Интеллектуальный подход и защита инвестиций

Логотип компании
Для того чтобы сотрудник работал с максимальной эффективностью и положительным эмоциональным состоянием, ему необходимо предоставить не только комфортное рабочее место, мощные и надежные инструменты, но и интеллектуальную рабочую среду.

Для того чтобы сотрудник работал с максимальной эффективностью и положительным эмоциональным состоянием, ему необходимо предоставить не только комфортное рабочее место, мощные и надежные инструменты, но и интеллектуальную рабочую среду, которая до минимума сокращала бы лишние операции и при этом не позволяла пропустить или забыть важную информацию. О концепции интеллектуального рабочего места мы поговорили с Сергеем Халяпиным, официальным техническим представителем компании Citrix.

Что подразумевается под понятием «интеллектуальное рабочее место»?

Прежде всего, это концепция. Все зависит от того, насколько компания продвинулась по пути к цифровому рабочему месту вообще и к удаленному рабочему месту в частности. Когда еще ничего этого нет, рано говорить именно об «интеллектуальном» рабочем месте. Однако грянувшая в 2020 году пандемия убедила немалое число руководителей в том, что удаленная работа не прихоть, а требование времени. Им казалось, что удаленная работа – это неэффективно, неудобно, небезопасно. Впоследствии выяснилось, что это не совсем так. В итоге на поверхность вышли уже совсем другие задачи. Важно оценить, насколько люди удовлетворены комфортностью удаленной работы. Абсолютное большинство компаний использует в своей деятельности множество приложений, а сотрудники в течение рабочего дня много раз переключаются между этими приложениями. Они запускают одно окно, второе, третье и т. д. В условиях удаленной работы такие окна нужно держать открытыми и следить, что в них происходит. Речь идет о получении электронной почты, сообщений в корпоративном мессенджере, обновлении каких-либо данных и других изменениях.

А как работают с сервисами простые пользователи? Возьмем социальную сеть Facebook. В ней есть лента новостей, и у каждого она своя. Каждая такая лента содержит уведомления, касающиеся данного пользователя, потенциально ему интересные. Такие вещи позволяют ему, с одной стороны, находиться в информационном потоке, а с другой – требуют от него каких-то действий (поставить «лайк», зарегистрироваться на мероприятие, поздравить с днем рождения и т. д.). Но для всего этого не нужно открывать стороннее приложение. Мы в Citrix оценили ситуацию и задались вопросом: «а чем все это отличается от корпоративного мира?». По сути, ничем. Есть корпоративный портал, где сосредоточены все приложения, все виртуальные рабочие столы. Сюда же можно добавить необходимые документы, задействовав функционал контент-менеджмента, включая сбор файлов из разных источников. Это первый аспект. Но почему не добавить на тот же корпоративный портал нескольких ботов, виртуальных ассистентов, которые будут помогать пользователю – искать документы, отвечать на его вопросы, выполнять простые операции. Для наиболее частых пользовательских активностей можно написать микроприложения, помогающие следить за изменениями ваших текущих задач и вносить изменения в вашу рабочую ленту. Так, например, какой-либо мой коллега просит утвердить некое действие, например расходы в командировке. Обычно эти расходы не выходят за разрешенные рамки, и я просто нажимаю на кнопку «Утвердить», чтобы бухгалтерия выплатила коллеге затраченные средства. В чем здесь плюс? В выигрыше времени, поскольку я не переключаюсь между разными приложениями. Все уведомления о расходах, отпусках и других запросах сотрудников приходят, ждут, пока я их открою. Я открываю, утверждаю или не утверждаю. Если не утверждаю, открывается дополнительное окно, в котором я указываю причину. Здесь же присутствуют боты, осуществляющие поиск по всем приложениям и сервисам. Поисковая система позволяет найти все: контент, приложения, файлы, снижая тем самым временные затраты. Вот в этом, по мнению Citrix, и заключается интеллектуальная составляющая рабочего места.

Подобные функции сегодня реализуют многие разработчики портального ПО для организации рабочего места. В чем особенность ваших технологий?

Мы обычно исходим из того, что заказчик использует много различного ПО от разных производителей. Мы позволяем все это увязать в рамках единого портала. Сюда же будут добавляться и публикации пользователя, тот контент, с которым он работает, а также интеграция с различными облачными файловыми хранилищами и системами документооборота. Мы помогаем заказчикам снизить проблемы и риски интеграции и одновременно не ломать существующий ИТ-ландшафт, выкидывая какие-либо инструменты. Нужно просто все аккуратно интегрировать и продолжать работать дальше. Как все это грамотно выстроить? Сначала нужно определиться с имеющимися задачами, понять, что у вас есть и что вы хотите получить. Далее уже можно определить, какие затраты, в том числе временные, потребуются для вашего проекта. Все выбросить и построить новое обойдется, как правило, дороже и не всегда быстрее. Мы стараемся максимально сохранить инвестиции заказчика.

Можно ли интегрировать в ваш портал внешние системы, установленные у контрагентов?

Обычно мы стараемся думать о своих сотрудниках, прежде всего. Допустим, вам нужно организовать встречу в Microsoft Teams. Мы предоставляем микроприложение, позволяющее интегрироваться с календарем пользователя, внедриться в его расписание. Что мы можем дать внешним пользователям? Если мы хотим разрешить им доступ к внутренним приложениям, то их нужно ввести в систему, предоставив им соответствующие права доступа, чтобы они также присутствовали в ней, как конечные пользователи. Но если мы просто организуем с ними конференцию, то это ведь делает не Citrix, а разработчик соответствующего сервиса –- Microsoft Teams, Google Meet, Zoom и т. д. Мы же просто собираем все в рамках одного портала, чтобы все нужные инструменты были под рукой у нашего сотрудника. К тому же мы предоставляем необходимые микроприложения для ряда широко распространённых приложений. Также, заказчики могут самостоятельно создавать их с помощью нашего SDK.

Приведу пример. В компании часто приходят различные проверяющие организации. Сегодня они уже не приходят лично, а просят подключить их удаленно. ИТ-служба заводит им учетные записи, добавляет область «видимости» для конкретных приложений. Внутри приложений также выдаются соответствующие права. В итоге проверяющие видят только то, что им нужно видеть.

Как повлияла ситуация с пандемией и удаленной работой на развитие концепции интеллектуального рабочего места?

Я бы даже сказал, что пандемия повлияла несколько на концепцию интеллектуального рабочего места, сколько на саму удалённую работу. Когда мы в свое время говорили об удаленной работе, то подразумевали ситуацию, когда один-два раза в неделю тот или иной сотрудник получает возможность удаленно подключиться и работать. Но никому не могло прийти в голову, что одномоментно все компании и все учебные заведения переведут всех своих сотрудников и учащихся на удаленный режим. В результате всплыло множество проблем о существовании которых изначально и не предполагали. Например, недостаточность полосы пропускания. В семье из четырех-пяти человек начались серьезные проблемы с Интернетом, поскольку всем нужна видеосвязь и другие сервисы. За полосу пропускания пришлось конкурировать и с соседями. Ведь провайдеры подводили свой канал к дому, исходя из определенных шаблонов потребления. Наконец, внутри семьи началась конкуренция и за устройства для доступа в Интернет. Далеко не в каждой семье количество компьютеров соответствует количеству людей. Каждая компания решала эту проблему по-своему. В конце концов, это привело к ажиотажному спросу на ноутбуки и ПК, и, соответственно, росту цен. Некоторые заказчики выдавали сотрудникам рабочие ПК, в то время как другие предоставляли тонкие клиенты. Это удобнее и безопаснее, поскольку с тонкого клиента ты никуда не подключишься, кроме как к корпоративным сервисам. Несколько слов о безопасности. Корпоративные пользователи подключались из дома к своей сети через VPN, но если этим компьютером одновременно пользовались и дети, то они могли «нахватать» вредоносного ПО, которое затем попадало через VPN в ту же корпоративную сеть. Это лишь один пример риска для безопасности. В ответ на такие риски, Citrix предлагает дополнительный модуль для своего решения – Citrix Virtual Apps and Desktops, который блокирует при работе на виртуальном рабочем столе возможность снятия скриншотов и клавиатурного перехвата. Фактически ИТ-директорам пришлось рассматривать каждого удаленного сотрудника как отдельный удаленный офис.

Мы думаем о балансе безопасности и удобства работы пользователя. Сейчас мы предлагаем компаниям более пристально анализировать безопасность удалённых пользователей. Речь идет о снятии «цифрового портрета» работы пользователя, который включает все его действия. Затем, с помощью искусственного интеллекта эти данные сравниваются с обычной картиной. Допустим, вы работаете из Москвы, выполняете каждый день типовые операции, используете определенный набор приложений. Вдруг кто-то входит по вашему действующему логину и паролю из США или из Африки и начинает делать какие-то нетипичные для вас операции. Система автоматически распознает и может заблокировать такого пользователя или, если ситуация пока не столь критичная, уведомить службу ИБ, о риске компрометации учётной записи пользователя. Комфорт пользователя от этого не страдает, но и корпоративная безопасность тоже.

Прошлый год был особым во всех отношениях. С какими запросами приходили к вам заказчики в 2020 году?

Если говорить о комфортной работе пользователя, то в этом вопросе всегда наблюдалось противостояние служб ИТ и ИБ. Как правило, решалась какая-то одна тактическая задача, по поводу которой айтишникам и безопасникам все-таки удавалось договориться. Но когда случился массовый переход пользователей на «удаленку», пришлось действовать очень быстро. Если у компании уже был опыт удаленной работы немалой части сотрудников, ей было проще, требовалось просто добавить ресурсы, взять со склада один-два сервера. Если же в компании удаленно работали единицы, а на удалёнку нужно было перевести сотни или даже тысячи новых пользователей, то приходилось бегать по рынку в поисках оборудования. На помощь пришли облачные сервисы. Но и там провайдеры были свои нюансы – в ряде случаев их мощности также оказались конечными и цены для новых подключений устанавливались аукционно. Третий вариант заключался в том, чтобы дать пользователям доступ с домашних устройств к корпоративным ПК. Я знаю успешные сценарии, когда таким образом компании за неделю подключали до 25 тысяч пользователей.

Полного и стопроцентного возврата сотрудников в офис уже не будет. Появятся гибридные схемы, когда часть сотрудников вернется в офис, а те, кто может продуктивно работать из дома, останутся там постоянно, либо часть рабочего времени люди будут работать из офиса, а часть – из дома. Начнет меняться и сама концепция офиса. О ней уже думали до пандемии, но коронавирус быстро вывел эти размышления и планы на уровень стратегической необходимости. А сейчас пора пересматривать и перестраивать то, что было организовано на скорую руку, чтобы оптимизировать затраты, оставить задел на будущее масштабирование и повысить комфортность работы людей.

Какие обязательные элементы должно включать интеллектуальное рабочее место?

Согласно представлению Citrix, такое место предусматривает виртуальные рабочие столы и приложения, систему управления клиентскими устройствами Citrix Endpoint Management, которая обеспечивает «песочницу» для почты, календаря и доступа к внутренним веб-ресурсам с мобильных устройств. Также должны применяться все корпоративные политики безопасности, чтобы разделить корпоративное и личное пространство пользователя. Как пример возможного нарушения, человек копирует из внутренней корпоративной рассылки закрытую информацию и публикует ее в социальную сеть. Чаще всего это делается по недоразумению, но такой возможности в управляемых компанией устройствах даже не должно быть. Все это можно регулировать политиками безопасности.

Что изменилось в организации интеллектуального рабочего места для тех сотрудников, которые в пандемию остались работать в офисе?

С технологической точки зрения ничего не изменилось. Все доступные ресурсы мы получаем из какого-либо дата-центра. Неважно, где мы при этом находимся: дома или в офисе. Оставшимся в офисе стало сложнее с психоэмоциональной точки зрения. Свелись к минимуму все очные встречи и обсуждения. Невербальные признаки тоже очень важны, но при удаленной коммуникации мы их почти не ощущаем. Многим пришлось учиться более четко ставить задачу и исчерпывающе объяснять ее коллегам.

И последний вопрос. В каком направлении будет дальше развиваться концепция интеллектуального рабочего места в России?

Мы активно сотрудничаем с российскими облачными провайдерами, которые позволят отдавать наши решения заказчикам из локального облака. Заказчики же, в свою очередь, смогут не беспокоиться о соблюдении законодательства. С другой стороны, мы взаимодействуем с российскими разработчиками операционных систем, которые будут разворачиваться как ресурс, к которому нужен доступ пользователям. Есть у нас и партнеры, готовые оказать помощь заказчикам в разработке связующих микроприложений между нашей средой и активно используемыми у наших заказчиков приложениями. Наш принцип – не ломать, а интегрировать существующее.

Опубликовано 25.02.2021

Похожие статьи