Юлия Смирнова: Стремление к цифровому лидерству. Какие сервисы меняют жизнь горожан в Северной столице

Логотип компании
Санкт-Петербург активно внедряет цифровые решения, чтобы стать действительно «умным» городом — городом, где эффективное использование инновационных подходов способствует повышению комфорта жизни, безопасности и управляемости.

Эта стратегия нацелена на создание интеллектуальной инфраструктуры, включающей цифровые услуги и «умные» системы управления, которые облегчат повседневную жизнь горожан и оптимизируют пространство мегаполиса. Реализация экосистемы городских сервисов, улучшение работы МФЦ, развитие портала «Наш Санкт-Петербург» — вот лишь некоторые из мероприятий, направленных на оптимизацию работы органов власти и улучшение взаимодействия с горожанами.

Об этих и других проектах рассказывает председатель Комитета по информатизации и связи Юлия Смирнова.

Какие интересные и важные для города проекты реализованы с начала 2023 года?

Руководство города продолжает развивать систему предоставления госуслуг по принципу «одного окна», комбинируя привычный очный формат взаимодействия с заявителями и современные цифровые сервисы.

Например, в новом флагманском центре госуслуг на Васильевском острове установлен постамат, который позволяет получить готовые документы в любое удобное время. Оформляя услугу, заявитель выбирает, как получить готовый результат: через постамат или обычным способом в «окне». Когда документы поступят, на телефон человека придет СМС-сообщение с номером ячейки и кодом доступа. Забрать документы из ячейки можно в том числе вне часов работы МФЦ.

Сейчас в постамате можно получить результат по 25 государственным услугам, среди которых выдача справок об отсутствии судимости, выдача порубочных билетов и составление договора/соглашения в простой письменной форме в отношении объекта недвижимости или транспортного средства.

В апреле 2022 года Правительством Российской Федерации была утверждена концепция перехода к предоставлению 24 часа в сутки 7 дней в неделю абсолютного большинства госуслуг без необходимости личного присутствия граждан. Концепция предусматривает не только возможность быстро и удобно оформить необходимые услуги в электронном виде, но и получить результат в удобное для граждан время. Именно это требование сегодня реализовано в новом МФЦ.

Еще один цифровой сервис - моментальное фото на документы в МФЦ. Это экономит время петербуржцев. Не нужно заранее обращаться в фотоателье. За одну минуту снимок можно сделать в МФЦ перед оформлением документов, например паспорта. Сделать фото на документы можно уже в десяти МФЦ города.

Есть ли проблемы с цифровыми проектами, связанные с санкционным давлением?

Цифровые проекты мы реализуем исключительно силами подрядчиков, расположенных на территории России. Ни одна зарубежная компания не участвует в цифровых проектах Санкт-Петербурга. Вся деятельность по развитию информационных систем в части создания новых сервисов, разработки новых функций выполняют подрядчики, которые находятся в основном в Санкт-Петербурге. В этой части санкционного давления нет.

С точки зрения инфраструктурного подхода у нас налажен параллельный импорт, все высокотехнологичные продукты импортируются с помощью параллельного импорта, и с этим также нет проблем.

Можно посмотреть на наши закупки в части оборудования — по всем приходит большое количество участников, поэтому можно сказать, что этот рынок не пустой и достаточно хорошо заполнен.

Уверена, что проблем в реализации цифровых проектов, связанных с санкционным давлением, у нас нет и те стратегии, которые мы разрабатываем в сфере импортозамещения, позволят нам и в дальнейшем сохранять независимость. Переход на отечественное ПО, который у нас запланирован до 2025 года, позволит нам убрать любую возможную зависимость от иностранного производителя.

Уже в 39 МФЦ установлена отечественная система управления очередью «Энтер». Особенность системы - возможность выдачи электронных (виртуальных) талонов на прием вместо бумажного. Это еще и экологично, так как сокращается использование бумажной ленты. Экономится бумага, бюджетные средства, сокращается количество мусора.

Как вы оцениваете эффективность использования цифровых технологий в городском управлении и какие перспективы их дальнейшего развития?

Сейчас находится в разработке и в скором времени будет запущен совместный проект МФЦ Петербурга и компании «Яндекс». Востребованный сервис онлайн-записи в МФЦ будет доступен в «Яндекс.Картах». Жители города смогут воспользоваться записью в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг через привычные всем геосервисы «Яндекса». Это удобно, ведь у приложения много пользователей, оно доступно и активно используется петербуржцами.

По каждому МФЦ на «Яндекс.Картах» будет отображаться вся необходимая информация: не только адрес и телефон, но и доступная среда для инвалидов, востребованные услуги.

Какие сервисы сегодня пользуются наибольшей популярностью у жителей города?

Весьма востребованным сервисом остается служба «122» Санкт-Петербурга. Что подтверждается цифрами, ведь в текущем году уже принято более 2 300 000 обращений горожан. При этом количество услуг и спектр вопросов, на которые горожане могут получить ответы, продолжают увеличиваться. Служба «122» оказывает услуги по оформлению заявок на вызов врача на дом и уточнению статуса ранее созданных заявок по вызову врача; по консультации и записи на вакцинацию от коронавирусной инфекции; по записи на прием к врачу и на инструментальные исследования; по приглашению и записи на диспансерное наблюдение. Кроме того, служба «122» принимает обращения по вопросам частичной мобилизации и призыва, а также о службе по контракту, продолжает консультировать горожан по общим вопросам, связанным с коронавирусом, оказывать информационную поддержку по вопросам деятельности ИОГВ города.

Еще одним востребованным сервисом стал единый номер «117», запущенный в Петербурге с 29 марта 2023 года. Это номер горячей линии по вопросам проведения специальной военной операции, по которому можно получить информацию о службе в армии по контракту. За время работы принято уже 3500 обращений граждан.  

Электронный способ подачи документов становится все популярнее, так как оформлять необходимые услуги не выходя из дома удобно.

Поэтому МФЦ Петербурга активно занимаются повышением цифровой грамотности жителей города. В центрах госуслуг успешно реализуются проекты «Госуслуги вне возраста» для людей старшего поколения и «Госуслуги онлайн в помощь родителям» для женщин с детьми и будущих мам.

Кроме того, в МФЦ созданы секторы пользовательского сопровождения: общедоступные рабочие места оборудованы компьютерами, МФУ и подключены к Интернету, чтобы посетители могли оформлять электронные услуги самостоятельно. В настоящее время секторы пользовательского сопровождения созданы в помещениях 58 МФЦ, а также в пяти центрах для бизнеса. С января 2023 года в секторах уже оформлено больше 78 тысяч обращений.

Для оперативного решения вопросов по благоустройству города существует портал «Наш Санкт-Петербург». С помощью портала за 9 лет работы решено более 4,6 млн городских проблем. За эти годы портал расширил количество категорий до 195 и стал эффективным инструментом для улучшения нашего города.

Расскажите об экосистеме городских сервисов: как развиваются ролевые модели, как используются цифровые помощники, например чат-боты, что нового в работе мини-приложения на площадке «ВКонтакте» «Я здесь живу»?

Экосистема городских сервисов «Цифровой Петербург» живет потребностями петербуржца. Буквально — это живой организм, который развивается в зависимости от нужд человека в городе. Объединяя возможности города, идеи бизнесменов и пожелания граждан с активной позицией, экосистема создает площадку для востребованных и качественных сервисов со своими ролями и потребностями.

Каждый человек в зависимости от жизненной ситуации выполняет какую-то роль. Например, «Я турист», «Я пенсионер», «Я дачник», «Я с питомцем» и многие другие.

У каждой такой роли есть свои потребности. Экосистема создана для того, чтобы закрывать самые распространенные потребности в самых распространенных жизненных ситуациях.

Социальные роли, их наполнение и потребности могут изменяться, добавляться и самими петербуржцами. На сайте экосистемы городских сервисов есть кнопка «Добавить социальную роль», а также в сообществе ВКонтакте создана дискуссионная площадка, на которой горожане могут задавать вопросы и подавать заявки на включение сервиса в экосистему. Мы стремимся определять необходимые жителям роли и потребности в прямом диалоге с ними и партнерами экосистемы.

Сейчас в экосистеме предусмотрено 242 сервиса, среди которых более 30 цифровых помощников чат-ботов. Все сервисы распределены между собой и сгруппированы в зависимости от роли, для которой могут пригодиться. Например, успешно функционируют следующие чат-боты: «МФЦ Санкт-Петербурга», «Едим в школе.Спб», «Служба 122 Санкт-Петербурга». А недавно, с началом сезона всеми любимой питерской рыбки, мы запустили чат-бот «Корюшка пошла», помогающий найти все официальные точки продаж.

Важной составляющей экосистемы городских сервисов является флагманское мини-приложение «Я здесь живу», функционирующее на площадке социальной сети «ВКонтакте».

Из последнего: добавили новые сервисы «Мой питомец» и «Я родитель». В сервисе «Мой питомец» можно вести дневник домашнего животного, искать ближайшие государственные ветеринарные клиники, парки для прогулки и даже приюты — в приложение входит специальная карта.

«Я родитель» — укрупненный сервис, с помощью которого можно узнать о местах Петербурга, куда можно отправить ребенка или отправиться вместе с ним. Здесь представлены театры, игровые центры, парки и многое другое. Важным обстоятельством является то, что уже полюбившийся многим родителям сервис «Кружки и секции» стал основой сервиса «Я родитель», а точнее одним из его разделов. Функционал сервиса сохранился: пользователь может подобрать муниципальный кружок для своего ребенка исходя из интересов, возраста и удаленности от заданного адреса. Также обновилась база памятных мест для сервиса «Блокада Ленинграда». Он создан в память о тяжелейших годах в истории Петербурга и в память о ленинградцах, которые выстояли и выжили в эти годы.

А дальше в планах разработка новых полезных сервисов для петербуржцев. Например, мы приступили к разработке сервиса по детским садам. Он поможет родителям узнать, какие детские сады есть в городе, найдёт специализированные и проинформирует о текущем количестве свободных мест в каждом. Подробнее расскажем о сервисе в момент релиза. Также появится сервис для пенсионеров, который будет включать в себя информацию о социальных центрах поддержки, предстоящих мероприятиях и способах оформления льгот. Помимо этого, в сервис войдет блок, который будет разработан совместно с Комитетом финансов Санкт-Петербурга и будет посвящен финансовой грамотности и противодействию мошенникам.

Недавно Санкт-Петербург одержал победу в нескольких номинациях проекта «Умный город». Поделитесь подробностями?

В апреле в Красноярске состоялась церемония награждения первой национальной премией «Умный город». В отраслевой номинации «Спорт» проект Правительства Санкт-Петербурга экосистема городских сервисов «Цифровой Петербург» занял второе место.

В настоящее время в экосистеме представлены 8 сервисов для роли «Я за спорт», в том числе и два чат-бота по поиску лыжных трасс и катков, а также для поиска ближайших спортивных площадок. Однако направление физической культуры и спорта представлено и в нашем мини-приложении в социальной сети «ВКонтакте» «Я здесь живу» в сервисах «Спорт во дворе» и в разделе «Развитие» сервиса «Я родитель». В сервисе «Спорт во дворе» вы найдете 3554 спортивных площадки, а в «Я родитель» представлено 6827 кружков по направлению спорт.

Как реализуется проект «Умный двор»?

В настоящее время в Санкт-Петербурге размещено более 34 тысяч устройств по программе «Умный двор» в различных районах города, впереди по плану еще более девяти тысяч. Главная задача проекта — сделать наши дворы и парадные максимально безопасными для жителей.

Проект предусматривает оказание телекоммуникационных услуг по передаче видео в Центр обработки и хранения данных Санкт-Петербурга от управляемых видеокамер, размещенных на входах в подъездах жилых домов. Именно на оказание таких услуг по передаче видеоинформации из точки в А в точку Б городской мониторинговый центр заключает контракты с подрядчиками.

То есть город не меняет старые домофоны на новые, не выбирает их производителя и модель. Город получает и оплачивает видеопотоки с видеокамер с определенным перечнем технических требований. А подрядчик по госконтракту сам определяет, как будут выглядеть эти видеокамеры. Часто они являются элементом многофункциональной домофонной панели, реже это одна камера, которая встраивается рядом с имеющейся домофонной панелью.

Подрядчик по госконтракту может самостоятельно определять технические решения, применяемые для передачи видео в Центр обработки и хранения данных. Всю подготовку к установке и поддержание в рабочем состоянии оборудования, используемого для передачи видео, подрядчик осуществляет самостоятельно, за свои средства, соблюдая требования Жилищного кодекса РФ.

Адресная программа установки видеокамер формируется на основании адресных перечней районных администраций. В каждом районе есть специальная межведомственная комиссия, которая анализирует криминогенную обстановку в районе, рассматривает другие факторы и решает, включать конкретный дом в адресную программу или нет. То есть жильцам надо обратиться в свою районную администрацию с просьбой включить их дом в этот адресный перечень. К заявлению обязательно надо приложить документы, подтверждающие согласие собственников дома на размещение видеокамеры.

Что сегодня представляет собой государственная информационная система Санкт-Петербурга «Цифровые сервисы на потребительском рынке»?

Работы по развитию системы заключаются в преобразовании автоматизированной информационной системы по лицензированию и информационного портала по защите прав потребителей в государственную информационную систему Санкт-Петербурга «Цифровые сервисы на потребительском рынке Санкт-Петербурга».

Создание данной системы позволит сделать процесс рассмотрения заявлений прозрачным и сократить временные потери. Например, процесс подачи заявления на предоставление торгового места на розничных рынках сократится с 4,3 дня до 2,8 дня (а в перспективе и до 1,7 дня), на ярмарках — с 2,5 до 2 дней.

Такое же значительное сокращение времени для предпринимателей предусмотрено и в рамках других процессов: расторжение договоров аренды точек на рынках и ярмарках, исследование качества потребительской продукции и др.

Сокращение времени получения разрешений для предпринимателей на торговлю будет обеспечено с помощью цифровых инструментов и направлено на модернизацию системы развития потребительского рынка Санкт-Петербурга.

Это также делается с целью привлечения на рынки и ярмарки новых поставщиков продукции.

Каким образом городской бюджет используется для развития цифровых технологий и какие планируются инвестиции в цифровую трансформацию в ближайшее время?

В 2023 году инвестиции в цифровую трансформацию составляют 2,5 млрд рублей. Городской бюджет используется для развития цифровых технологий в рамках реализации стратегии цифровой трансформации. Эти средства предусмотрены законом о бюджете Санкт-Петербурга и расходуются путем проведения централизованных закупок СПб ГКУ «УИТС» в соответствии с 44-ФЗ.

Государственные программы Санкт-Петербурга разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Санкт-Петербурга, определенными «Стратегией-2024».

В конце прошлого года вы сказали, что у Комитета есть 39 принципиально новых идей сервисов для жителей, из которых предстоит выбрать несколько лучших и запланировать их реализацию в ближайший год. Что удалось сделать?

Действительно, в 2022 и начале 2023 года мы провели большую системную работу по проектированию новых сервисов для наших жителей. За восемь стратегических сессий было предложено 50 идей сервисов. На ближайший год были выбраны наиболее интересные, важные и реальные в воплощении идеи.

Как мы уже говорили, в рамках мини-приложения «ВКонтакте» «Я здесь живу» были выпущены сервисы «Мой питомец» и «Я родитель» — это уже идеи с проектных сессий. Планируется сервис для пенсионеров, в разработке сервис по детским садам. Также находится на стадии разработки чат-бот ЗАГСа Санкт-Петербурга и многие другие. В общей сложности к концу года со стороны экосистемы городских сервисов «Цифровой Петербург» выйдет более 10 новых сервисов.

Опубликовано 29.05.2023

Похожие статьи