Что позволяют сделать RFID-метки сегодня?
Как работает RFID
RFID — технология сквозной радиочастотной идентификации объекта от начала цепочки поставок до полки магазина. Технология состоит из трех частей:
- RFID-метка прикрепляется на объект (единица одежды).
- Считыватель дистанционно улавливает информацию с метки.
- Программное обеспечение обрабатывает информацию.
Из трех частей складывается множество решений: умные полки и примерочные, тоннель для приемки товаров, маркировка продукции для сквозного отслеживания и групповой приемки товаров на складе.
Результат — увеличение продаж от 1,5 до 5,5% (по данным отчета IDTechEx «RFID Forecasts, Players and Opportunities 2018–2028»). Достигается это за счет снижения человеческого фактора на логистические операции, ускорения приема-выдачи товаров в десятки раз, повышения качества обслуживания клиентов.
Как RFID-технология распространялась в fashion-индустрии в России
Одной из первых в fashion-индустрии во всем мире и России RFID-технологию внедрила компания Decathlon, и наша компания участвовала в этом. После представители компании объявили, что за год продажи возросли на 11,5% и одна из ключевых причин этого — постоянное наличие пользующихся спросом товаров в магазине и на складе.
Мы поставляли Decathlon портальные считыватели для приемки продукции. Товар приходил в Россию из-за рубежа и других регионов России на общий склад, оттуда его нужно было грамотно распределить по сети магазинов, учитывая региональные предпочтения покупателей и запасы на складах. С этим отлично справляется RFID-идентификация.
В отличие от штрихкода, RFID-метки считываются массово, без необходимости открывать коробку и прикладывать считыватель к каждому товару. Это ускорило процесс работы в десятки и сотни раз.
Опыт в fashion-индустрии помог нам разработать решение для контроля спецодежды и СИЗ на предприятиях, которое сейчас пользуется большим спросом среди промышленных предприятий. Один из таких проектов — RFID-автоматизация процессов учета и контроля спецодежды в компании «Сургутнефтегаз». Удалось полностью исключить потери, связанные с кражей и пересортицей.
RFID позволяет соблюдать новые правила «Честного знака»
С 2021 года в России работает обязательная маркировка одежды и текстиля. Подконтрольный список постоянно расширяется. С 2025 года туда войдут детская одежда, нижнее белье, купальники, перчатки, носки, головные уборы и другие товары.
Новые правила требуют материальных и временных затрат. С RFID возможно автоматически идентифицировать около 800 меток на палете со скоростью до 100 меток в секунду на расстоянии до 70 м. Это ускорит процесс учета и передачи данных в систему «Честного знака» в сотни раз.
Борьба с контрафактом с помощью RFID
Как показывает статистика наших продаж, премиальные бренды все чаще внедряют RFID для контроля оригинальности товаров. Теневой рынок люксовых вещей отнимает значительную долю рынка.
Несколько лет назад мы разработали RFID-метку высокочастотного диапазона (HF) PuzzleTag с NFC-чипом. NFC-технология, использованная при создании PuzzleTag, позволит бренду убедить покупателя в оригинальности своей продукции.
Покупатель сканирует метку мобильным устройством и видит на телефоне подтверждение подлинности.
"Умный" магазин: как технология применяется в розничных точках
RFID для логистических операций, склада и проведения инвентаризации — наиболее частый запрос. Реже мы слышим от клиентов запрос на умные полки, умные примерочные, умные кассы. И все же эти технологии распространяются. Расскажу на примерах, как это работает:
- Посетители берут только определенные позиции, чаще примеряют и покупают. Другие позиции менее востребованы: умная полка передает статистику в систему. На основе отчетов формируется стратегия продаж и мерчендайзинга.
- Когда одежда содержит RFID-метку, можно отказаться от антикражных магнитов. Те же функции выполняет портальный считыватель, передавая звуковой сигнал с метки. Такой системой пользуются, например, Zara, Decathlon.
- Посетитель заходит в примерочную, где интерактивный экран отображает информацию о имеющихся размерах и цветах, вызывает консультанта, подбирает гармоничный образ.
Подобные технологии влияют на имидж бренда и более востребованы среди премиального сегмента.
Сейчас RFID внедряется повсеместно, и у технологии огромный потенциал развития в сторону AUTO-ID: роботы-инвентаризаторы, кассы самообслуживания, интерактивные примерочные. Очевидно, что через 10–15 лет RFID-технология станет необходимым минимумом для налаживания процессов в индустрии моды.
Опубликовано 23.12.2024