«Электронное правительство»: унификация и комплексный подход

Логотип компании
«Электронное правительство»: унификация и комплексный подход
В будущем не должно остаться услуг, предоставление которых требовало бы двух и более посещений

В России растет популярность «Электронного правительства» — современных механизмов взаимодействия граждан и бизнеса с государством, реализуемых с помощью информационных технологий. Как рассказал на состоявшейся в начале мая годовой расширенной Коллегии Минкомсвязи глава министерства Николай Никифоров, на конец 2016 года число граждан, пользующихся государственными услугами в электронном виде, превысило половину тех кто получает госуслуги, и составило 51,3%. По плану, предусмотренному Указом Президента РФ № 601, эта доля не должна быть менее 50%. В 32 регионах сумели справиться с данной задачей, причем в некоторых субъектах Федерации, традиционно являющихся лидерами в сфере предоставления госуслуг в электронном виде, таких как Республика Татарстан и Ханты-Мансийский автономный округ, плановое значение достигнуто еще два года назад. Тем не менее 53 региона отстают от показателей, а в трех субъектах Федерации, а именно в Карачаево-Черкесии, Еврейской автономной области и Ненецком автономном округе еще не преодолен даже 20%-ный уровень использования государственных услуг в электронном виде.

Меры по популяризации

Вместе с тем в процессе распространения электронных госуслуг активное участие принимают не только регионы, но и федеральные органы исполнительной власти. Как сделать электронные формы взаимодействия граждан с государством еще более популярными? Одним из наиболее интересных, перспективных и востребованных можно назвать решение о предоставлении своего рода скидки на оплату государственных пошлин в электронном виде. Сегодня действует понижающий коэффициент 0,7, то есть 30%-ная скидка, предусмотренная для таких направлений, как, например, получение загранпаспорта нового образца. Со скидкой пошлина составляет 3,5 тыс. рублей, что на тысячу рублей меньше, чем, если пройти все стадии подачи и получения документа в очном формате. Возможность сэкономить, несомненно, является очень привлекательной для большинства пользователей. В определенной степени «Электронное правительство» упростило получение гражданами финансовых услуг. Часто банки требуют от получателей кредита предоставить в бумажном виде обширный перечень документов. Чтобы отработать технологию предоставления документов в бизнес-структуры в электронном виде, реализован специальный проект с Пенсионным фондом. Именно Пенсионный фонд предоставляет целый ряд документов, необходимых в том числе для оформления тех или иных кредитных отношений с Банком Российской Федерации. Эта форма тоже очень хорошо себя зарекомендовала.

В число тех субъектов Федерации, которые выполнили запланированный на 2016 год показатель, вошли регионы, руководители которых уделяют должное внимание теме оказания госуслуг в электронном виде. Граждане нашей страны имеют возможность выходить в Интернет, работают Портал госуслуг и мобильное приложение, предоставляется скидка на уплату пошлины при заказе госуслуг в электронном виде. Это значит, что созданы все возможности, чтобы гражданам и бизнесу было удобно взаимодействовать с государством в электронном виде. Поэтому мы призываем коллег из субъектов уделять больше внимания популяризации электронного способа получения госуслуг, развивать этот механизм. В помощь мы создали ряд маркетинговых инструментов, выпускаем рекламные макеты и ролики. Регионы могут пользоваться всем этим для организации рекламных кампаний на своих территориях. Также субъекты Федерации получат субсидии на реализацию мероприятий для обеспечения выполнения 601-го указа президента.

Новое поколение СМЭВ

Работа и само существование «Электронного правительства» немыслимы без Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Сегодня к ней подключено свыше 13,5 тыс. участников. Во всех субъектах Федерации, включая Республику Крым и Севастополь, созданы и функционируют региональные сегменты. В 2016 году выполнено почти 10 млрд запросов. Доля межведомственного взаимодействия, происходящего в электронном виде при предоставлении услуг, составляет почти 92%. Сегодня можно говорить о третьей версии платформы СМЭВ, которая поддерживает единый формат взаимного обмена информацией, гарантированную доставку сообщений, механизм очередей электронных сообщений, позволяющий решить проблему перегруженности популярных сервисов и увеличить размер передаваемого сообщения с 5 Мбит до 1 Гбит, а также осуществить интеграцию с главным удостоверяющим центром для проверки электронных подписей. Главное же — новая версия системы предполагает взаимодействие между органами власти субъектов РФ, а не только с органами власти федерального уровня, как это было ранее. Переход на СМЭВ 3.0 будет завершен в этом году. Постановлением правительства от 19 ноября 2014 №1222 установлено, что до 01 июля 2017 все поставщики сведений в СМЭВ 2.0 должны разработать и зарегистрировать виды сведений в СМЭВ 3.0. Поэтому до 31 декабря 2017 все потребители должны переключить взаимодействие с электронных сервисов из СМЭВ 2.0 на виды сведений в СМЭВ 3.0.

Сегодня ведется серьезная работа по выявлению и устранению ошибок в СМЭВ. Как правило, они бывают двух видов: связанные с недоступностью сервиса и с неверным контентом, то есть передаваемыми данными. Второй тип ошибок Минкомсвязи исправлять не может. Дело в том, что ведомства, функционирующие в СМЭВ, собирают собственную статистику некорректных данных в ответах на запросы, Минкомсвязь участвует в исправлении ошибок, когда ведомства выясняют причины возникновения проблем и устраняют их. Кстати, существуют нормативные требования по допустимому уровню таких ошибок. У каждого субъекта Федерации есть определенный подрядчик, отвечающий за поддержку и эксплуатацию информационных систем. Качество работы электронных сервисов на базе этих систем напрямую зависит от качества услуг подрядчика, которые в свою очередь должны определяться соглашением об уровне оказания сервиса (SLA) с учетом действующих регламентов. Несоответствие данным правилам является нарушением регламента взаимодействия ведомств. Но у нас нет права применять какие-то санкции по отношению к нарушителям. Минкомсвязи не может отключать их от СМЭВ, а только отмечать факты нарушений и давать поручения по их устранению.

Меньше ходить, быстрее получать

Как будет в дальнейшем развиваться «Электронное правительство»? Сегодня его инфраструктура объединяет все федеральные органы исполнительной власти и региональные структуры. Поэтому необходим системно-архитектурный подход к ее дальнейшему развитию. Для этого разработан системный проект, который содержит стратегические цели, задачи, а также направления развития в перспективе до 2020 года. Новая стратегия предусматривают поэтапный переход к так называемой реестровой модели электронных госуслуг, включающей результат их выполнения сервисов в общий реестр. При этом документ, выданный гражданину, является не результатом оказания госуслуги, а лишь выпиской из реестра, содержащего результат. Так, собственники недвижимости сегодня получают не Свидетельство о собственности, как это было раньше, а выписку из ЕГРП. Это позволит отказаться от обязательного вручения оригинала документа, потому что все результаты оказания услуг будут доступны в электронном виде и храниться в ведомственных информационных системах. Кроме того, к ключевым положениямсистемного проекта относится экстерриториальность оказания госуслуг, вне зависимости от места нахождения гражданина, без жесткой привязки к его прописке или месту жительства. Технические возможности «Электронного правительства» уже позволяют гражданам подавать заявления экстерриториально, но важно сделать так, чтобы и результат предоставления услуги мог быть получен заявителем в том МФЦ, где удобнее человеку. Также новый системный проект подразумевает сокращение сроков оказания электронных госуслуг. На сегодняшний день не существует единого механизма учета результатов оказания электронных услуг, ведь они реализуются посредством большого количества ведомственных информационных систем. Системный проект предусматривает создание механизма регистрации всех фактов предоставления электронных услуг с возможностью контроля их качества, сроков и результатов, а также ведения четкой статистики по количеству оказанных услуг и их стоимости. Новая версия системного проекта предполагает и получение госуслуги гражданином за один визит. В будущем не должно остаться услуг, предоставление которых требовало бы двух и более посещений.

Типизация в приоритете

Электронные госуслуги должны стать универсальными, типовыми. Этому аспекту также уделено важное значение в системном проекте. Типизированы должны быть не только новые госуслуги, только впервые оформленные в цифровом формате, но и уже существующие, и здесь требуется доработка. Кроме того, проект предусматривает создание комплексных электронных сервисов. Например, если рождается ребенок, то факт его рождения фиксируется в государственной информационной системе здравоохранения в виде медицинского свидетельства о рождении. И как только свидетельство в системе появилось, очевидно, что за ним последует регистрация акта гражданского состояния, регистрация в Федеральной миграционной службе, получение гражданства, выдача материнского капитала и другие стандартные процедуры. Вся информация, необходимая для активации этих услуг, есть в государственных информационных системах.

Готовность госструктур

Одним из ключевых элементов информатизации госструктур является электронный документооборот. Эта тема совсем не новая. Переход на обмен документами в электронном виде в органах госвласти начался в 2012 году. К концу 2016-го 37 федеральных органов власти обеспечили готовность к обмену документами в электронном виде с применением электронной подписи, в пяти федеральных органах исполнительной власти доля обмена документами в электронном виде превысила 70%. И эта работа продолжается.

В Минкомсвязи создан проект программы «Цифровая экономика», рассчитанной на период до 2025 года. В нем, в частности, предусматривается увеличение доли ведомственного и межведомственного электронного документооборота 2025 году до 90%, для чего имеются все предпосылки. К указанному сроку 90% электронных документов будет подкреплено цифровой подписью, причем к 2020 году этот показатель составит лишь 10%.

Помимо дальнейшего распространения электронного документооборота, перед государственными структурами стоит задача по импортозамещению зарубежных ИТ-решений и продуктов. Это делается как с целью обеспечения информационной безопасности и устойчивой работы органов государственной власти, так и для стимулирования развития отечественной ИТ-индустрии. Существует Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, в который включено уже около трех тысяч программных продуктов. Утвержден план перевода в 2016–2018 годах на отечественное офисное программное обеспечение. Сейчас российское ПО тестируют не менее восьми ведомств. Разработан проект Постановления Правительства Российской Федерации, утверждающий требования, предъявляемые к его составу и функциональным характеристикам. Это лишь несколько примеров из целого спектра задач, которые предстоит решить не только для полноценного перехода к «Электронному правительству», но и для предоставления сервисов, действительно удобных и востребованных гражданами.

 Алексей Козырев, заместитель министра по информатизации Российской Федерации

Читайте также
IT-World рассмотрел основные компоненты работы Zero Trust и узнал, почему концепцию сложно применить на практике. Расскажем о технологических решениях, которые поддерживают принципы Zero Trust.

Опубликовано 04.07.2017

Похожие статьи