Пульт управления городом

Логотип компании
Пульт управления городом
Задачи по цифровой трансформации актуальны не только для коммерческих структур, но и для госсектора, особенно муниципалитетов.

Государством взят курс на повышение доступности услуг, открытости к взаимодействию с гражданами, готовности к быстрым изменениям. Муниципальные органы власти находятся на переднем крае этих процессов: прозрачность управленческих решений, готовность привлекать широкие общественные массы к их обсуждению – всё это залог доверия горожан. Ведь людей всегда больше волнует то, что происходит в их родном городе, чем общефедеральные процессы, на которые повлиять, прямо скажем, сложнее.

Чтобы запустить процессы цифровой трансформации в масштабах целого города, необходима информационная платформа, которая могла бы автоматизировать управление целыми сегментами муниципального хозяйства: транспортом, ЖКХ, городскими услугами и т. д., а также предоставить комфортные условия для работы чиновников, тружеников предприятий, малого бизнеса, рядовых горожан. Важно, чтобы эта платформа была построена на основе модульной архитектуры, позволяющей постепенно внедрять поддержку новых сегментов и добавлять новые функции и улучшения в уже реализованные процессы. Не менее важно, чтобы такая платформа была построена исключительно на отечественных и открытых программных компонентах и была включена в реестр российских программ Минцифры РФ.

Целый спектр подобных решений в сфере цифровой трансформации территорий по направлению «Умный город» предлагает заказчикам АО «Русатом Инфраструктурные Решения» (РИР), дочерняя структура госкорпорации «Росатом». В портфеле цифровых продуктов есть решения по городскому управлению, коммунальной инфраструктуре, ресурсоснабжению и городскому хозяйству, развитию туризма и индустрии гостеприимства, взаимодействию с населением, развитию предпринимательской активности, интеллектуальным транспортным системам и др.

Пульт управления городом. Рис. 1
 

С 2019 года «Росатом» внедряет собственную платформу «Умный город» (в настоящее время внедряется версия 2.0.) Технологически она представляет собой программно-аппаратный комплекс с различными сервисами для жителей и муниципалитета. Это набор высокотехнологического оборудования и программных модулей, объединенных единым веб-ресурсом. Часть из них закрытые (для служебного использования), часть предназначена для общественного использования: информационные и бытовые сервисы, в том числе возможность коммуникации между пользователями, представителями администрации города, бизнеса и ведомств.  Решение охватывает большое количество направлений рекомендованного набора элементов «Умного города», указанных в методических рекомендациях по подготовке регионального проекта «Умные города» Минстроя России. Платформа развернута в Железноводске, Волгодонске, Курчатове, Сарове и еще более чем в 30 городах по всей территории РФ. В настоящий момент платформа включает в себя более 60 сервисов (модулей), положенных на геоинформационную основу.

Чем такая платформа может быть полезна городским властям? Тем, что она предлагает готовые и формализованные регламенты решения ежедневно возникающих задач: от выявления проблемы до улучшения процессов и устранения причин потерь, а в итоге – закрепление результатов в цифровых сервисах. Так, фиксация нарушений муниципальными инспекторами на базе «Умного города» осуществляется в несколько раз быстрее, чем до внедрения платформы. Человек, конечно, сам по себе быстрее работать не будет, но благодаря наличию под рукой всех необходимых инструментов, таких как телеграм-бот для фиксации нарушений «в полях» и автоматизированный ввод геоданных в систему, время на выполнение рутинных операций значительно сокращается.

Платформа позволяет управлять городской инфраструктурой, а также предоставляет новые возможности администрации, бизнесу и жителям города или региона. Сервисы можно внедрять постепенно, охватывая все новые сферы городского хозяйства. Система контроля СКУДов в школах и детских садах, контроллеры вывоза и утилизации мусора, размещение и управление видеокамерами наблюдения, ГИС ЖКХ, контроль пожарных гидрантов, мониторинг служебного транспорта и многое другое. Например, модуль «Земляные работы» позволит в разы сэкономить время на получение соответствующих разрешений. На интерактивной карте представлены все действующие выданные ордера, можно узнать сроки проведения работ и ответственных за них, убедиться в их законности или пожаловаться на «незаконные раскопки». Заказчик работ может получить разрешение в одном окне – подгрузить проектную документацию и получить визы согласующих организаций прямо на портале, что исключает необходимость походов в десять разных организаций. Тем самым на порядок экономится время не только заказчика работ, но и ресурсоснабжающих организаций. 

 

Пульт управления городом. Рис. 2

Один из ключевых модулей дает возможность проследить, как решаются вопросы, которые ставят в своих обращениях жители, насколько своевременно чиновники дают ответы на эти обращения. Приведем пример. Часто на рассмотрение какого-либо обращения граждан у чиновников уходит до шести-семи рабочих дней. Функциональность «Умного города» сокращает этот период благодаря реализованным алгоритмам маршрутизации заявок, закреплению ответственности и маршрутов диспетчеризации проблем, формированию стандартов работы с заявками из соцсетей и других источников, интеграции сообщений из нескольких учетных записей в единое ситуационное окно, а также контролю исполнительской дисциплины.

Любой представитель власти должен стремиться бережно расходовать государственные ресурсы, не снижая при этом уровня качества жизни граждан и комфортной работы бизнеса. Именно такого подхода придерживается «Росатом». В своих проектах РИР использует методологию ‘Lean Smart City’ – технологию непрерывных улучшений, основанную на подходах производственной системы «Росатома» (ПСР). Прежде чем внедрять цифровые решения,  проводится консалтинг, внимательно изучается каждый процесс, проводится оптимизация, и только потом происходит перевод в цифру. При этом «Росатом» максимально использует и старается интегрировать между собой существующие ИТ-решения, чтобы минимизировать затраты городского бюджета.

Пример Южно-Сахалинска показывает, что такой подход приводит к ощутимым результатам. Совместными усилиями РИР и администрации города были не только созданы цифровые сервисы, но и сформирована полноценная дорожная карта изменений, которые продолжают происходить. Время протекания процесса после оптимизации, создания целевой модели и перевода в цифровой формат сократилось в среднем в три–шесть раз: «Работа с обращениями граждан» – с шести дней до одного, «Профилактика нарушений правил благоустройства» – с трех дней до одного, «Формирование оперативной сводки по вопросам ГО и ЧС» – с двух часов до 30 минут)  и др.

Помимо платформы «Умный город, в портфеле РИР есть решение «Умный бережливый регион». Это BI-система, предназначенная для сбора, хранения и аналитики данных и процессов по любым направлениям деятельности предприятий и муниципалитетов. Источниками данных могут выступать как различные информационные системы, так и профильные документы, отчеты, реестры и т. д. Такое решение может быть полезно всем – от высшего руководящего лица до исполнителя на территории. Например, работа ЦУР Мурманской области интегрирована с Единой цифровой платформой управления регионом (ЕЦПУР), которая появилась благодаря сотрудничеству АО «Русатом инфраструктурные решения» и правительства области. ЕЦПУР собирает и анализирует информацию из различных источников, включая ведомственные системы, базы данных и другие информационные ресурсы. В систему при ее разработке было интегрировано 14 существовавших до этого информационных систем и создано шесть новых.

Отдельные цифровые решения «Умного города» отвечают за интеллектуальные транспортные системы (ИТС). Речь идет об автоматизированном поиске и принятии к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств. В конечном итоге это ведет к сокращению аварийности, оптимизации транспортного потока на автомагистралях, предсказуемой и прозрачной работе городского транспорта, а также обеспечивает оперативное реагирование на аварийные и другие нештатные ситуации. Сегодня проекты ИТС «Росатома» реализуются в нескольких регионах России. Например, в Вологде завершается второй этап проекта, уже  смонтирована современная цифровая инфраструктура для управления дорожным движением и повышения эффективности управления дорожным комплексом.

Особое внимание разработчики РИР уделили функциональности в сфере ЖКХ. Были созданы два программных комплекса: «Цифровой водоканал» (проекты в Глазове, Белгородской и Омской области) и «Цифровое теплоснабжение» (Глазов, Липецк, Воронеж), которые помогают рационализации использования ресурсов и повышению эффективности использования инфраструктуры. В результате – существенная экономия бюджета предприятия.

*    *    *

Сейчас на дворе зима, поэтому расскажем поподробнее об одном из решений – программном комплексе «Цифровое Теплоснабжение». Это комплекс программно-технических средств и искусственного интеллекта, позволяющий повысить энергетическую эффективность любых потребителей тепловой энергии: бюджетных учреждений, многоквартирных домов, ТСЖ, офисных зданий, складских и производственных объектов, а также всех остальных структур, у которых имеются собственные системы теплопотребления. Типичные проблемы здесь всем известны: отсутствие контроля за эффективностью отопления помещений и возможности оперативно реагировать на нехватку тепла или «перетоп», невозможность контролировать аварийные ситуации и вести их статистику. «Цифровое тепло» включает в себя аналитические сервисы по оценке энергетической эффективности, контролю аварийных ситуаций и качества услуги; представление информации о режимах работы объекта в ЕДДС города; инструменты информационной безопасности, а также интеллектуальные функции, в том числе ИИ, на уровне объекта.

Как все это поможет заказчикам? В плане энергосбережения на 40% снижается потребление тепла за счет внедрения «Автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов» (АИТП) в зданиях, которые грамотно распределяют ресурсы. Практически на 100% сокращается время реагирования на «перетоп», то есть реакция будет мгновенной. Соответственно, на 95% снижаются трудозатраты работников теплосетей. Кроме того, почти мгновенно (сокращение на 90%) выявляются аварийные ситуации и на 80% снижается количество случаев несоответствия услуги требуемым параметрам. Наиболее затратные статьи при внедрении – приобретение оборудования для АИТП, а также покупка и установка «умных» счетчиков тепла. В целом, по словам разработчиков, сроки окупаемости «Цифрового теплоснабжения» составляют от одного года до пяти лет.

Опубликовано 16.12.2022

Похожие статьи