УправлениеИТ в бизнесе

Никогда не было кризисов, и вот опять

Рустэм Хайретдинов | 03.02.2021

Никогда не было кризисов, и вот опять

Как и в любом кризисе, резко упадет горизонт планирования. Компании уже отказываются от привычных трехлетних сервисных контрактов в пользу однолетних.

Все уже не раз посмеялись над прогнозами на 2020 год, поэтому вновь писать о «жизни в новую эпоху» – только повторяться. Интересен реальный опыт встраивания во внезапные изменения мира, страны, бизнесов и конкретных людей. У каждого он свой, хотя общие тенденции удается уловить. Поэтому дальше пойдет личный опыт с попытками обобщения.

Изменение процессов

Прежде всего, довольно резко сломалась паранойя консервативных компаний относительно «удаленки». Было довольно много заказчиков с подходом «приезжайте и делайте, политики информационной безопасности нашей компании не допускают удаленного доступа извне». И в каждый проект закладывались командировки инженеров. Больше таких компаний нет: когда у тебя тотальный запрет на визиты внешних подрядчиков в офис, то выбор между остановкой важного проекта и предоставлением удаленного доступа бизнес делает довольно быстро.

Удаленная работа, оказавшаяся новинкой для многих подразделений бэк-офиса, изменила рабочую культуру. Не то чтобы процессы бухгалтерии, например, не позволяли сотрудникам работать удаленно и раньше. Но раньше были офисные процессы –- обсуждения, принятия решений и работа, которую можно делать дистанционно. Сегодня удаленно выполняется любая работа, а потому произошла формализация общения: то, что прежде было понятно само собой в личном контакте, приходится отдельно прописывать.

Побочный эффект «удаленки» – «все ходы записаны». Конечно, протоколы собраний ведутся, но они, как и раньше, представляют собой интерпретацию секретарем собрания сказанного и решенного на встрече. Но теперь всегда есть возможность посмотреть запись и выяснить, кто что конкретно сказал и под чем подписался. Теперь довольно сложно отказаться от своих слов под видом «я имел в виду сосем не это». И это касается не только внутренних встреч, но и внешних, с подрядчиками и заказчиками. Процессы стали прозрачнее и потому честнее.

Появились удаленные альтернативы почти всем бизнес-процедурам. Если весной мы свыше месяца не могли сдать большой проект, поскольку процедура приемочных испытаний и приемки в крупном госзаказчике подразумевала очный кворум комиссии, то летом появилась возможность все это сделать, не выходя из собственных квартир.

Изменение рынка

Это то, что касается процессов. С рынком тоже произошли заметные изменения. Информационные системы стали основой бизнеса на «удаленке» – без ИТ «удаленка» просто невозможна. Из-за взрывного роста спроса опустели склады серверов, поэтому взлетели облачные сервисы. Не были запланированы большие расходы на ИТ-системы – бурный рост показала подписка, даже там, где заказчики изначально негативно относились к сервисной модели, предпочитая закупки. А однажды попробовав, оценили ее преимущества: быстрый старт, легкий отказ, оплата по факту и за результат.

Соответственно, растут бизнес-направления построения удаленной инфраструктуры и аренды всего онлайн. Что касается нашего бизнеса, кибербезопасности, то структура спроса также изменилась. Больше нагрузки легло на цифровые системы – электронная коммерция, банковские, медицинские, госуслуги и чисто статистически стало больше инцидентов. К тому же в Сеть пришли новые бизнесы, те, кто раньше работал только офлайн (кафе, магазины, бытовые сервисы), держа в Сети лишь сайтик-визитку, «чтобы был». Когда работать онлайн стало невозможно, они открыли для себя Интернет и соцсети, быстро, «на коленке», сваяв у своей «визитки» новый функционал или подписавшись на что подешевле, пройдя по всем граблям интернет-предпринимательства. Количество знакомых с запросами «тыжбезопасник, помоги, у меня увели бизнес-аккаунт (списали деньги, положили сайт, зашифровали и т. п.)» исчисляется уже десятками.

Поэтому запросов на подключение сервисов больше, чем мы в состоянии переварить, мы сами срочно наращиваем свою сервисную инфраструктуру и арендуем облачные мощности.

Преобладание тактики над стратегией

Зато старт стратегических суперпроектов отложен до лучших времен – чувствуется, что в текущем году крупные заказчики сдали стратегическое развитие в пользу тактической адаптации под новые условия. Все-таки основные сценарии прошлого года были заложены в благополучном 2019-м. Когда государство в 2020 году спрашивало ИТ-компании, как нам помочь, мы хором отвечали: нам ничего не надо, просто выполните ваш план закупок. То есть план ИТ-закупок на 2020-й был, государство его выполнило практически полностью, а спад поставок пришелся именно на закупки пострадавшими отраслями – транспортом, особенно авиацией, офлайн-ретейлом, слишком долго перестраивающимся со стратегии гипермаркетов, индустрией развлечений и другими отраслями, которые у всех на слуху.

Помогите, мы потом заплатим. Может быть

В прошлом году было много работы в долг. Госуслуги аврально переходили в онлайн, кроме простого переноса уже имеющихся услуг в киберпространство и связанного с этим расширения количества лицензий, появлялись и авральные задачи, ранее никак не запланированные и вообще не имеющие бюджета: QR-пропуска на людей и автомобили, онлайн-мероприятия типа виртуального «Бессмертного полка», онлайн-обучение студентов и школьников, онлайн-выборы и другие стратегически важные проекты. Инфраструктуру для них собирали всем миром, насколько мне известно, большая часть поставленных для этих проектов лицензий и оборудования, проведенных работ и оказанных услуг до сих пор не оплачено, думаю, в масштабах страны такая дебиторка исчисляется миллиардами рублей.

Попытка прогнозирования

Это то, что было, даже не анализ, а скорее просто синтез. Но бизнес не может жить без прогнозов ситуации, поэтому, конечно, мы что-то предсказываем и планируем. В нынешнее время прогнозы намного сложнее и напоминают дерево решений с точками ветвления «если – то, иначе – это». Если закончится ковид и бизнесы вернутся в офлайн, если будет углубляться экономический кризис – ввиду неудачных действий правительства или внешних санкций, если будет продолжаться «балканизация» Интернета, если, если, если... В этом и весь кошмар современного бизнес-планирования, приходится рассчитывать не два-три сценария развития ситуации, как раньше – оптимистический, реалистический, пессимистический, – а десяток пессимистических сценариев. И решение нельзя ни у кого подсмотреть, как это случалось в предыдущих кризисах, надо считать много различных веток и постоянно адаптировать их под вновь возникающие риски.

Поэтому вместо прогнозов, которые, как и прошлогодние, скорее всего, окажутся писаными вилами по воде, хочу предложить читателям обзор тенденций и алгоритм рассуждений в случае их развития или изменения. Единственное, что можно предсказать точно, – непредсказуемость наступившего года. И тем не менее из опыта предыдущих кризисов и девяти месяцев жизни в ковиде:

Горизонт планирования

Как и в любом кризисе, резко упадет горизонт планирования. Компании уже отказываются от привычных трехлетних сервисных контрактов в пользу однолетних. Это очень затратно по усилиям – подготовка и проведение конкурса по требованиям законодательства занимает около полугода, то есть не успел закупить и внедрить, как снова надо закупать, но тем не менее мотивация руководителей кризисная: «непонятно, что будет через три года, давайте жить здесь и сейчас».

Сервисная модель

Многие компании ввиду вышесказанного будут продолжать расширять ИТ- и ИБ-сервисы из-за их меньшей капиталоемкости. Ложное ощущение контроля в случае полного владения сервисами под давлением экономических аргументов будет отступать в сторону частичного владения в рамках SLA. Иллюзия того, что «раз система целиком наша, то мы ее лучше контролируем», развеялась по двум причинам. Первая – как мы не раз убеждались в быту, в корпоративном ИТ-мире мы тоже мало чем владеем, даже заплатив полную цену и поставив систему на свой баланс. В любой момент система может быть остановлена или снята с поддержки, станут недоступныи обновления, в том числе и безопасности при опубликованных методах взлома, что делает систему уязвимой и малопригодной для эксплуатации. Второй аргумент – «систему обслуживают наши люди, поэтому если что случится, то мы с них строго спросим», тоже при реальных инцидентах не срабатывает, «своих людей» можно отругать или, в худшем случае, уволить с компенсацией ущерба размером в месячный должностной оклад, в то время в рамках SLA с сервис-провайдера можно получить реальные штрафные санкции, а в случае страхования ответственности – страховые выплаты.

Централизация управления расходами

Закупки ИТ в корпорациях перейдут к закупщикам, то есть к воинствующим непрофессионалам, как бы обидно это ни звучало. А над закупщиками еще будут стоять борцы с коррупцией. Это приведет к тому, что корпоративные системы станут строить на бытовых или полупрофессиональных решениях, поскольку они дешевле (и понятно почему). Поэтому в ближайшем будущем мы увидим проблемы с масштабируемостью и безопасностью, по сравнению с которыми прошумевшая недавно история с открытым доступом к видеонаблюдению на вокзалах, покажется детской шуткой.

Железный занавес

Продолжится построение технологического «железного занавеса», причем с обеих сторон – в помощь нашему импортозамещению и блокировкам зарубежных сервисов с российской стороны коллективный Запад будет запрещать поставки во все большее количество подсанкционных предприятий и отключать от облачных сервисов российских корпоративных клиентов. Так что мы все больше будем вынуждены опираться на собственные силы, что приведет сначала к «костыльным» решениям, потом – к тестированию на живых клиентах и только затем – к удовлетворительной работе вновь созданных систем взамен привычным.

Что будем делать мы

Для выживания и развития будем постоянно держать нос по ветру и гибко реагировать на любые изменения, как технологические, так и экономические и политические. Не планировать долгосрочных инвестиций, если, конечно, это не инвестиции в фундаментальные исследования – ни один кризис не в состоянии изменить законов физики. Поскольку сегодня любой ИТ-продукт – это сочетание лицензий и сервиса, будем учиться продавать их как в виде лицензий – «программное обеспечение + его обслуживание», так и в виде сервиса «обслуживание, в рамках которого устанавливается ПО», чтобы адаптироваться к возможностям заказчика. Будем помогать заказчикам, которые не могут приобрести программное обеспечение по любым причинам – слишком дорого или санкционная недоступность – оказывать полнофункциональный сервис с теми же функциями.

Не впервой.

Удаленная работа Кризис Сервисные услуги

Темы: Удаленная работа

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 01/2021], Подписка на журналы

Об авторах

Рустэм Хайретдинов

Рустэм Хайретдинов

Генеральный директор компании "Атак Киллер". VP ИнфоВотч.


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Десять лет назад мы говорили о будущем цифры и управления с Пеккой Вильякайненом - технологическим предпринимателем и опытным инноватором. То будущее, о котором мы говорили тогда, наступило. День за днем, со скоростью времени.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

ТехноКлуб «Дефицит чипов: как выжить в новой реальности?»
Зеленоград, конгресс-центр ОЭЗ «Технополис Москва»
Бесплатно
04.08.2021
10:30
У лояльных хмурый день светлей.
ОНЛАЙН
09.08.2021 — 10.08.2021
19:00
Международная конференция по информационной безопасности ZeroNights
Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40, «Севкабель Порт»
3 490 руб
25.08.2021
09:00–23:00
Конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
25.08.2021
09:30–17:00