуемых им стойках. При этом оборудование принадлежит вендору, а оплата идет за фактически потребленные заказчиком мощности. Специальный установленный заранее онсайт буфер дополнительных мощностей (сервера, СХД, порты) позволяет гасить пиковые нагрузки и резкие скачки потребления. Эта услуга не является аутсорсингом в чистом виде, поскольку не предполагает отказ или замену штатных ИТ-специалистов. Ведь вендор, кроме предоставления оборудования, осуществляет только техническое обслуживание, а администрирование и текущие изменения по-прежнему остаются за заказчиком. При этом у предприятия нет необходимости бюджетировать запасные части, управлять складскими запасами, обучать ремонту своих специалистов. Онлайн-мониторинг работы оборудования осуществляется штатно в рамках услуги, а отслеживание инцидентов, планирование мощностей, загрузки и пиков проводит заказчик вместе с поставщиком», – заключает он.
Зачем владеть машиной, если ее можно взять на прокат или нанять такси? Зачем покупать ресторан или кафе, если цель – обедать каждый день? Безусловно, нужно соблюдать баланс, но очевидно, что фокус смещается, и это происходит повсеместно во всех слоях ИТ. ПО уже прошло этот этап, перейдя с модели лицензирования на модель подписки. Теперь этот путь повторяет и «железо».
У каждой компании свой путь к оптимизации затрат на ИТ. Кому-то проще все процессы, связанные с обслуживанием и поддержкой техники, отдать на аутсорсинг, кому-то легче заниматься этими вопросами самостоятельно. Одни делают ставку на специалистов-многостаночников широкого профиля, другие привлекают профессионалов из регионов, поскольку там уровень оплаты ниже, чем в столицах. Тема оптимизации достаточно обширна, поэтому мы обязательно вернемся к ней в одном из следующих номеров нашего журнала.
Опубликовано 01.12.2020
Не рассчитывайте на безотказную работу оборудования дольше заложенного срока полезного использования. Например, для серверного оборудования он составляет не более пяти лет. Не отказывайтесь от расширенной поддержки оборудования вендором – ценой отказа для крупного бизнеса могут стать высокие риски простоев и потерь.