Что такое CJM и для чего он нужен бизнесу?

Логотип компании
Что такое CJM и для чего он нужен бизнесу?
Этот инструмент помогает лучше понять потребности пользователей и собрать данные, которые повысят уровень удовлетворенности клиентов на всех этапах. Кроме того, CJM позволяет оптимизировать процессы и внешние коммуникации.

Что такое CJM?


Цель любого бизнеса — продукт, который максимально удовлетворит потребности клиента и будет ценным для него. CX-менеджер, в свою очередь, стремится улучшить качество обслуживания клиентов и создать положительные эмоции при взаимодействии с продуктом. Customer Journey Map (CJM) — один из инструментов, который помогает в достижении этих целей.

CJM — визуальная карта пути клиента, объединяющая различные аспекты работы компании в единый источник и позволяющая выявить области для роста на каждой точке взаимодействия с клиентом.

Этот инструмент помогает лучше понять потребности пользователей и собрать данные, которые повысят уровень удовлетворенности клиентов на всех этапах. Кроме того, CJM позволяет оптимизировать процессы и внешние коммуникации.

С помощью CJM также можно изучить, как меняется общее восприятие обязательных атрибутов бренда, таких как отзывы о компании, уровень доверия, восприятие легальности и технологичности. Поэтому карта клиентского пути в нашей компании начинается с фазы знакомства с беттингом. Компании важно влиять на всю отрасль и формировать доверительное отношение к ней. Поэтому мы уделяем особое внимание изучению того, как люди первый раз сталкиваются с беттингом: что их мотивирует и как они принимают решение начать делать ставки. 

Пять шагов при построении CJM 

  1. Выделяем этапы жизненного цикла системы и точки контакта с компанией.

  2. Определяем ожидания пользователей от этапа, а также выявляем возможные преграды на пути к их решению.

  3. Сегментируем аудиторию и описываем ее характеристики.

  4. Отображаем этапы взаимодействия с клиентом.

  5. На каждом этапе взаимодействия:

  • Указываем точки контакта детально.

  • Определяем эмоциональное состояние пользователя (CSI, NPS).

  • Выделяем основные барьеры и драйверы.

  • Приоритизируем задачи на основе клиентского опыта и бизнес-value.

Можно построить общую карту клиентского пути, чтобы увидеть картину в целом, а также создать отдельные CJM для каждого случая в рамках работы над определенным этапом.

Советы по составлению CJM 

  1. Работайте в тесной связке с маркетингом, продуктом и сервисом. Без продукта нечего будет продвигать, без маркетинга о продуктовых фичах никто не узнает, а без хорошего сервиса компания будет терять пользователей. К примеру, очень часто у компании есть классная фича, но она совсем не промоутируется маркетингом. Или обратная ситуация: маркетинг нагоняет трафик и не знает, что у продукта есть изменения или появился какой-то барьер для клиента на одном из этапов.

  2. Уделите внимание user-кейсам и адаптируйте CJM под свою специфику. Например, для нашей компании регистрация и идентификация пользователей — специальные этапы, которым мы уделяем отдельное внимание, поскольку работаем с персональными данными. Эти этапы важны для новых пользователей.

  3. Демонстрируйте сильные стороны компании на каждом этапе взаимодействия. Это поможет выгодно отстроиться от конкурентов и создать положительное впечатление у пользователей. Например, для компании было важно сформировать путь нового клиента, поэтому мы сократили количество полей регистрации, упростили интерфейс и сделали обучение для новичков. Все это позволило уменьшить время при регистрации, что привело к росту CSI и увеличило конверсию на 10%. Наши изменения основывались на анализе продуктовых метрик, исследовании клиентского опыта и аудите конкурентов. 

  4. Учитывайте мнение пользователей и анализируйте бизнес-метрики, чтобы принимать обоснованные решения по улучшению пользовательского опыта.

  5. Пробуйте разные инструменты обратной связи от пользователей: это может быть активный или пассивный фидбек, на фронтах или через разные каналы связи, с помощью оператора или робота. Запускайте регулярные опросы для измерения первого взаимодействия клиентов с продуктом, чтобы понять, почему они выбрали именно вас. Полученные данные станут основой для улучшения пользовательского опыта и привлечения новых клиентов. Для повышения конверсии, к примеру, в чатах с клиентами компании могут использовать ToV в более эмоциональной, «живой» форме или включать в коммуникацию мемы (если позволяют стандарты компании), чтобы расположить клиента или поддержать диалог.

  6. Используя продуктовую аналитику, вовремя отслеживайте изменения воронки конверсии после внесения каких-либо изменений, чтобы оценить эффективность работы и идентифицировать проблемные зоны, наиболее критичные для клиентов.

  7. При разработке стратегии развития взаимоотношений с клиентами и снижения оттока обратите внимание на персонализацию и предлагайте релевантные коммуникации, акции и баннеры, соответствующие интересам и потребностям каждого сегмента. 

Нюансы при работе с CJM 

Продуктовую аналитику важно оценивать в амплитуде, а затем настраивать гибкие дашборды, которые позволят создать воронку с различными фильтрами для сегментов и периодов времени, смотреть на этапы в разрезах сегментов, возрастов, пола, активности и т. д.

Для создания карты CJM удобнее использовать программу Miro. Плюсы: легко создавать блок-схемы, есть уже готовый шаблон CJM, просто перемещать и изменять элементы, а также доступно много визуальных опций. Кроме того, можно добавлять скриншоты, чтобы показать путь приложения или сайта, включать презентации или документы, чтобы просматривать их внутри Miro.

Лайфхак: если вы проводите дополнительные интервью с пользователями, для обработки этих данных удобно использовать ChatGPT. С его помощью легко анализировать информацию и значительно сократить время, затрачиваемое на расшифровку диалогов. Также это помогает выстроить методологию исследования. К примеру, мы указываем в чате бизнес-требования, цели, задачи, описываем метрики, на которые хотим повлиять, а ChatGPT предлагает варианты, на что обратить внимание, и впоследствии помогает проанализировать большой массив информации, переводит видео и аудио в текст. Помимо этого, мы используем такой подход в работе кол-центра: с помощью чата анализируем, что внутри письменных клиентских обращений, и просим бота сформировать предложения по улучшению.

Опубликовано 17.08.2023

Похожие статьи