СIO в Mail.Ru Group: курс на ИТ-централизацию

Логотип компании
СIO в Mail.Ru Group: курс на ИТ-централизацию
Не бывает слишком высококвалифицированных программистов. Этот интеллектуальный багаж не может быть излишним

Денис Аникин назначен на должность Chief Information Officer Mail.Ru Group. Интересно, что ранее должность CIO в Mail.Ru Group была упразднена, а сам Денис занимался развитием проекта СУБД Tarantool. На сегодняшний день он проработал в компании семь лет, пять из которых техническим директором Почты @Mail.Ru. В Почту @Mail.Ru он пришел из почты «Яндекса», а в почту «Яндекса» — из почты RBC, которой занимался с 2006 года.

Денис, чем вам предстоит заниматься в должности ИТ-директора. И как Mail.Ru Group вообще обходилась без CIO?

Пожалуйста, не называйте меня ИТ-директором. Моя должность не предполагает обязанности ИТ-директора в привычном понимании этого слова: налаживать внутренний task tracker, настраивать интранет и почту для своей компании. То, что возложено на меня, — другая задача.

Бизнес Mail.Ru Group включает в себя множество независимых активов — Pandao, Delivery Club, «Юла» и другие. В какие-то направления компания инвестирует, например, агрегатор такси «Ситимобил», какие-то покупает, какие-то разрабатывают наши программисты. Для компании важно, чтобы команды каждого из проектов были полностью независимы друг от друга. Мы их называем бизнес-юниты. Когда руководил проектом СУБД Tarantool, я тоже был главой бизнес-юнита и сам отвечал за доходы и расходы в пределах своего бюджета. Главное — каждый бизнес-юнит должен генерировать прибыль или рост выручки, или выполнять другую возложенную на него задачу.

Такой подход помогает оперативно принимать решения, экспериментировать, чаще спотыкаться, но и быстрее вставать на ноги и бежать дальше с удвоенной скоростью. Мы не планируем в этом смысле ничего менять. Все юниты останутся независимыми. И это здорово!

Однако такая оргструктура таит в себе проблемы — команда каждого бизнес-юнита часто замыкается на себе и не всегда хорошо информирована о том, что происходит у других, и иногда разрабатывает то, что уже разработано другим бизнес-юнитом. В какой-то момент мы поняли: команды не должны настойчиво делать параллельно одну и ту же работу. Не успел один юнит закончить очень интересную и полезную разработку, как второй рапортует о том, что он ценой больших усилий и временных затрат довел до завершения точно такую же. Была сложность и с большими данными. В том смысле, что подразделения не использовали данные соседей.

Нужно было решить задачу, как помочь бизнес-юнитам использовать весь опыт и наработки коллег, и при этом не отобрать у них ни капли автономности и независимости.

И как?

Есть центральные функции: эксплуатация, карточный процессинг, рассылка SMS, трекинг рекламы и т.д. Каждая из этих функций закреплена за тем или иным центральным отделом. Каждый бизнес-юнит вправе сам решать, какую из этих центральных функций использовать, а какую реализовывать самому, кроме эксплуатации (как минимум из соображений безопасности). Моя деятельность сфокусирована на следующем: закрывать или помогать закрывать те или иные функции (касающиеся технологий и данных), которые экономически целесообразно было бы централизовать. Помогать закрывать - имеется в виду, что некоторые функции уже в том или ином виде существуют, но недостаточно развиты для эффективного применения бизнес-юнитами, и моя задача, сохраняя текущую оргструктуру, фасилитировать развитие этих функций. Чем лучше центральная функция работает, тем больше у бизнес-юнита стимула ее использовать, не изобретая велосипед.

О каких функциях идет речь? В основном они сгруппированы в области обмена технологиями и данными. Например, в Mail.Ru Group есть несколько реализаций аудио-, видеозвонков и несколько реализаций face recognition. Мне предстоит сделать анализ этих решений, понять, зачем мы их задублировали и взращивать технологии один раз и далее использовать их в компании без дублирования. Это экономит деньги, и, самое главное, экономит время — самый ценный ресурс.

У вас есть проект, который вы уже упоминали — Tarantool. Вы называете его единственной полностью российской СУБД, что, кстати, странно, учитывая Postgres…

На самом деле, неверно называть Postgres российским ПО. СУБД родилась в Америке, все разработчики — западные ребята. У многих компаний могут быть свои сборки этой базы данных. Одна из них — российская сборка от Postgres Pro. Так ее и надо называть. Говоря о Tarantool, мы говорим о базе данных, созданной здесь, с нуля российскими программистами. Это не форк сторонней СУБД. Говоря о технической начинке, Tarantool — in-memory СУБД. Она хранит все данные в памяти, но при этом надежно сохраняет все изменения в журнал. Обеспечивая таким образом, как огромную производительность на запись и чтение, так и сохранность данных. В качестве обратной стороны медали — более высокий TCO (total cost of ownership) по сравнению с традиционными СУБД, т.к. копия данных сидит вечно в памяти, а память стоит гораздо дороже диска.

Tarantool родилась для нужд самого Mail.Ru Group. И вышла на свободный рынок. Как она на нем развивается?

Tarantool развивается успешно. В этом году было много крупных внедрений — для Mastercard, «Альфа-банка», «Аэрофлота», мы расширяем сотрудничество с «МегаФоном», «Билайном», подписаны контракты с «Авито», Yota и другими компаниями. В процессе несколько десятков пилотов с крупными банками и телекомами.

Tarantool особенно любят банки и телекомы. И это понятно, потому что у них есть общая черта — сотни тысяч транзакций, выполняемых одновременно. Каждая транзакция должна фиксироваться. А Tarantool — инфраструктурный компонент, который вырос из высоких нагрузок Mail.Ru Group и идеально подходит под этот сценарий. Если брать ретейл, то в этой области Tarantool чуть мимо, потому что в ретейле нет такого количества транзакций, им нужно вместо большого количества коротких транзакций сделать один, но большой запрос в СУБД. В качестве примера такого запроса: собрать данные о чеках и на основании этого определить, какие группы товаров покупаются вместе.

Вы говорили, что будете помогать всем направлениям. А есть какой-то business-unit, который будет пользоваться повышенным вниманием? Другими словами, останетесь ли вы проектным менеджером или сосредоточитесь на административной работе?

Читайте также
Как компаниям эффективно интегрироваться в новые реалии? Как выбрать наиболее удачный отечественный продукт взамен привычных инструментов для управления ИТ-услугами и внутренними процессами?

Я сейчас максимально сфокусирован на совершенствование технологических решений проекта «Ситимобил». Сейчас он бурно растет, активно ведутся работы над улучшением сервиса. Я отвечаю за то, чтобы «Ситимобил» работал быстро и стабильно 24х7.

Хватает ли кадров на все ваши программы?

Несомненно, на ИТ-рынке дефицит специалистов, но, тем не менее, когда мы набирали команду для проекта «Ситимобил», то все вакансии удалось закрыть достаточно быстро. Конечно, нам помогает наш бренд Mail.Ru Group.

Другое дело, что не бывает слишком высококвалифицированных программистов. Этот интеллектуальный багаж не может быть излишним. Поэтому, понимая, как трудно университетам готовить программистов, учитывая особенности этой профессии, мы сотрудничаем с несколькими вузами, такими как МГУ, МГТУ имени Баумана, Физтех, и другими. Вузы не могут знать про последние технологии. Образование, которое там дают, скорее фундаментальное. Ну и отлично! Остальные шаги, которые надо сделать, чтобы люди могли работать в нашей индустрии, сделаем мы сами. Подготовим людей за свой счет. В конце концов, это окупается, потому что мы получаем более подготовленных людей на выходе.

Многие наши проекты очень быстро растут, поэтому вместе с ростом бизнеса нам постоянно требуются разработчики, аналитики, дата-сайентисты и другие специалисты. У нас много интересных и сложных задач, и, к счастью, нам удается находить не только ребят с профессиональными знаниями, но и правильным настроем и отношением к делу — это и понимание целей бизнеса, и умение брать на себя больше и постоянно расти.

Опубликовано 30.08.2018

Похожие статьи