Стратегия цифровой трансформации бизнеса: движущие силы, препятствия и способы их преодоления

Логотип компании
Стратегия цифровой трансформации бизнеса: движущие силы, препятствия и способы их преодоления
Понимая основные драйверы и барьеры, руководители и управленцы высшего звена могут самостоятельно регулировать процессы автоматизации для повышения эффективности бизнеса.

Для того чтобы проиллюстрировать ситуацию, которая сложилась в бизнес-среде в связи с тотальным внедрением информационных технологий, предлагаю начать с аналитических исследований.

Консалтинговая компания «Команда-А» провела анализ ситуации в России и выделила достаточно простую, но тем не менее информативную классификацию цифровизации:

  • Лидеры

  • Догоняющие

  • Начинающие

  • Отстающие

Общая ситуация

Стратегия цифровой трансформации бизнеса: движущие силы, препятствия и способы их преодоления. Рис. 1

Как видим на схеме, в лидерах банковский сектор, телекоммуникация, ИT и разработка ПО. Мой 15-летний опыт в автоматизации различных предприятий вполне подтверждает достоверность этой аналитики. Рассмотрим основные «движущие силы» в автоматизации этих и других отраслей.

Основные драйверы цифровизации

Высокая конкуренция

Выход в лидеры цифровизации отраслей, представленных на схеме в предыдущем разделе, обусловлен существующей в них конкуренцией. Для захвата или даже просто для поддержания своей доли рынка компаниям из указанных секторов необходимо обеспечить высокий уровень цифровизации. Этот рынок уже заполнен. Сегодня 95 % взрослого населения России пользуются каким-либо банком, Интернетом, телефонной связью. На таком рынке важно не просто получить нового клиента, но и удержать его. Конкуренция здесь выступает как двигатель прогресса и, как следствие, драйвер цифровизации.

Необходимость быстрых изменений

Следующий драйвер — необходимость ускоренной подстройки бизнеса под окружающую экономическую и политическую среду. События марта 2020, а затем и февраля 2022 года привели к глобальным кризисным и, соответственно, к трансформационным процессам в экономике страны. В этих ситуациях переход к цифровой экономике становится антикризисным фактором, поскольку стимулирует и поддерживает развитие компаний всех сегментов — от малого бизнеса до крупных корпораций.

При высокой степени цифровизации и автоматизации внутренних процессов компании легко меняться «на ходу»:

  • не так важно, где физически находятся работники, если они могут выполнять задачи удаленно;

  • если нужно изменить процессы внутри компании — достаточно изменить их внутри системы;

  • при достаточной автоматизации внутри компании ясно видны точки оптимизации и перераспределения персонала для более эффективного выполнения задач, а также другие точки роста;

  • становится яснее взаимосвязь между внутренними и внешними изменениями (проще отследить, где падает прибыль, где задерживаются процессы, где простаивает склад/производство и т. д.).

Законодательная база

Влияние законодательной базы как драйвера цифровизации легко проследить на примере обмена первичными документами между контрагентами. Потребность крупных компаний в четких инструкциях для этих процессов существовала давно, техническая возможность также имелась. Ждали только законодательную поддержку. И когда, наконец, были приняты стандарты, описывающие форматы первичных документов, требования к методу передачи и электронной подписи, — произошел резкий скачок автоматизации архивов первичной документации, а также последовал окончательный отказ от бумажного документооборота.

Еще один пример — кадровые документы. Ранее такие документы, как приказ о приеме на работу, заявление на отгул, приказ на командировку, по закону оформлялись исключительно на бумажном носителе. Но стоило только законодательно поддержать инициативу цифровизации и опубликовать стандарты и требования к процессу оформления кадровых документов в электронном виде, проекты по автоматизации КДО в России стали кратно расти ежемесячно и открывать в сфере кадрового документооборота такие возможности, как, например, долговременный цифровой архив (хранение необходимой документации более 70 лет).

Развитие технологий

Автоматизация стала максимально удобной благодаря развитию технологий. С появлением NFC автоматизировали контроль рабочего времени, доступ к помещениям внутренним сотрудникам, выдачу пропусков для «гостевых посещений». У обладателей загранпаспортов нового образца с биометрией (по сути, тоже NFC) появилась возможность получить электронную подпись на госуслугах, не выходя из дома. Я проверил это на собственном опыте: приложил к iPhone лист с биометрией в своем загранпаспорте и за несколько секунд получил подтверждение личности. Тогда это казалось технологиями будущего.

Благодаря развитию гаджетов и электронных устройств, мы сегодня можем делать огромное множество задач и операций из любой точки мира, где есть Интернет. QR-коды помогают нам оставлять чаевые, получать чеки в электронном виде, оплачивать коммунальные услуги, заменяют визитки и прочее. Мессенджеры и чат-боты успешно заменяют первую линию поддержки, отвечая быстрее и работая круглосуточно. Нейросети и ИИ тоже открывают глобальные возможности автоматизации: от распознавания документов в базе, предметов и лиц в видео до сложных вычислений и алгоритмов, например, в медицине (первичные обследования, постановка диагнозов).

Если мы вернемся к результатам исследования, то увидим основные задачи цифровизации.

Стратегия цифровой трансформации бизнеса: движущие силы, препятствия и способы их преодоления. Рис. 2

Их большая часть нацелена на работу с клиентами и сотрудниками. Это обусловлено в том числе ускорением ритма жизни и ростом уровня сервиса и, как следствие, желанием людей получать результат в короткие сроки с наименьшей тратой времени. Но сегодня все еще сильны факторы, которые мешают активному внедрению цифровизации в работу компаний. Остановимся на них подробнее.

Барьеры для цифровизации

Разобраться в препятствиях для цифровизации также помогают исследования «Команды-А».

Стратегия цифровой трансформации бизнеса: движущие силы, препятствия и способы их преодоления. Рис. 3

Недостаток знаний и нехватка квалифицированных кадров

Один из главных барьеров связан с людьми, специалистами по автоматизации. Сегодня рынок испытывает серьезный кадровый голод в сфере ИТ, в том числе и на стороне заказчиков. Найти хорошего CDO (Chief Digital Officer — директор по цифровой трансформации, отвечает за изменение бизнес-модели и бизнес-процессов для цифровизации бизнеса, помогает организации преобразовать традиционные аналоговые продукты и услуги в цифровую форму) не просто, тем более с компетенциями в конкретной отрасли. Многие компании предпочитают не искать готовых специалистов, а выращивать собственных. Тем не менее проблема нехватки кадров в данной области пока остается острой. Нет знаний, нет компетенций, нет CDO — значит, нет и сформированной стратегии цифровой трансформации (ЦТ). О ней мы поговорим в следующем разделе. А пока продолжим о барьерах.

Консервативность руководства

Следующее препятствие цифровизация может встречать в сфере топ-менеджмента. Далеко не все руководители имеют прогрессивные взгляды. По собственному опыту могу сказать, что встречал консервативных управленцев, которые не верили в возможности автоматизации и предпочитали инвестировать во что-то материальное, — например, в движимое или недвижимое имущество. Хотя с точки зрения бизнеса именно автоматизация сегодня — фактор конкурентоспособности компании на рынке и наиболее выгодные инвестиции.

Законодательная база

К барьерам, так же как и к драйверам цифровизации, можно отнести законодательную базу. Однако еще распространены ситуации, когда у заказчиков есть потребность и техническое обеспечение, но нет нормативных документов, которые позволяют автоматизировать определенные задачи. Например, не все госуслуги автоматизированы качественно и в полном объеме — для решения некоторых вопросов все еще требуется посещать ведомства.

Как выстроить стратегию цифровой трансформации компании

Сегодня эта стратегия — неотъемлемая часть развития каждой компании. Коротко остановимся на том, что она должна включать. В первую очередь это важные для компании KPI. Самое простое: после каждого этапа цифровизации компания должна либо снижать расходы, либо увеличивать доходы. Также стратегия ЦТ может основываться и на других, более глубоких показателях KPI, например:

  • повышение доли лояльных клиентов после гарантийных обращений;

  • увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий;

  • доля инициатив цифровой трансформации, реализованных с применением искусственного интеллекта как ключевой технологии.

Это лишь малая часть примеров. Кроме того, в стратегии ЦТ должны быть предусмотрены этапы, сроки и цели, показатели эффективности. Тогда компания будет идти в ногу со временем и даже опережать конкурентов, захватывая рынок и увеличивая прибыльность бизнеса. Именно с формирования стратегии следует начинать, чтобы обеспечить компании стабильное цифровое развитие. И одна из движущих сил в реализации этого плана — вовлеченность сотрудников.

Именно сотрудники будут конечными исполнителями стратегии ЦТ, но они же могут стать для нее и очередным барьером. Важно готовить сотрудников к автоматизации, обучать их новым методам работы. При этом распространенной проблемой становится отказ специалистов от работы в новой системе, нежелание перестраиваться, попытки до последнего выполнять свои обязанности привычным способом. Устранить подобное затруднение помогает обучение коллектива работе в новых условиях, необходимо сделать так, чтобы новые методы перестали быть тайной за семью печатями, а превратились в понятные и простые алгоритмы. И главное — до сотрудников важно донести, какую пользу принесет автоматизация лично им и всей компании в целом, и объяснить, ради чего им стоит менять свои привычки.

Лучше подготовить коллектив заранее: провести собрание с презентацией стратегии ЦТ, проинформировать о планах и будущих изменениях. Необязательно раскрывать все детали и технические подробности, но ввести сотрудников в курс дела необходимо — это облегчит процесс перехода. Здесь возникает такая важная для компании статья расходов, как обучение персонала. Согласно статистике, сегодня каждая третья компания готова вкладывать в обучение своих сотрудников. Эти показатели говорят о том, что в бизнес-среде еще не до конца понимают важность подобных инвестиций.

Стратегия цифровой трансформации бизнеса: движущие силы, препятствия и способы их преодоления. Рис. 4

Однако в стратегии ЦТ необходимо отражать вовлеченность персонала и предусматривать бюджет для этих задач. А чтобы вложения были понятными и целевыми, желательно установить на них показатели KPI.

Итак, сегодня цифровизация — закономерное явление для современной экономики. Она упрощает жизнь в целом, ускоряет бизнес-процессы, обеспечивает комфорт в работе компаний разных отраслей на самых разных уровнях. Понимая основные драйверы и барьеры, руководители и управленцы высшего звена могут самостоятельно регулировать процессы автоматизации для повышения эффективности бизнеса.

Опубликовано 21.04.2023

Похожие статьи