Никогда не было кризисов, и вот опять

Логотип компании
Никогда не было кризисов, и вот опять
Как и в любом кризисе, резко упадет горизонт планирования. Компании уже отказываются от привычных трехлетних сервисных контрактов в пользу однолетних.

Все уже не раз посмеялись над прогнозами на 2020 год, поэтому вновь писать о «жизни в новую эпоху» – только повторяться. Интересен реальный опыт встраивания во внезапные изменения мира, страны, бизнесов и конкретных людей. У каждого он свой, хотя общие тенденции удается уловить. Поэтому дальше пойдет личный опыт с попытками обобщения.

Изменение процессов

Прежде всего, довольно резко сломалась паранойя консервативных компаний относительно «удаленки». Было довольно много заказчиков с подходом «приезжайте и делайте, политики информационной безопасности нашей компании не допускают удаленного доступа извне». И в каждый проект закладывались командировки инженеров. Больше таких компаний нет: когда у тебя тотальный запрет на визиты внешних подрядчиков в офис, то выбор между остановкой важного проекта и предоставлением удаленного доступа бизнес делает довольно быстро.

Удаленная работа, оказавшаяся новинкой для многих подразделений бэк-офиса, изменила рабочую культуру. Не то чтобы процессы бухгалтерии, например, не позволяли сотрудникам работать удаленно и раньше. Но раньше были офисные процессы –- обсуждения, принятия решений и работа, которую можно делать дистанционно. Сегодня удаленно выполняется любая работа, а потому произошла формализация общения: то, что прежде было понятно само собой в личном контакте, приходится отдельно прописывать.

Побочный эффект «удаленки» – «все ходы записаны». Конечно, протоколы собраний ведутся, но они, как и раньше, представляют собой интерпретацию секретарем собрания сказанного и решенного на встрече. Но теперь всегда есть возможность посмотреть запись и выяснить, кто что конкретно сказал и под чем подписался. Теперь довольно сложно отказаться от своих слов под видом «я имел в виду сосем не это». И это касается не только внутренних встреч, но и внешних, с подрядчиками и заказчиками. Процессы стали прозрачнее и потому честнее.

Появились удаленные альтернативы почти всем бизнес-процедурам. Если весной мы свыше месяца не могли сдать большой проект, поскольку процедура приемочных испытаний и приемки в крупном госзаказчике подразумевала очный кворум комиссии, то летом появилась возможность все это сделать, не выходя из собственных квартир.

Изменение рынка

Это то, что касается процессов. С рынком тоже произошли заметные изменения. Информационные системы стали основой бизнеса на «удаленке» – без ИТ «удаленка» просто невозможна. Из-за взрывного роста спроса опустели склады серверов, поэтому взлетели облачные сервисы. Не были запланированы большие расходы на ИТ-системы – бурный рост показала подписка, даже там, где заказчики изначально негативно относились к сервисной модели, предпочитая закупки. А однажды попробовав, оценили ее преимущества: быстрый старт, легкий отказ, оплата по факту и за результат.

Соответственно, растут бизнес-направления построения удаленной инфраструктуры и аренды всего онлайн. Что касается нашего бизнеса, кибербезопасности, то структура спроса также изменилась. Больше нагрузки легло на цифровые системы – электронная коммерция, банковские, медицинские, госуслуги и чисто статистически стало больше инцидентов. К тому же в Сеть пришли новые бизнесы, те, кто раньше работал только офлайн (кафе, магазины, бытовые сервисы), держа в Сети лишь сайтик-визитку, «чтобы был». Когда работать онлайн стало невозможно, они открыли для себя Интернет и соцсети, быстро, «на коленке», сваяв у своей «визитки» новый функционал или подписавшись на что подешевле, пройдя по всем граблям интернет-предпринимательства. Количество знакомых с запросами «тыжбезопасник, помоги, у меня увели бизнес-аккаунт (списали деньги, положили сайт, зашифровали и т. п.)» исчисляется уже десятками.

Поэтому запросов на подключение сервисов больше, чем мы в состоянии переварить, мы сами срочно наращиваем свою сервисную инфраструктуру и арендуем облачные мощности.

Преобладание тактики над стратегией

Зато старт стратегических суперпроектов отложен до лучших времен – чувствуется, что в текущем году крупные заказчики сдали стратегическое развитие в пользу тактической адаптации под новые условия. Все-таки основные сценарии прошлого года были заложены в благополучном 2019-м. Когда государство в 2020 году спрашивало ИТ-компании, как нам помочь, мы хором отвечали: нам ничего не надо, просто выполните ваш план закупок. То есть план ИТ-закупок на 2020-й был, государство его выполнило практически полностью, а спад поставок пришелся именно на закупки пострадавшими отраслями – транспортом, особенно авиацией, офлайн-ретейлом, слишком долго перестраивающимся со стратегии гипермаркетов, индустрией развлечений и другими отраслями, которые у всех на слуху.

Помогите, мы потом заплатим. Может быть

В прошлом году было много работы в долг. Госуслуги аврально переходили в онлайн, кроме простого переноса уже имеющихся услуг в киберпространство и связанного с этим расширения количества лицензий, появлялись и авральные задачи, ранее никак не запланированные и вообще не имеющие бюджета: QR-пропуска на людей и автомобили, онлайн-мероприятия типа виртуального «Бессмертного полка», онлайн-обучение студентов и школьников, онлайн-выборы и другие стратегически важные проекты. Инфраструктуру для них собирали всем миром, насколько мне известно, большая часть поставленных для этих проектов лицензий и оборудования, проведенных работ и оказанных услуг до сих пор не оплачено, думаю, в масштабах страны такая дебиторка исчисляется миллиардами рублей.

Попытка прогнозирования

Это то, что было, даже не анализ, а скорее просто синтез. Но бизнес не может жить без прогнозов ситуации, поэтому, конечно, мы что-то предсказываем и планируем. В нынешнее время прогнозы намного сложнее и напоминают дерево решений с точками ветвления «если – то, иначе – это». Если закончится ковид и бизнесы вернутся в офлайн, если будет углубляться экономический кризис – ввиду неудачных действий правительства или внешних санкций, если будет продолжаться «балканизация» Интернета, если, если, если... В этом и весь кошмар современного бизнес-планирования, приходится рассчитывать не два-три сценария развития ситуации, как раньше – оптимистический, реалистический, пессимистический, – а десяток пессимистических сценариев. И решение нельзя ни у кого подсмотреть, как это случалось в предыдущих кризисах, надо считать много различных веток и постоянно адаптировать их под вновь возникающие риски.

Поэтому вместо прогнозов, которые, как и прошлогодние, скорее всего, окажутся писаными вилами по воде, хочу предложить читателям обзор тенденций и алгоритм рассуждений в случае их развития или изменения. Единственное, что можно предсказать точно, – непредсказуемость наступившего года. И тем не менее из опыта предыдущих кризисов и девяти месяцев жизни в ковиде:

Горизонт планирования

Как и в любом кризисе, резко упадет горизонт планирования. Компании уже отказываются от привычных трехлетних сервисных контрактов в пользу однолетних. Это очень затратно по усилиям – подготовка и проведение конкурса по требованиям законодательства занимает около полугода, то есть не успел закупить и внедрить, как снова надо закупать, но тем не менее мотивация руководителей кризисная: «непонятно, что будет через три года, давайте жить здесь и сейчас».

Сервисная модель

Многие компании ввиду вышесказанного будут продолжать расширять ИТ- и ИБ-сервисы из-за их меньшей капиталоемкости. Ложное ощущение контроля в случае полного владения сервисами под давлением экономических аргументов будет отступать в сторону частичного владения в рамках SLA. Иллюзия того, что «раз система целиком наша, то мы ее лучше контролируем», развеялась по двум причинам. Первая – как мы не раз убеждались в быту, в корпоративном ИТ-мире мы тоже мало чем владеем, даже заплатив полную цену и поставив систему на свой баланс. В любой момент система может быть остановлена или снята с поддержки, станут недоступныи обновления, в том числе и безопасности при опубликованных методах взлома, что делает систему уязвимой и малопригодной для эксплуатации. Второй аргумент – «систему обслуживают наши люди, поэтому если что случится, то мы с них строго спросим», тоже при реальных инцидентах не срабатывает, «своих людей» можно отругать или, в худшем случае, уволить с компенсацией ущерба размером в месячный должностной оклад, в то время в рамках SLA с сервис-провайдера можно получить реальные штрафные санкции, а в случае страхования ответственности – страховые выплаты.

Централизация управления расходами

Закупки ИТ в корпорациях перейдут к закупщикам, то есть к воинствующим непрофессионалам, как бы обидно это ни звучало. А над закупщиками еще будут стоять борцы с коррупцией. Это приведет к тому, что корпоративные системы станут строить на бытовых или полупрофессиональных решениях, поскольку они дешевле (и понятно почему). Поэтому в ближайшем будущем мы увидим проблемы с масштабируемостью и безопасностью, по сравнению с которыми прошумевшая недавно история с открытым доступом к видеонаблюдению на вокзалах, покажется детской шуткой.

Железный занавес

Продолжится построение технологического «железного занавеса», причем с обеих сторон – в помощь нашему импортозамещению и блокировкам зарубежных сервисов с российской стороны коллективный Запад будет запрещать поставки во все большее количество подсанкционных предприятий и отключать от облачных сервисов российских корпоративных клиентов. Так что мы все больше будем вынуждены опираться на собственные силы, что приведет сначала к «костыльным» решениям, потом – к тестированию на живых клиентах и только затем – к удовлетворительной работе вновь созданных систем взамен привычным.

Что будем делать мы

Для выживания и развития будем постоянно держать нос по ветру и гибко реагировать на любые изменения, как технологические, так и экономические и политические. Не планировать долгосрочных инвестиций, если, конечно, это не инвестиции в фундаментальные исследования – ни один кризис не в состоянии изменить законов физики. Поскольку сегодня любой ИТ-продукт – это сочетание лицензий и сервиса, будем учиться продавать их как в виде лицензий – «программное обеспечение + его обслуживание», так и в виде сервиса «обслуживание, в рамках которого устанавливается ПО», чтобы адаптироваться к возможностям заказчика. Будем помогать заказчикам, которые не могут приобрести программное обеспечение по любым причинам – слишком дорого или санкционная недоступность – оказывать полнофункциональный сервис с теми же функциями.

Не впервой.

Опубликовано 03.02.2021

Похожие статьи