УправлениеИТ в бизнесе

Аутсорсинг и инсорсинг в крупной компании: как найти золотую середину

Сергей Соломахин | 30.03.2021

Аутсорсинг и инсорсинг в крупной компании: как найти золотую середину

Аутсорсинг – инструмент, требующий определенного мастерства и осознанности применения. Иногда он удобен, иногда избыточен, а иногда и вовсе неуместен.

Аутсорсинг многолик: сегодня по этой модели можно строить не только ключевые бизнес­процессы — логистику, продажи, бухгалтерию, ИТ, но и само управление компанией. В рамках данной статьи сосредоточимся на моделях аутсорсинга ИТ-­услуг. Возможно, именно этот сегмент позволил мировому ИТ-­рынку удержаться, несмотря на пандемию. По оценке Statista, в 2020 году объем рынка ИТ-услуг составил $992 млрд, а в 2021‑м вырастет до $1,3 млрд. Российский рынок, по оценке IDC, пережил 2020 год без роста, но и без серьезных потерь.

Заказчик и стратегия

Аутсорсинг ИТ­услуг прочно закрепился в бизнес­моделях большинства компаний, особенно крупных. Причина не только в дополнительных рабочих руках, но и в компетенциях: например, на конкретный проект или задачу заказчику проще «арендовать» внешних специалистов с соответствующими знаниями и опытом, чем искать и нанимать сотрудников в штат. При таком подходе подрядчики становятся не просто исполнителями, но бизнес­партнерами, чья экспертиза важна для стабильного развития бизнеса заказчика.

В целом, аутсорсинг ИТ-­ус­луг можно разделить на внешний и внутренний. Под внутренним аутсорсингом (инсорсингом) подразумевается вывод ИТ­-подразделений заказчика в отдельную структуру со своими целями и задачами, в том числе развития как независимого игрока ИТ-­рынка. Инсорсер, приносящий прибыль, — мечта акционеров, воплотить которую достаточно сложно: уже в силу выбранной модели развития приоритетом инсорсера всегда будет поддержка стратегических задач и бизнес­процессов материнской структуры. Совместить это с крупными успешными проектами для внешних заказчиков — пока мало кому из инсорсеров удалось. Однако с точки зрения формирования и реализации ИТ­-стратегии, развития архитектуры внутренних информационных систем и их сопровождения инсорсинг — модель достаточно эффективная.

Под внешним аутсорсингом подразумевается привлечение сторонних организаций для развития или сопровождения ИТ-­сис­тем. Это могут быть очень сложные и масштабные проекты, но внешний подрядчик практически никогда не отвечает за ИТ-­стратегию в такой степени, как инсорсер.

В целом выбор между инсорсером и аутсорсером определяется именно ИТ­-стратегией заказчика. Из нее следуют приоритеты по автоматизации бизнес­процессов и ресурсы, которыми компания располагает. Грамотное сочетание внутреннего и внешнего аутсорсинга является залогом успешной реализации ИТ-­стратегии развития компании.

В поисках золотой середины

Как правило, у компаний, намеревающихся создать инсорсинговое подразделение, уже есть опыт работы с внешними подрядчиками. Решение о переходе внутреннего ИТ­-под­разделения к модели аутсорсинга принимается с учетом этого опыта, порой негативного. Однако впоследствии оно может стать первым шагом к построению эффективной модели аутсорсинга в целом.

На первом этапе меняются отношения ИТ-­служб и подразделений: они строятся в рамках внутренних договоров, по которым ИТ-­подразделение оказывает бизнесу ряд услуг. Именно этот этап становится стимулом к оптимизации внутренних процессов и, по сути, подготавливает компанию к более грамотной работе с внешними подрядчиками. С одной стороны, между инсорсером и аутсорсером возникает конкуренция. С другой — инсорсер может в любой момент «добрать» мощности за счет внешних поставщиков.

Специалисты, отвечающие за архитектуру построения ИТ-­ре­шений, должны быть в тесном контакте с бизнес­заказчиком, понимать и разделять цели развития систем. Поэтому оптимальным является сохранение ответственности за развитие архитектуры внутри организации — за инсорсером.

На уровне задач, например, проработка методологии решений и внедрение могут выполняться сторонними организациями. Поддержку уже реализованных решений, обучение пользователей также зачастую выгоднее отдать внешним подрядчикам, чем содержать большой штат собственных специалистов. Однако контроль качества ИТ-­услуг должен всегда оставаться за специалистами заказчика: во‑первых, они больше погружены в спе­цифику компании и планы развития, во‑вторых, внешние организации далеко не всегда заинтересованы в долгосрочном результате и не могут нести ответственность за реализацию стратегии развития компании.

Рядом или вместе

Немаловажным фактором в успехе аутсорсинга является выбор партнера. И на рынке уже есть понимание, что цена услуги не может быть основным критерием этого выбора. Рассматривать аутсорсинг только как инструмент экономии не совсем корректно. В условиях нарастающей цифровизации при выборе поставщика главенствующую роль играют опыт, отраслевая экспертиза и репутация компании.

Наш опыт связан с энергетикой, и, хотя отраслевая специализация не самое частое явление на рынке системной интеграции, «Интеллектуальные системы» стали одним из ответственных партнеров крупных энергетических холдингов потому, что мы занимаемся именно данной отраслью. Работая с ключевыми игроками отрасли, мы вместе с заказчиками накопили и систематизировали большой опыт внедрения и поддержки ИТ­-систем и бизнес­приложений. Благодаря этому мы, как аутсорсер, являемся для заказчиков центром компетенции и одновременно источником квалифицированных ресурсов, способных быстро подключиться к любому проекту и усилить внутренние ИТ-­подразделения. Такой подход нацелен на задачи развития заказчика и поддержку его ИТ­-стратегии. Он позволяет в сжатые сроки автоматизировать процессы, которые внутренняя команда не осилила бы за многие годы, — и мы рады, что помогаем им в этом.

Значительным риском при реализации проекта является привлечение недостаточно компетентных сотрудников. Аутсорсер может делать это сознательно — для увеличения маржинальности или в силу недостатка опыта, когда ошибается в оценке квалификации своих сотрудников и субподрядчиков. В этом случае даже детально проработанные задачи заказчика могут быть не реализованы, и ответственность за срыв проекта будет на исполнителе, конечно, но в конечном счете пострадает заказчик. Поэтому тщательный подбор команды, формирование ожиданий и целей — ключевые факторы, которые обеспечивают слаженную эффективную работу и помогают найти ту самую золотую середину между заказчиком и аутсорсером.

Также не стоит забывать о важности баланса и в работе с инсорсингом. Например, в ситуации кадрового голода многие компании слишком увлекаются созданием сильной внутренней ИТ­-команды, переманивая к себе сотрудников своих же подрядчиков. Это приводит к дестабилизации рынка и неизбежному росту стоимости ИТ­-услуг. А качество в лучшем случае остается на том же уровне. Важно понимать, что только независимая и честная конкуренция способна обеспечить необходимый результат. Это веками проверенный закон экономики, который актуален и для рынка ИТ.

В целом аутсорсинг — инструмент, требующий определенного мастерства и осознанности применения. Иногда он удобен, иногда избыточен, а иногда и вовсе неуместен. Понять, какой процесс нуждается в оптимизации и что для этого необходимо, — наиболее важная задача. Ее тоже можно передать на аутсорсинг (например, этапы аудита бизнес­процессов, ИТ­инфраструктуры и ИТ­-стратегии в целом), но конечное решение — за заказчиком, как и контроль качества работы инсорсеров и аутсорсеров.

Аутсорсинг Услуги

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 03/2021], Подписка на журналы

Об авторах

Сергей Соломахин

Сергей Соломахин

Директор департамента SAP компании «Интеллектуальные системы»


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Десять лет назад мы говорили о будущем цифры и управления с Пеккой Вильякайненом - технологическим предпринимателем и опытным инноватором. То будущее, о котором мы говорили тогда, наступило. День за днем, со скоростью времени.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

ТехноКлуб «Дефицит чипов: как выжить в новой реальности?»
Зеленоград, конгресс-центр ОЭЗ «Технополис Москва»
Бесплатно
04.08.2021
10:30
У лояльных хмурый день светлей.
ОНЛАЙН
09.08.2021 — 10.08.2021
19:00
Международная конференция по информационной безопасности ZeroNights
Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40, «Севкабель Порт»
3 490 руб
25.08.2021
09:00–23:00
Конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
25.08.2021
09:30–17:00