Стратегия цифровой трансформации бизнеса: движущие силы, препятствия и способы их преодоления

Логотип компании
Стратегия цифровой трансформации бизнеса: движущие силы, препятствия и способы их преодоления
Понимая основные драйверы и барьеры, руководители и управленцы высшего звена могут самостоятельно регулировать процессы автоматизации для повышения эффективности бизнеса.

Для того чтобы проиллюстрировать ситуацию, которая сложилась в бизнес-среде в связи с тотальным внедрением информационных технологий, предлагаю начать с аналитических исследований.

Консалтинговая компания «Команда-А» провела анализ ситуации в России и выделила достаточно простую, но тем не менее информативную классификацию цифровизации:

  • Лидеры

  • Догоняющие

  • Начинающие

  • Отстающие

Общая ситуация


Стратегия цифровой трансформации бизнеса: движущие силы, препятствия и способы их преодоления. Рис. 1

Как видим на схеме, в лидерах банковский сектор, телекоммуникация, ИT и разработка ПО. Мой 15-летний опыт в автоматизации различных предприятий вполне подтверждает достоверность этой аналитики. Рассмотрим основные «движущие силы» в автоматизации этих и других отраслей.

Основные драйверы цифровизации

Высокая конкуренция

Выход в лидеры цифровизации отраслей, представленных на схеме в предыдущем разделе, обусловлен существующей в них конкуренцией. Для захвата или даже просто для поддержания своей доли рынка компаниям из указанных секторов необходимо обеспечить высокий уровень цифровизации. Этот рынок уже заполнен. Сегодня 95 % взрослого населения России пользуются каким-либо банком, Интернетом, телефонной связью. На таком рынке важно не просто получить нового клиента, но и удержать его. Конкуренция здесь выступает как двигатель прогресса и, как следствие, драйвер цифровизации.

Необходимость быстрых изменений

Следующий драйвер — необходимость ускоренной подстройки бизнеса под окружающую экономическую и политическую среду. События марта 2020, а затем и февраля 2022 года привели к глобальным кризисным и, соответственно, к трансформационным процессам в экономике страны. В этих ситуациях переход к цифровой экономике становится антикризисным фактором, поскольку стимулирует и поддерживает развитие компаний всех сегментов — от малого бизнеса до крупных корпораций.

При высокой степени цифровизации и автоматизации внутренних процессов компании легко меняться «на ходу»:

  • не так важно, где физически находятся работники, если они могут выполнять задачи удаленно;

  • если нужно изменить процессы внутри компании — достаточно изменить их внутри системы;

  • при достаточной автоматизации внутри компании ясно видны точки оптимизации и перераспределения персонала для более эффективного выполнения задач, а также другие точки роста;

  • становится яснее взаимосвязь между внутренними и внешними изменениями (проще отследить, где падает прибыль, где задерживаются процессы, где простаивает склад/производство и т. д.).

Законодательная база

Влияние законодательной базы как драйвера цифровизации легко проследить на примере обмена первичными документами между контрагентами. Потребность крупных компаний в четких инструкциях для этих процессов существовала давно, техническая возможность также имелась. Ждали только законодательную поддержку. И когда, наконец, были приняты стандарты, описывающие форматы первичных документов, требования к методу передачи и электронной подписи, — произошел резкий скачок автоматизации архивов первичной документации, а также последовал окончательный отказ от бумажного документооборота.

Еще один пример — кадровые документы. Ранее такие документы, как приказ о приеме на работу, заявление на отгул, приказ на командировку, по закону оформлялись исключительно на бумажном носителе. Но стоило только законодательно поддержать инициативу цифровизации и опубликовать стандарты и требования к процессу оформления кадровых документов в электронном виде, проекты по автоматизации КДО в России стали кратно расти ежемесячно и открывать в сфере кадрового документооборота такие возможности, как, например, долговременный цифровой архив (хранение необходимой документации более 70 лет).

Развитие технологий

Автоматизация стала максимально удобной благодаря развитию технологий. С появлением NFC автоматизировали контроль рабочего времени, доступ к помещениям внутренним сотрудникам, выдачу пропусков для «гостевых посещений». У обладателей загранпаспортов нового образца с биометрией (по сути, тоже NFC) появилась возможность получить электронную подпись на госуслугах, не выходя из дома. Я проверил это на собственном опыте: приложил к iPhone лист с биометрией в своем загранпаспорте и за несколько секунд получил подтверждение личности. Тогда это казалось технологиями будущего.

Благодаря развитию гаджетов и электронных устройств, мы сегодня можем делать огромное множество задач и операций из любой точки мира, где есть Интернет. QR-коды помогают нам оставлять чаевые, получать чеки в электронном виде, оплачивать коммунальные услуги, заменяют визитки и прочее. Мессенджеры и чат-боты успешно заменяют первую линию поддержки, отвечая быстрее и работая круглосуточно. Нейросети и ИИ тоже открывают глобальные возможности автоматизации: от распознавания документов в базе, предметов и лиц в видео до сложных вычислений и алгоритмов, например, в медицине (первичные обследования, постановка диагнозов).

Если мы вернемся к результатам исследования, то увидим основные задачи цифровизации.


Стратегия цифровой трансформации бизнеса: движущие силы, препятствия и способы их преодоления. Рис. 2

Их большая часть нацелена на работу с клиентами и сотрудниками. Это обусловлено в том числе ускорением ритма жизни и ростом уровня сервиса и, как следствие, желанием людей получать результат в короткие сроки с наименьшей тратой времени. Но сегодня все еще сильны факторы, которые мешают активному внедрению цифровизации в работу компаний. Остановимся на них подробнее.

Барьеры для цифровизации

Разобраться в препятствиях для цифровизации также помогают исследования «Команды-А».


Стратегия цифровой трансформации бизнеса: движущие силы, препятствия и способы их преодоления. Рис. 3

Недостаток знаний и нехватка квалифицированных кадров

Один из главных барьеров связан с людьми, специалистами по автоматизации. Сегодня рынок испытывает серьезный кадровый голод в сфере ИТ, в том числе и на стороне заказчиков. Найти хорошего CDO (Chief Digital Officer — директор по цифровой трансформации, отвечает за изменение бизнес-модели и бизнес-процессов для цифровизации бизнеса, помогает организации преобразовать традиционные аналоговые продукты и услуги в цифровую форму) не просто, тем более с компетенциями в конкретной отрасли. Многие компании предпочитают не искать готовых специалистов, а выращивать собственных. Тем не менее проблема нехватки кадров в данной области пока остается острой. Нет знаний, нет компетенций, нет CDO — значит, нет и сформированной стратегии цифровой трансформации (ЦТ). О ней мы поговорим в следующем разделе. А пока продолжим о барьерах.

Консервативность руководства

Следующее препятствие цифровизация может встречать в сфере топ-менеджмента. Далеко не все руководители имеют прогрессивные взгляды. По собственному опыту могу сказать, что встречал консервативных управленцев, которые не верили в возможности автоматизации и предпочитали инвестировать во что-то материальное, — например, в движимое или недвижимое имущество. Хотя с точки зрения бизнеса именно автоматизация сегодня — фактор конкурентоспособности компании на рынке и наиболее выгодные инвестиции.

Законодательная база

К барьерам, так же как и к драйверам цифровизации, можно отнести законодательную базу. Однако еще распространены ситуации, когда у заказчиков есть потребность и техническое обеспечение, но нет нормативных документов, которые позволяют автоматизировать определенные задачи. Например, не все госуслуги автоматизированы качественно и в полном объеме — для решения некоторых вопросов все еще требуется посещать ведомства.

Как выстроить стратегию цифровой трансформации компании

Сегодня эта стратегия — неотъемлемая часть развития каждой компании. Коротко остановимся на том, что она должна включать. В первую очередь это важные для компании KPI. Самое простое: после каждого этапа цифровизации компания должна либо снижать расходы, либо увеличивать доходы. Также стратегия ЦТ может основываться и на других, более глубоких показателях KPI, например:

Читайте также
На что делают ставку злоумышленники, пытаясь угадать пароли пользователей? Какие факторы, помимо выбора пароля, влияют на безопасность данных пользователя? Какие меры могут принять пользователи для повышения безопасности своих данных?

  • повышение доли лояльных клиентов после гарантийных обращений;

  • увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий;

  • доля инициатив цифровой трансформации, реализованных с применением искусственного интеллекта как ключевой технологии.

Это лишь малая часть примеров. Кроме того, в стратегии ЦТ должны быть предусмотрены этапы, сроки и цели, показатели эффективности. Тогда компания будет идти в ногу со временем и даже опережать конкурентов, захватывая рынок и увеличивая прибыльность бизнеса. Именно с формирования стратегии следует начинать, чтобы обеспечить компании стабильное цифровое развитие. И одна из движущих сил в реализации этого плана — вовлеченность сотрудников.

Именно сотрудники будут конечными исполнителями стратегии ЦТ, но они же могут стать для нее и очередным барьером. Важно готовить сотрудников к автоматизации, обучать их новым методам работы. При этом распространенной проблемой становится отказ специалистов от работы в новой системе, нежелание перестраиваться, попытки до последнего выполнять свои обязанности привычным способом. Устранить подобное затруднение помогает обучение коллектива работе в новых условиях, необходимо сделать так, чтобы новые методы перестали быть тайной за семью печатями, а превратились в понятные и простые алгоритмы. И главное — до сотрудников важно донести, какую пользу принесет автоматизация лично им и всей компании в целом, и объяснить, ради чего им стоит менять свои привычки.

Лучше подготовить коллектив заранее: провести собрание с презентацией стратегии ЦТ, проинформировать о планах и будущих изменениях. Необязательно раскрывать все детали и технические подробности, но ввести сотрудников в курс дела необходимо — это облегчит процесс перехода. Здесь возникает такая важная для компании статья расходов, как обучение персонала. Согласно статистике, сегодня каждая третья компания готова вкладывать в обучение своих сотрудников. Эти показатели говорят о том, что в бизнес-среде еще не до конца понимают важность подобных инвестиций.


Стратегия цифровой трансформации бизнеса: движущие силы, препятствия и способы их преодоления. Рис. 4

Однако в стратегии ЦТ необходимо отражать вовлеченность персонала и предусматривать бюджет для этих задач. А чтобы вложения были понятными и целевыми, желательно установить на них показатели KPI.

Итак, сегодня цифровизация — закономерное явление для современной экономики. Она упрощает жизнь в целом, ускоряет бизнес-процессы, обеспечивает комфорт в работе компаний разных отраслей на самых разных уровнях. Понимая основные драйверы и барьеры, руководители и управленцы высшего звена могут самостоятельно регулировать процессы автоматизации для повышения эффективности бизнеса.

Опубликовано 21.04.2023

Похожие статьи