Трансформация бизнеса

Логотип компании
21.11.2021
Одна из основных задач топ-менеджеров — нормализовать гибридную работу персонала и адаптировать бизнес к новым условиям

С какими организационными проблемами столкнулись руководители высшего звена с переходом на удаленную работу? Как изменилось управление бизнесом в пандемию и какую роль играет топ-менеджмент в цифровой трансформации компаний? Своим видением поделился Борис Щербаков, глава российского офиса Dell Technologies.

Каковы основные организационные проблемы, с которыми сталкиваются руководители высшего звена перед лицом цифровой трансформации и восстановления после пандемии?

Несомненно, пандемия Covid-19 навсегда изменила само понятие  рабочего места. С появлением в последний год модели гибридного рабочего места, руководители столкнулись с рядом уникальных проблем, которые необходимо было решать с помощью сочетания технологий и методов управления персоналом. Постепенно сотрудники возвращаются  в офис, на предприятия, и  организация их рабочего места с учетом здоровья и безопасности, становится приоритетом. Люди долгое время работали вне привычного рабочего пространства, чувство разобщенности не могло не сказаться на мотивации, на желании обучаться и развиваться: традиционная структура офисной работы перешла в цифровую среду. Появился риск, что задача совершенствование навыков и знаний сотрудников отойдет на второй план, и для  организаций и для сотрудников, которые стремились всеми силами адаптироваться к новым способам работы в новой  и зачастую непредсказуемой среде. Организациям также приходилось искать  новые и эффективные способы удаленного взаимодействия с заказчиками. В общем, это нелегкое время и для людей и для организаций, и способность быстрой адаптации к стрессу определила успех одних компаний, и неудачи других.

Одна из основных задач для топ-менеджеров - продолжить или нормализовать удаленную и гибридную работу в ближайшие месяцы. Какой путь вы рекомендуете, исходя из плюсов и минусов наличия сотрудников на удаленке?

Модель гибридной работы – это надолго. Пандемия показала, что физическое рабочее пространство уже не является настолько важным, а при использовании правильных технологий удаленная работа может быть вполне успешной - она доказала свою эффективность. В отчете ESG "Remote Work Report 2020" говорится, что 78% сотрудников работают более продуктивно именно при удаленной работе. В Dell Technologies уже использовали гибкую работу в рамках корпоративной политики и программы Connected Workplace. До 15 марта 2020 года, когда мы объявили о глобальной политике работы на дому, 65% сотрудников уже воспользовались нашей гибкой политикой работы, и примерно 30% членов команды работали удаленно в конкретный день.

Тем не менее, удаленная работа связана с определенными ограничениями, такими как необходимость соблюдения сотрудниками, работающими вне офиса, многочисленных требований безопасности. Однако программа Dell Technologies Connected Workforce и расширенные протоколы безопасности данных значительно помогли нам и нашим заказчикам преодолеть эти ограничения. Программа Connected Workforce успешно доказала, что гибкая работа может принести взаимную выгоду сотрудникам и компании, при этом представьте только, сколько энергии сберегается только за счет отсутствия необходимости ездить на работу каждый день!

Какие новые фундаментальные навыки потребуются топ-менеджерам в будущем для решения краткосрочных и среднесрочных задач?

Я бы сказал, что самый важный навык, который необходим высшему руководству в условиях удаленной работы, - это способность наладить эффективное и последовательное общение. Руководители должны определить, как лучше всего общаться со своими командами и строить межличностные отношения, чтобы обеспечить достижение целей компании и обеспечить ведение бизнеса в этом режиме. Руководители также должны по-прежнему придавать большое значение развитию навыков сотрудников, которые необходимы для обеспечения карьерного роста и поддержания уровня их удовлетворенности работой. Поскольку удаленная работа будет существовать и в обозримом будущем, руководители должны обладать устойчивостью, гибкостью и способностью быстро управлять изменениями и ориентироваться в этих условиях.

Как вы считаете, топ-менеджеры также испытывают проблемы "выгорания" и гиперстресса,  и как им следует справляться с этими проблемами?

Прошедший год был для всех стрессовым из-за высокой неопределенности, вызванной пандемией. Руководители высшего звена, как и все люди, столкнулись с огромными трудностями, пытаясь сориентироваться и адаптироваться к меняющейся деловой среде. Им пришлось быстро внедрять инновации и приспосабливаться к новым методам коммуникаций, поскольку они стремились сохранить бизнес на плаву, а также обеспечить защиту своих сотрудников и дать им возможность работать в стабильной среде. Первое, что должен сделать руководитель, - это подойти к текущим вызовам, признав и осознав, что сейчас не совсем обычный период. Но это время совершенно не умаляет значения командной работы, напротив, может быть именно сейчас стоит поискать новые формы управления, повысить степень доверия, отказаться от микроменеджмента, который и без этого становится малопродуктивным, искать и находить  работоспособные с точки зрения каждого сотрудника решения.

Какие изменения требуются в структуре отчетности перед вышестоящим руководством таких руководителей как ИТ-директор, технический директор, директор по информационной безопасности в краткосрочной и среднесрочной перспективе?

В связи с быстрой цифровизацией, подстегиваемой пандемией, роль ИТ-директоров и технических директоров в определении бизнес-стратегии и структуры значительно возросла. Согласно исследованию Gartner, две трети ИТ-директоров взяли на себя руководство высокоэффективными инициативами, направленными на решение связанных с пандемией проблем. Технические директора стали подчиняться непосредственно генеральному директору, обучая и направляя их и других руководителей высшего звена во время кризиса, а также работая с ними над созданием надежной цифровой стратегии. Поскольку сегодня технологии как никогда ранее являются для организаций ключевым фактором и движущей силой, важно, чтобы технические директора продолжали отчитываться непосредственно перед генеральным директором и сотрудничать с остальным высшим руководством для реализации цифровых стратегий, которые помогут бизнесу преодолеть пандемию и стимулировать рост бизнеса.

Как пандемия повлияла на российские компании и госсектор?

В России мы наблюдаем стремительный рост цифровых технологий в здравоохранении, торговле и т.д. Кроме того, пандемия дала беспрецедентный импульс цифровой трансформации процессов государственного управления. По мнению экспертов, ускоренные процессы цифровой трансформации госсектора России под влиянием пандемии коронавируса в первую очередь поставили задачу скорейшего улучшения общественной активности в области открытости, сбора, использования и безопасности данных. Кроме того, огромное количество государственных услуг, предоставляемых населению, перешло в онлайн, а количество услуг, доступных из дома через портал государственных услуг, выросло в разы. Наконец, разработаны и внедрены новые модели управления цифровой трансформацией регионов.

Согласно аналитическому отчету KMDA, российские компании осознали важность и преимущества цифровой трансформации. В два раза больше компаний, чем три года назад, используют системный подход к цифровой трансформации и проводят изменения в рамках особой стратегии. Приоритетными направлениями цифровой трансформации российских компаний являются цифровизация бизнес-процессов и работы с данными, а также управление клиентским опытом. В настоящее время оцифровано около половины бизнес-процессов во всех отраслях и компаниях. Второе по важности направление - работа с данными. Но 56% респондентов отмечают, что цифровая инфраструктура пока что отстает от потребностей бизнеса.

Какова роль цифровой трансформации в период пандемии? Что нужно для ее успеха?

Ключевыми факторами успеха цифровой трансформации являются стратегическое планирование, четкое управление изменениями и реализация ценностей и принципов «цифровой культуры». Ценность цифровой формы взаимодействия постоянно растет во всех отраслях. Это важно как для общения, так и для разработки продуктов и услуг. Компании уделяют больше внимания изучению цифрового клиентского опыта. Продуктовый подход в сочетании с цифровыми технологиями позволяет компаниям эффективно управлять стоимостью продукта.

Пандемия COVID-19 подняла планку и создала серьезные проблемы для организаций во всех секторах по всему миру. Цифровая трансформация считаются абсолютной необходимостью, чтобы компании могли оставаться в бизнесе. «Человеческое измерение» этих преобразований, охватывающее культуру, организационную структуру, способы работы и лидерство, рассматривается как самый важный фактор, влияющий на достижение результатов трансформации. Так, для миллионов людей работа на дому вполне возможна, приветствуется и продуктивна, хотя некоторым компаниям пришлось приложить немало усилий, чтобы быстро перейти на цифровые технологии. Многие генеральные директора считают необходимостью расширить усилия для такого перехода и осваивают новые способы работы для каждого аспекта деятельности компании и ее операций. Это означает раскрытие истинного потенциала персонала, постоянное внимание ко всем факторам успеха.

 

Похожие статьи