Александр Башнин: «Вульгарная цифровизация — это фаза, в которой сегодня находится большинство компаний»

Логотип компании
Считается, что сервисные ИТ — тема у нас новая, однако этому предшествовала длинная история развития информационных технологий.

Как сегодня компании меняют вектор развития на цифровой, что необходимо сделать для оценки масштабов трансформации, рассказывает Александр Башнин, член клуба 4CIO, эксперт по работе топ-менеджеров с корпоративными ИТ.

Расскажите о себе, что предшествовало сегодняшней работе?

Автоматизировал разные отрасли, от производства вооружений, космических исследований, атомной энергетики до издательских процессов, связи, банковского ретейла и транспорта электроэнергии. Программировать начал 1975 году, когда, по мнению многих, компьютеров еще не было. В то время считалось нормой, когда в проекте один человек — он и архитектор, и разработчик, и тестировщик. Таким у меня был проект «Венера 15,16». Спутник уже улетел, а компьютер еще не распаковали. За год нужно было спроектировать и разработать приложение создания радиокарты, разработать драйверы уникальных устройств документирования. Накопленный опыт позволяет отличить реальные технологические тренды от модных на сегодня технологий. За эти годы я пережил две волны перехода от централизованной архитектуры к распределенной и обратно, и каждая из них была хорошо аргументирована. Сейчас картина иная, мы видим одновременное движение в разных направлениях, высокую автономию беспилотников и высокую централизацию облачных ресурсов, но и это изменится. В настоящее время стараюсь улучшать ИТ, тренируя топ-менеджеров работе с руководством ИT.

Часто говорят, что многие переходят от формата «компания с хорошим ИТ» к «ИТ-компании с хорошим бизнесом». Так ли это?

Да так, но только я бы предложил иные термины. Я имею в виду сервисную организацию отношений на основе ИТ. Они радикально изменили нашу жизнь. Мы уже по-другому не только производим, мы иначе отдыхаем, иначе покупаем, иначе общаемся, но есть ключевые тенденции, спровоцированные цифровой трансформацией.

Первое — это замена традиционного организационного принципа «иерархия — функция» на «сеть — сервис». Функционально-иерархическая схема действует много лет, но под давлением достижений ИТ стала преобразовываться. Человеческая деятельность все чаще опирается на возможности компьютерной сети и сервисную схему отношений. Возникла новая пара «сеть — сервис». Движение в направлении отказа от функции в пользу сервиса уже проявляется в быту, например, для получения гражданского паспорта пока еще используется функциональная схема — получить его можно по месту жительства, а вот паспорт транспортного средства стал выдаваться по всей стране – и это уже сервисная схема.

Второе — выталкивание воли человека из привычных процессов: совсем недавно компьютеры применялись для информационной поддержки принятия решений человеком, беспилотники положили конец этой монополии. Биометрическая идентификация применялась по инициативе человека для подтверждения права пройти государственную границу или снять деньги в банке. Теперь вас могут идентифицировать в толпе. Метод deep learning показывает отличные результаты на слабо меняющихся данных, однако человек знает, как устроен алгоритм разложения по узлам, но улучшить созданную модель не может. Ну и роботизация не только рутинных профессий.

Третье, что гораздо ближе, разрушение инвестиционных планов традиционных (нецифровых) капиталистов. Эту тенденцию можно наглядно показать на примере таксопарка. Сначала традиционные инвесторы видят подъем доходов от сотрудничества с «цифровиками», затем возникает конкурирующий парк каршеринга, которым владеет агрегатор, затем парк беспилотников, в итоге традиционных инвестор теряет бизнес. Сюда же следует отнести возможность легкой координации действий большого числа людей. Эта возможность меняет многое, например, позволяет организовать сбор заявлений о признании потерпевшими миллиона граждан.

Как в компании адекватно оценить масштабы цифровой трансформации?

В качестве экспертного критерия я бы предложил связность данных внутри корпорации. Если, скажем, на этапе эксплуатации можно мгновенно найти проектные данные объекта или в торговой компании веб-витрина отражает только то, что есть на складе и доступно, то это лучше, чем когда этого нет. Многое зависит от бизнеса. Наибольших успехов в создании цифровых близнецов добились машиностроители, они работают с единичной машиной и физическими параметрами. Цифровой близнец в машиностроении практически 100%. Создать цифрового двойника объекта энергетики труднее, поскольку он работает в электрической сети, и она существенно влияет на состояние и поведение объекта. Здесь можно говорить лишь о частичном близнеце. Цифровой близнец человека может быть построен в его формальной части, покрытой Госуслугами, и не больше. В управлении людьми процесс измерения влияет на измеряемую величину, то есть больше годятся принципы квантовой механики.

Цифровизация обнажила массу неизмеренного, вернее, измеренного субъективно. Мы сравниваем уровни зрелости, компетенции, знания, инвестиционную привлекательность и прочее, к этой категории относится и масштаб цифровой трансформации. Однако мы не имеем механизмов объективных измерений. Нужны новые средства объективного «измерения» того, что измеряли «вручную» при помощи экспертных оценок. В научной литературе уже появились публикации о формализации измерения полноты, точности и достоверности знаний, думаю эти методы будут распространяться и на другие области.

В более широком плане речь идет о развитии математических принципов моделирования. Сейчас в основе моделирования лежит метрическое пространство с евклидовой метрикой, это напоминает метод переноса рисунка «по клеточкам». Человечеством накоплено множество математических аппаратов, наиболее интересным считаю фрактальную геометрию Мандельброта. Современная наука находит фрактальную организацию во многих природных процессах — от сердечного ритма до устройства цветка. Предполагаю, что реконструкция принципов моделирования — большая задача, актуальность которой будет нарастать.

Недостаток компетенций называют одним из основных тормозов ЦТ. Как решать проблему?

Во-первых, я не согласен. Пенять на персонал также не стоит, как и пенять на оборудование при программировании. Только в последнюю очередь. Предлагаю решение в качестве мгновенно доступного компромисса. В свое время я работал в Федеральной сетевой компании ЕЭС в должности руководителя направления контроля стратегических ИТ-рисков. Вследствие огромного и постоянно растущего ИТ-бюджета председатель правления принял решение ввести такую должность, фактически ИТ-комиссара, который представлял бы интересы бизнеса, обладая компетенциями в ИТ. ИТ-комиссар наравне с CIO был одновременно членом архитектурного и стратегического комитетов ИТ.

А в принципе проблему нужно решать с корректной постановки целей. Мы пользуемся слишком широкими понятиями «цифровизация», «цифровая трансформация», чтобы разобраться предлагаю выделить три фазы:

Вульгарная цифровизация — это та фаза, в которой сегодня находится большинство компаний. Цифровизация делает процессы быстрее, от руководства требуются адекватные этой скорости качества. Отставание стиля руководства от принципов цифрового производства несет риск утраты устойчивости управления. Вульгарная цифровизация необходима для наведения порядка в данных и несколько снижает трансакционные издержки, задерживаться в этой фазе опасно. Задержка цифровой трансформации в фазе вульгарной цифровизации несет риски легкого подчинения воле владельцев цифровых платформ.

Уберизация процессов. В цели компании следует как можно раньше в явном виде включить автоматическую интерпретацию данных в течение жизненного цикла продукта или услуги (уберизацию) в задачи цифровой трансформации. Именно связность данных открывает дорогу новым бизнес-моделям и серьезному снижению трансакционных издержек. Уберизация позволяет внедрить сервисную схему обслуживания: чем быстрее компания станет для ее клиентов сервисной, тем меньше риска быть взятой под контроль сервисным агрегатором. Сервисная схема управления более сложный вопрос, но тоже актуальный.

Гиперсвязность данных — это качественный скачок, она возникает при налаживании кросс-платформенного обмена данными. Рекордный рост инвестиций в кросс-платформенный обмен говорит об актуальности этой тенденции. Гиперсвязность данных сильно ограничит свободу граждан. Критиковать китайский подход возможно только с позиций его публичности, тайно это будут делать все государства. Гиперсязность может поднять прозрачность и эффективность управления, стать профилактическим средством правонарушений, но потребует радикальных преобразований, отказа от стереотипов.

Грядущая гиперсвязность данных разделит современные технологии всего на два типа: те, что способствуют формированию гиперсвязности, — 5G, IPv6, Blockchain, Smart Contracts, IoT/IIoT, Big Data, и те, что работают тем лучше, чем она выше — AI, VR/AR, Digital Twin.

Так вы считаете, что для получения эффекта от цифровой трансформации нужны более глубокие преобразования?

Сегодня, в связи с развитием автоматизации, происходит главная инверсия современности — знание избавляется от подчинения индустрии и выходит на первый план. Термин «экономика знаний» означает результат именно этой инверсии. Производство становится все более цифровым и автоматизированным. Это и диктует, и дает возможность одновременно с производством трансформировать социальную и правовую сферу. Цифровое производство и архаичное право быстро придут к противоречию. Однако если социальная среда подвергается цифровой трансформации, то правовой сферы цифровизация абсолютно не коснулась. Почему цифровая трансформация не касается правовой сферы ни в РФ, ни в США? В РФ действует правовая гильотина, она полезна, но такой метод не позволит устранить нарастающее обострение противоречий между все более цифровым производством и архаичной правовой системой (и прецедентной, и континентальной). Вызывает сомнение стратегия законодателей РФ, верящих в тезис «чем больше законов, тем лучше». Сегодня не только гражданин не в состоянии знать закон, профессиональные юристы испытывают затруднения.

Не добавляет ясности Давосский форум, твердо стоящий на «рельсах» исторического материализма, он сохраняет приоритет индустрии над всеми остальными видами деятельности. Паровая машина неприменима к праву или социуму, она может быть использована только в индустрии. Сегодня впервые революция не только промышленная, инструмент революционных преобразований впервые не механистичный. Поэтому нужна реконструкция и производства, и экологии, и социальных аспектов, и права, что и нашло отражение в инициативе ООН Environment Social Government.

Гиперсвязность в паре с принципом «сеть — сервис» еще больше изменят мир. Человечество должно перестать быть рабом иерархии. Иерархия пронизывает все общество, проявляется в способах классификации, организационных схемах и так далее. Трудно себе представить классификатор, построенный как граф, хотя нередко это способно снять ряд неудобств. Иерархически-функциональная схема удобна с точки зрения установления ответственности за действие/бездействие. К сожалению, в человеческом варианте заимствованная у животного мира иерархия искажена разрывом статуса с личными качествами индивидуума. У людей место в иерархии часто зависит не от личных качеств индивидуума, а от связей с другими. В жалобах на отсутствие «социальных лифтов», лифт трактуется как подъемная машина, транспортирующая исключительно вверх, никто не имеет в виду недостатка социальных лифтов, опускающих по социальной лестнице вниз.

Как вы отнеслись к онлайн-секции «Цифровые карго культы» на конгрессе «Подмосковные вечера»?

Это неожиданная, но очень своевременная секция. Время от времени стоит задумываться о том, чем мы заняты. Я всегда говорил, что айтишникам нужно кормить свои семьи, из этого следует борьба за ИТ-бюджет. Сейчас ситуация изменилась, руководство страны услышало. Начались серьезные инвестиции в ИТ через налоговые льготы и строки бюджета. Казалось бы, наступило счастье, но вместе с ростом финансирования меняется и спрос. На горизонте замаячили проблемы, выявленные в ходе строительства космодрома «Восточный». Детские игры закончились, теперь будут по-взрослому спрашивать с тех, кто получил деньги на создание отечественных платформ. Самое время понять, то ли и так ли мы делаем.

В последнее время ИТ как-то увлеклись собой. ИТ-стратегия большинства компаний не стратегии вовсе — это перечень проектов, назначенных к исполнению. Стратегия должна предусматривать варианты действий вплоть до смены бизнес-модели в зависимости от условий. Создались искаженные условия. Целая индустрия работает на создание вокруг ИТ, тут и глобальные консультанты, пропагандирующие сомнительные критерии успешности, вроде удовлетворенности пользователей. Это пилообразная кривая и не работает в качестве критерия успешности. Вот, например, важная для бизнеса тема непрерывности вводит для компании показатель RTO, время восстановления критических процессов. Оно выбирается как наихудшее по всем аспектам, рекомендуется найм резервного персонала, готового взять отпуск на основной работе в случае ЧП. Однако на рынке ИТ множество компаний, предлагающих организовать нулевой RTO за счет репликации. Это профанация, если утрачен операционный персонал, то RTO не станет нулевым, а полностью автоматических компаний пока нет.

В результате возникает практика бюджетных качелей, когда раздражение бизнеса приводит к снижению бюджета ИТ, развалу ИТ и смене CIO. Продолжительная работа CIO в течение нескольких лет — это искусство. Очень надеюсь, что инициатива таких обсуждений будет поддержана клубом 4CIO.

Опубликовано 28.10.2021

Похожие статьи