Выбор CIO

Логотип компании
Выбор CIO
Только гармоничная личность, живущая сама с собой и с окружающим миром в согласии, адекватно оценивающая свои способности, может эффективно (успешно) развиваться.

Тот, кто ничем не владеет, живет надеждой.

Тот, кто чем-то владеет, этого не ценит.

Тот, у кого больше, часто владеет тем, у кого меньше.

Тот, кто владеет собой, владеет миром.

Тот, кто владеет информацией, владеет тем же миром.

Проблема выбора

С проблемой самостоятельного выбора сталкивается каждый, кто чувствует, что уже вырос из своей должности. Вопрос, что делать после CIO-должности ИТ-директора, — поднимается не раз и не два на страницах данного журнала. Решения обсуждались разные: уволиться, уйти на пенсию, подняться по карьерной лестнице до уровня руководителя бизнеса, генерального или исполнительного директора, стать преподавателем, основать собственную компанию. Надо понимать, что все решения, так или иначе вынужденные, связаны с изменениями бизнеса, семейного положения, состояния здоровья, с другими внешними воздействиями. Редко кому удается целесообразно и поступательно управлять этим индивидуальным процессом, занимать руководящую или просто хотя бы активную жизненную позицию по отношению к собственной карьере. Некоторые на этом пути начинают верить в сверхъестественную помощь, обращаются к разным сомнительным, но подающим надежду «технологиям успеха», пытаются срочно активизироваться в направлении индивидуального предпринимательства, учиться.

Счастье есть. Его не может не быть

Среди перечисленных мер воздействия на себя родимого есть все-таки одна самая важная. Суть ее в следующем. Способность не распыляться, — концентрироваться в конкретном и важном для себя направлении, соответствующем своим профессии и талантам, — обсуждаемая в прессе, безусловно приводит человека к успехам. Прежние успехи, как бы мы ни хотели их навсегда закрепить за собой, хвастаться ими, пользоваться ими в будущем, — окружающим не важны. Окружающие интуитивно хотят от нас новых соизмеримых достижений, условно доверяя нашим прежним. Однако понятно: прежде чем сконцентрироваться, надо выбрать это самое направление. Получается, для того чтобы сконцентрироваться, надо сначала на какое-то время рассредоточиться. Как долго, насколько широко это «распыление» — зависит не только от нас, но, главным образом, от внешних обстоятельств. Да и таланты свои мы определяем не сразу и не однажды. Их может быть несколько. Удовольствие от своей деятельности, получаемое случайно, приводит нас к развитию этих самых талантов. Как определить то, что в нас скрыто, если мы ни разу в жизни этого не пробовали? Ответов два. Первый — многократно пробовать и по-сократовски познавать самого себя, второй — использовать автоматизированные системы анализа личности.

Первый и для многих единственный в прошлом

Целесообразный труд формирует сознание. Занимать активную позицию в жизни рекомендуют все, кто вообще что-то рекомендует. Самой низкой квалификацией обладают те, кто советует, как поступить, всем подряд, особо не задумываясь и тогда, когда их об этом не просят. Болтают или «просто говорят». Замечено: такие советчики обычно считают любое обучение для себя лишним. Вероятно, для них дать совет — вид самореализации. Их безответственные советы либо бесполезны, либо вредны. Бесполезны потому, что советчик не хочет или не может детально вникнуть в содержание чужих обстоятельств и не точно отражает их в своем представлении решения, по сути, не доверяет тому, кто сам способен отыскать истину. Польза всегда бывает только от собственного адекватного решения. Все знают, что сказать «под руку», когда сосредоточился, — означает как минимум на какое-то время прервать работу. Ну а вредны такие советы потому, что приводят жертву совета к затратам времени или денег. Ехал туда, куда узнал. Перед этим посмотрел в Интернет. В машине сказал всем, куда едем и зачем. В ответ бездумно посоветовали ехать не туда, а куда уже раньше кто-то с кем-то удачно зачем-то съездил. Приехали... Оказалось, что то, куда «кто-то однажды ездил», уже давно не работает. Пришлось ехать туда, куда хотел сам. В итоге приехали. Потеряли время и потратились на бензин.

Надо обязательно сказать: «Советы, как правило, появляются в непростой жизненной ситуации». Тогда, когда остался без работы, когда, не знаешь, как поступить, и ищешь решение. В такой ситуации близкие могут смотреть на тебя с жалостью, настороженно, или даже с раздражением. Несмотря на любые внешние воздействия — в качестве рекомендаций они могут принять вид новых ударов судьбы, — используя первый метод, вы вынуждены целесообразно трудиться, распылять свои усилия здесь, там, пробовать себя, обязательно с кем-то новым встречаться. И при этом обязательно, изо всех сил, надеяться и как минимум переживать. Все это, по сути, в условиях непредсказуемого и неожиданного результата. Возможно, как Дюймовочка. А может быть, как птица Феникс или как Буратино. Для всех перечисленных персонажей полезный результат был неожиданным и непредсказуемым, внеплановым. Словом, утверждаем согласно «технологии успеха»: превращение бывшего CIO в новое состояние первым методом возможно. И это реально работает! По крайней мере в такой метод и его результаты есть смысл активно верить: действовать, не сидеть в ожидании чуда.

Второй способ, кардинально-научный

Айтишники, действуя привычно, используют автоматизированные системы для обоснования своих решений. Среди систем, помогающих принять правильное решение о себе, есть множество экспертных, аналитических, социологических, психологических и прочих. Например, интересный подход для развития творческой личности описан основоположником теории решения изобретательских задач С. Альтшуллером. Он считал, что творческая личность должна обладать определенными качествами и/или шестью условиями:

1.Достойная цель. Анализируя это качество, автор акцентирует внимание на обоих аспектах: «достойная» и «цель». Понятие «достойная» описывает высший уровень иерархии личности — мотивационно-потребностный. «Достойность» формируется в процессе воспитания в семье, детском саду, школе, среди друзей и т. д. Если же описать качества личности на уровне темперамента и характера, то «цель» (иначе «целеустремленность») соответствует силе воли. Целеустремленность — свойство сильного темперамента или типа высшей нервной деятельности (ВНД).

2. Планы или наличие программы. В первоисточнике речь может идти даже о пакете программ, о достижении поставленной цели и контроле за выполнением таких программ. «Планирование» или более жесткое «программирование» — свойство смешанного (ригидного, жесткого) типа ВНД. Такому человеку присущ контроль исполнения плана и в меньшей степени — создание высокоэффективного (результативного) плана.

3. Работоспособность. Иными словами, желание проделать огромный объем работы по выполнению планов. С точки зрения взглядов современных психофизиологов на «работоспособность» это качество должно быть объединено с «результативностью», поскольку работоспособность оценивается объемом работ, выполненных с требуемой точностью при минимальном количестве ошибок. Поэтому «результативность» — внешний критерий оценки «работоспособности»: чем больше результативность, тем выше работоспособность.

4. Техника решения задач на пути к цели. Техника описывает направление психофизиологии, которое относится к оценке познавательной сферы личности. Имеются в виду свойства памяти, внимания, мышления. Указанные свойства личности определяют способность ее к обучению.

5. Умение «держать удар». Это про способность отстаивать свои идеи, выносить общественное непризнание, непонимание выбранного пути, быть верным цели. В сущности — роль одиночки. Такое поведение присуще лицам с сильным типом ВНД. Хотя, наверное, каждая гармоничная личность может в себе развить адекватную психологическую защиту, то есть различные стратегии поведения в случае неудач.

6. Результативность. Или соответствие достигнутых результатов (или соответствие их масштаба) поставленной цели. Для достижения гармонии с окружающими миром, а значит, и для достижения успехов, человеку целесообразно стремиться к выбору такого вида деятельности, требования которой наиболее соответствуют его личным качествам. Набор человеческих качеств психологи оценивают тремя способами:

1. Глубинной интервью-оценкой психологом или посредством ассесмента.

2. С помощью прохождения разных опросников и тестов способностей.

3. Выполнением специализированных батарей тестов.

Если при приеме на работу вам будет предложено пройти ассесмент, не пугайтесь. Это одна из процедур отбора персонала. Ассесмент используют только те, которые могут себе это позволить, поскольку такая процедура требует больших финансовых и временных затрат, но, как удалось установить, очень эффективна. Важнейшее отличие ассесмента от остальных процедур —помимо психологических тестов и интервью использование поведенческих упражнений и деловых игр. В играх участники моделируют реальное поведение, решают профессиональные задачи. Например, ведут переговоры с клиентом.

Сравнительная характеристика валидности (обоснованности и пригодности применения) разных методов психофизиологической оценки личности дана в таблице.


 Метод оценки

 Валидность
Тест общих умственных способностей  

0,51

Личностные тесты

  0,31

Структурированное интервью  

0,51

 Неструктурированное интервью  

0,38

 Испытательный срок  

0,44

Опыт работы

  0,49

Ассесмент-центры  

0,37

Возраст

  -0,01

Экспертная система комплексного анализа личности (ЭСКАЛ.рф)   

0,72-0,78


Как видим, отдельные оценки имеют невысокий уровень валидности. Комплексные методы повышают валидность оценки. Следующий этап в выборе методов оценки — наличие в результатах оценки приведенных качеств творческой личности. Определившись с имеющимися качествами, можно выявить направление индивидуального развития для достижения успеха. Получается (теперь уже доказано с помощью результатов автоматизированных систем анализа личности), что, как и в «дарвинисткой природе», выживает (добивается успехов) не сильнейший! Только гармоничная личность, живущая сама с собой и с окружающим миром в согласии, адекватно оценивающая свои способности, может эффективно (успешно) развиваться. Такой человек будет получать положительную обратную связь от своих достижений, особенно от решения творческих задач. Вот теперь становится обоснованно понятно, чем заняться ИТ-руководителю перед тем, как приступить к выбору своего счастливого будущего.

Опубликовано 20.07.2016