УправлениеИТ в бизнесе

Управление ИТ: от простого к сложному

Григорий Рудницкий | 03.12.2013

Управление ИТ: от простого к сложному

Чем выше зависимость бизнеса от ИТ, тем больше внимания требуют вопросы управления самими информационными технологиями
Информационные технологии помогают компании успешно решать свои задачи и развиваться. Но чем выше зависимость бизнеса от ИТ, тем больше внимания требуют вопросы управления самими информационными технологиями. Об этом мы беседуем с Сергеем Ямовым, директором департамента систем управления ИТ компании Helios IT.

Какие основные задачи в области управления ИТ приходится решать современным организациям?
Если немного абстрагироваться от реальной жизни, взглянуть на вопрос с «академической высоты», то все сводится к следующей цепочке управленческих решений. Во первых, необходимо понять, какие информационные процессы, связанные со сбором, передачей, хранением, обработкой и использованием информации, критичны для организации и на каких участках их автоматизация даст явный положительный эффект. Во вторых, следует определить функциональные и нефункциональные требования к автоматизации, определиться с выбором оптимального подхода к автоматизации: собственная разработка, адаптация и внедрение готовых информационных систем либо использование облачных SaaS-сервисов. В третьих, разработать и внедрить автоматизированные системы в соответствии с выбранным подходом. В четвертых, построить ИТ-инфраструктуру, необходимую для работы внедряемых автоматизированных систем, организовать процессы ее эксплуатации, а также поддержки пользователей и сопровождения внедренных систем. При этом можно использовать свои ресурсы, а можно прибегнуть к аутсорсингу. В пятых, необходимо организовать регулярный процесс анализа, позволяющий уяснить, дает ли автоматизация ожидаемый результат, работают ли процессы эксплуатации, сопровождения и поддержки так, как запланировано, и вносить изменения, если что-то идет не по сценарию или найдены пути оптимизации. И наконец, нужно организовать анализ внутренних и внешних изменений в организации, как в бизнес-окружении, так и в ИТ-отрасли, и учитывать новые задачи, риски и возможности.

Звучит логично и понятно. Но вряд ли на деле все выглядит столь же гладко.
Вы правы, мы действительно абстрагировались от целого ряда важнейших аспектов. Это прежде всего высокий поток изменений в ИТ и их сложность, высокая сложность ИТ-инфраструктуры любой крупной организации. Это «сверхзвуковая» скорость появления новых технологий и неизбежное постепенное отмирание старых. Это слабо формализованные процедуры планирования в части развития ИТ, отсутствие прямой связи между финансированием ИТ-службы и решениями по развитию и расчетами затрат на обеспечение необходимого качества работы уже внедренных ИТ-систем. Это сложность поиска и выстраивания долгосрочных отношений с квалифицированными исполнителями разработки и сопровождения ИТ-систем в условиях слабой приспособленности к этому закупочных процедур в большинстве организаций. Если брать в расчет весь этот букет, то управление ИТ в крупных организациях превращается в крайне нетривиальную задачу, которую возлагают на плечи ИТ-директора и его куратора от руководства, если только ИТ — не бизнес компании.

Что же помогает ИТ-директорам справляться с этой труднейшей задачей?
Выделю два фактора успеха. Во первых, управленческие способности и навыки. Безусловно, тем, кто отвечает за ИТ, надо обладать хорошими коммуникационными навыками, политическим чутьем и понимать процессы организации. Эти качества помогут решать самые злободневные задачи — своевременное выявление потребностей компании в развитии ИТ, обеспечение финансирования и кадрового ресурса ИТ-службы, формирование адекватных ожиданий у руководства различного уровня, проведение «внутренней рекламы» достижений. В число ключевых способностей ИТ-руководителя я включаю умение подбирать сильную команду подчиненных ему руководителей и правильно организовывать ее работу. Ведь ИТ-служба в крупной организации — это своего рода предприятие внутри предприятия, то есть ИТ-директору нужен и ответственный за развитие, и организатор эксплуатации, и свой экономист, и т. п. Второй фактор успеха — это знание мирового опыта решений управленческих задач в области ИТ, зафиксированного в виде стандартов, лучших практик, в функционале систем автоматизации ИТ-деятельности, и умение применять его в своей работе. И в этом контексте одно из ценнейших, на мой взгляд, качеств ИТ-руководителя — способность чувствовать грань, в каких областях пока можно опираться только на знания, опыт и интуицию своих подчиненных, а на каких участках пора формализовать деятельность и при необходимости автоматизировать ее. И при этом не «изобретать велосипед», а адаптировать под себя уже проверенные практики.

О каких конкретно решениях в области управления ИТ идет речь?
Их множество, поэтому в нашей работе мы их структурируем на несколько уровней. Нижний уровень — управление ИТ-инфраструктурой и данными — это сфера решения сугубо айтишных задач, зачастую непонятных и незаметных другим подразделениям: мониторинг ИТ-инфраструктуры и приложений, автоматическая инвентаризация оборудования и ПО, управление конфигурациями критичного оборудования, автоматизация рутинных действий ИТ-администраторов. Однако без этих базисных решений обеспечить нужное качество функционирования сложной ИТ-инфраструктуры и эффективность работы ИТ-подразделения невозможно. А в парадигме private cloud они становятся основой управления всей ИТ-инфраструктурой.

К следующему уровню, который мы условно называем «управлением ИТ-сервисами», относятся управленческие технологии и решения, позволяющие организовать жизненный цикл программного обеспечения и ИТ-сервисов, управление качеством ПО заказной и собственной разработки, мониторинг качества ИТ-сервисов или мониторинг исполнения бизнес-процессов в информационных системах. Сюда же мы включаем вопросы управления ИТ-активами и конфигурациями в ITIL-трактовке. Поскольку решения этого уровня носят в первую очередь организационный характер, многие из них, например применение сервисного подхода, ITSM, или организация бизнес-ориентированного мониторинга, требуют активного вовлечения бизнеса. 

Наконец, верхний уровень — стратегическое и планово экономическое управление ИТ — включает в себя стратегические и тактические аспекты на стыке ИТ и бизнеса, то есть решения по управлению корпоративной ИТ-архитектурой, построению модели и системы показателей ИТ-деятельности, внутреннего контроля. Сюда же мы относим наработки и решения в области календарного и бюджетного планирования ИТ-деятельности, управления ИТ-проектами и программами проектов. Особняком стоят решения по информационной безопасности. Наша команда не только хорошо понимает суть всех этих решений, но и владеет технологией применения большинства из них в конкретных организациях с учетом специфики заказчика. Думаю, что благодаря именно этому нас включили в нынешнем году в тройку лидеров в области управления информационными технологиями.

Насколько влияют мировые технологические тренды на подходы к управлению ИТ?
Если вы имеете в виду усложнение контроля над инфраструктурой и информационной безопасностью, связанное с уже знакомой многим тенденцией BYOD или менее известной BYOC (bring your own cloud. — Г. Р.), то это, с одной стороны, толкает к пересмотру процессов поддержки пользователей, внедрению средств автоматизации управления мобильными устройствами, а также адаптации DLP-систем к новым условиям, а с другой стороны — повышает важность разъяснительной работы со стороны ИТ- и ИБ-подразделений в части допустимых границ использования этих технологий и связанных с этим рисков, а также повышения ответственности конечных пользователей. Движение к Big Data заставляет пересматривать архитектурные вопросы хранения и управления данными. В условиях больших объемов накопленных данных возрастает роль решений в области BI, соответственно это порождает новую волну потребностей бизнеса в ИТ. А растущая для маркетинговых исследований ценность информации в социальных сетях заставляет обращать внимание на специализированные системы анализа и обработки данных в таких источниках. Все эти новые технологии не повлияют радикально на управленческие практики в ИТ, но будут требовать усилий от ИТ-службы, чтобы научиться с ними жить.

А что вы думаете по поводу всеобщего «облачного будущего»?
Пожалуй, именно эта тенденция окажет самое серьезное влияние на управление ИТ. По мере все более активного использования сервисов в публичных облаках ИТ-служба будет все больше превращаться в «службу заказчика», в которой функции управления ИТ-инфраструктурой и приложениями постепенно будут передаваться во внешние организации. Это потребует от ИТ-руководителя и его ближайшего окружения серьезной переоценки своей роли в компании. Но это не самая близкая перспектива, учитывая то количество унаследованных ИТ-систем, которое наблюдается в большинстве организаций. Более актуальной темой становится поиск способов интегрировать SaaS-решения с теми ИТ-системами, которые уже внедрены и эксплуатируются в организации. Подводя итог, выскажу свое мнение, что все новые тенденции вполне по плечу сильному ИТ-руководителю, в хозяйстве которого выстроен надежный фундамент в виде сильной управленческой команды, налаженных процессов и должного уровня автоматизации собственной работы. А вот там, где к вопросам управления ИТ относятся спустя рукава, все эти новации только добавят сложности и хаоса, и тогда уж придется разве что всю ИТ-службу передать в аутсорсинг. 

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 11/2013], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Юникон & гейм экспо минск / unicon & game expo minsk
Минск, пр. Победителей, 20/2 (футбольный манеж)
14.05.2021 — 16.05.2021
12:00
SAS Global Forum 2021
ОНЛАЙН
18.05.2021 — 20.05.2021
Форум «Внутренний и внешний электронный документооборот»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
20.05.2021 — 21.05.2021
09:30–17:00
Хакатон Program boost: Eduthon
ОНЛАЙН
21.05.2021 — 23.05.2021
14:00