IT ManagerИТ в бизнесеУправление

Пересекающиеся множества CIO

Ольга Крусанова | 30.01.2015

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Пересекающиеся множества CIO

Кухня & CIO — эти слова как-то сразу рассыпались в разные стороны, а затем собрались в четкую формулу: время, проведенное в должности CIO, обратно пропорционально времени, проведенному на домашней кухне.

А поскольку то и другое в итоге совместилось в одной голове, то каждая задача в работе сформировалась в пересекающееся множество зеркальной ассоциации себя на кухне.

Деление кухни на рутинную (ежедневное приготовление) и высокую (творчество создания новых блюд и сочетаний) тоже отражает состояние в работе: есть ежедневная рутина сопровождения и поддержки, запусков и мониторинга, а есть новые идеи и развитие.

Если смотреть на приготовление блюд как на правильное смешение правильных ингредиентов, то в ИТ-департаменте важен правильный набор составляющих (задачи), правильное их приготовление (структура и процессы) и использование (конечный результат).

Архитектура кухни. Тип кухни ИТ для бизнеса

О чем стоит подумать при планировании и эксплуатации кухни: должна ли она оставаться в общей зоне, совместно со столовой или гостиной и быть открытой или отдельной? Если кухня полностью открыта, тогда заметны все этапы приготовления и видно, что на каждом шаге делается. Процесс становится прозрачным, демонстрируя бизнесу как положительные стороны, так и отрицательные. С одной стороны, не страшно, кто и что в этом «машинном отделении» делает, с другой — проблемы, даже незначительные (которые будут всегда), очевидны, как грязная посуда и неубранные в процессе приготовления полуфабрикаты. Что может вносить раздражение и портить внешний вид.

Если кухня делается закрытого типа, появляется свобода творчества, отсутствие идеального порядка можно прикрыть и ориентироваться только на результат. Но при этом бизнес должен быть доволен результатом хорошо приготовленных и красиво подданных блюд и их стоимостью. Доверять, что приготовление соответствует всем стандартам, и нет необходимости вникать в технологические процессы и делать ревизию продуктов. Но поскольку стоимость блюд обычно кажется всегда слишком высокой, закрытость процесса настораживает, а идеальная картина удовлетворения результатом никогда не достигается, то ревизии могут стать неизбежными, иногда сильно влияя на весь процесс приготовления. 

Наверное, лучшая кухня должна быть частично открытой — с окнами полок либо прозрачными перегородками витринной части «за стеклом», как сейчас это делается в некоторых ресторанах. И тогда самым существенным становится даже не результат, а визуализация процесса — необходимо показывать процедуру приготовления и проводить презентации по всем вариантам, что и как готовится, как и что планируется. Желательно в слайдах, схемах и картинках. Даже в мультиках. Но любая презентация может быть неправильно понята, если не сопроводить ее пояснениями и не суметь донести свою точку зрения. Здесь главное помнить, что оформление блюда иногда играет не меньшую, а то и большую роль, чем способ приготовления и вкусовые качества.

Team creating. Создание уюта на кухне

Стартап в одной из компаний нам пришлось начинать практически на моей кухне — помещение не было готово, а требовалось приступать к проекту. Утреннее приготовление обеда и последующий приход сотрудников стерли на какое-то время грань между кухней и офисом. В тот период коллегам запомнились домашние обеды как один из самых приятных моментов работы.

Стартапы, особенно быстрые, всегда лучше делать небольшой, уже слаженной и максимально универсальной командой. В этом случае функционал бывает размытым, так как жизненно необходима заменимость и гибкость. И при этом самым главным являются взаимоотношения между людьми, атмосфера внутри коллектива.
На формирование новой ИТ-команды уходит полтора-два года. Именно столько времени необходимо, чтобы найти кадры и дать возможность сотрудникам сработаться как по профессиональным, так и по психологическим качествам.
Бытует мнение, что быстрее всего можно решить задачи, набрав звезд. В этом случае в звезды я не верю. Для менеджера главное — уметь правильно построить командную работу, используя сильные стороны сотрудников и закрывая и подтягивая слабые. Здесь даже больше приветствуется собрание разноплановых людей, так как полные «универсалы» и в жизни, и в работе встречаются редко.

Разрастание и увеличение команды приводит к тому, что приходится перестраиваться: четко формализовать взаимодействия и процессы, разделять функционал, права, доступы и т. д. Переход этот не всегда гладок, вернее обычно проходит достаточно болезненно — и по изменению функционалов, и по изменению атмосферы. 

Здесь очень важно, как проходит обучение новых сотрудников. Методик и правил существует много, но главное — верно применить их в зависимости от задач и целей. Можно усадить за чтение инструкций или даже специально написанных методичек. Работает и метод «погружения в воду», что в ограниченных количествах способно дать правильный толчок (впрочем, и произвести деструктивное действие — демотивировать и загнать человека в угол). Но в любом случае ничто не должно заменять личное время руководителя, посвященное беседам с подчиненными.
Понятно, что новички поэтапно проходят выполнение всех задач сначала в тестовых средах, затем подконтрольно в рабочих — от простого к сложному. И здесь много прямых параллелей с обучением детей.

...Организация обеда приходящему из школы сыну начиналась с полного приготовления утром и записки на столе с подробной инструкцией и нумерацией что где брать и что есть. Первоначально нужно было только достать теплую еду из кастрюли, потом задача усложнялась разогреванием, затем утром делались только заготовки, которые следовало довести до ума. Однажды, ничего не успев приготовить, просто написала записку — свари макароны, пачка на столе. И все получилось. Успехом этапа обучения стала записка на стандартном месте, которую я обнаружила, вернувшись с работы около полуночи: «Мама, салат на столе»... И на столе действительно стоял приготовленный для меня ужин — салат из крупно нарезанной морковки, огурца и капусты...

Управление ресурсами

Обычно претензии бизнеса к ИТ всегда связаны с тем, что ИТ не успевает реализовывать решения для производимых идей, притормаживая, а то и вовсе замедляя развитие бизнеса. При этом не всегда есть понимание, что успех реализации проекта в ИТ часто связан с четкой и правильной постановкой задач именно бизнесом. 

В одной из компаний мы сравнивали свою работу с укладыванием рельсов впереди несущегося паровоза. На тот момент казалось, что это предел скорости и возможности. Но в дальнейшем нас ожидала ситуация, напоминавшая не просто строительство, но самое главное, перестройку космической ракеты, уже запущенной и летевшей в космос... 

Поскольку, как обычно, самый ограниченный ресурс — время, то оптимизация чаще всего проходит именно по этому вектору, устанавливая стандартные вопросы использования других ресурсов, как ПО, так и человеческих. Например, что лучше: аутсорсинг или разработка своей системы? Стандартные ответы: вендорские системы обычно легче развернуть, они уже закрывают часть функционала, кажутся безопаснее для бизнеса (нет зависимости от внутренней команды разработчиков), однако может стоять вопрос цены и отсутствия гибкости. Своя разработка — идеальный вариант при неограниченных ресурсах времени и людей (ситуация, которой никогда не бывает). Основное преимущество — соответствие внутренним требованиям при правильной постановке и возможность больших маневров. Именно эти соблазны быстрого внедрения последующих усовершенствований и приводят к тому,  что чаще всего получается промежуточный вариант — нечто среднее между вендорской и собственной разработкой. Крупные дорогие системы обкладываются «обвязкой» из слоя внешнего ПО, требуя создания этого же слоя внутри системы на основе конфигурационных настроек, шаблонов, специальных модулей и т. п. Причем большая часть нужного бизнесу функционала может просто «переползти» в home made-систему. Здесь важен способ реализации этой «обвязки» — в виде разнородных программ, размазанных по множеству сервисов слабо документированной системы (навешанных SQL-процедур, батников, джобов и т. д.), или все-таки продуманных приложений с единым центром управления и шаблонами решений для типовых операций, а также общим мониторингом происходящих процессов.
Примерно те же проблемы возникают при достаточно стандартной ситуации, когда в условиях ограниченного времени (в наличии 2 часа) нужно приготовить полноценный стол на 20 человек.

Варианты, как и с выбором системы. Полный аутсорсинг — заказать или накупить готовых блюд. Дорого, к тому же это не посиделки в офисе с пиццей... Второй вариант — заготовить или заказать частичные ингредиенты, добавив их в собственные блюда. Ну и третий — все приготовить самой. Как ни странно, третий вариант достаточно реален, но только в условиях ясной постановки цели, очень хорошего планирования и наличия ресурсов. Блюда должны быть тщательно продуманны, продукты точно закуплены, самые длительные итерации по возможности выполнены с вечера. При этом время здесь будет расписано по минутам, а блюда должны готовиться параллельно. 

BCP policy: непрерывность

Резервирование всегда становится камнем преткновения, в связи с его необходимостью и его стоимостью. Позиция ИТ-департаментов обычно состоит в том,  что чем большее резервирование сделано по всем направлениям, тем спокойнее и увереннее себя можно чувствовать. С одной стороны, все понятно: все торговые онлайн-системы должны иметь горячие резервы и переход с основной системы на резервную должен в идеале происходить незаметно для клиентов. Переключение торговых линий без обрыва соединения, переключение трансляции маркет-даты или роутинга ордеров без потери сессии. Восстановление учетных или отчетных систем — SLA уже может идти на десятки минут и часы, в зависимости от требований. Восстановление почтовых серверов, файловых хранилищ также может допустимо происходить  от десяток минут до нескольких часов. Здесь уже можно говорить о холодном резерве, не о горячем. Размещение оборудования минимум в двух дата-центрах, резервирование каждого канала по крайней мере VPN-соединением, резервный канал должен проходить по альтернативному маршруту Дальше — риск отсутствия каждого из сервисов и стоимость его резервирования, как по железу, софту, так и по людям. 

Варианты ответов на те же вопросы приходится искать и на кухне. 
Всегда нужно иметь запасы, но сколько продуктов держать на случай неожиданного прихода гостей? Опять же, вопрос стоимости и необходимости.

Или лучше в ограниченном количестве иметь холодный резерв — заранее приготовленные и замороженные полуфабрикаты? А может, лучше не держать запас, способный испортиться, а пользоваться услугами аутсорсинга соседнего дата-цента и заказать пришедшим подросткам пиццу или суши в проверенном месте?

Как всегда, оптимальное решение в комбинации вариантов: нужно иметь и горячий резерв, и холодный и умело использовать аутсорсинг.

Резервирование. Не совсем про кухню и не совсем про работу. Про полуденные сигналы

В Петропавловской крепости с Нарышкина бастиона традиционно в полдень бьет пушка. Живя неподалеку от крепости и слыша эти выстрелы со своей кухни, никогда не видела залпы вблизи. И как-то в субботу, прогуливаясь по крепости с сотрудником московской биржи, случайно подошла к орудиям минут за 15 до действа. Мы заметили, как к орудиям подъезжают на машине два сотрудника со специальными чемоданчиками и направляются к орудиям. «Посмотрим?» — «Да, конечно посмотрим». Затем в двух головах мелькнула одинаковая мысль: «А сколько пушек стреляет, две или одна?» «Вроде одна», — неуверенно сказала я. Как петербурженка я должна была это знать, но прежде в сферу моих интересов данное событие никогда не входило. Затаив дыхание, мы стали наблюдать, как оба специальных сотрудника подошли к орудиям и стали проделывать одинаковые действия: каждый расчехлил свою пушку, достал из чемоданчика заряд, зарядил орудия. Движения были почти синхронны. «Так две пушки стреляют или одна?» — вновь прозвучал вопрос, но в ответ я только и смогла добавить, что слышала всегда один звук. Ровно в 12:00 раздался залп из одного орудия. Потом специалисты опять проделали почти синхронные движения: тот, чья пушка стреляла, прочистил орудие, вынул гильзу, зачехлил. Тот, чья не стреляла, вынул заряд, положил в чемоданчик, зачехлил. И тут мы не выдержали. Подойдя к садившимся в машину сотрудникам, спросили, а зачем заряжали две пушки — на случай отказа одной из них? С одной стороны, это было очевидно, с другой — казалось маловероятным. Но действительно, вторая подстраховывала первую на случай, если та не выстрелит. И один раз за много лет это случилось. А ведь полуденный залп должен звучать всегда.

И вот тогда мы поняли, что значит реальное горячее резервирование. Санкт-Петербург должен быть извещен о наступление полудня в любом случае.

Development

Приготовление блюда каждой кухни, особенно южной, очень зависит от продуктов. Даже самые простые овощи в из разных мест делают вкус еды совершенно разным. Наверное, многие сталкивались с тем, что поразившее в какой-то из поездок блюдо или напиток при попытке повторить его дома не вызывал того вкуса и оставлял совсем другое впечатление, чем тогда и в том волшебном месте. И снова готовить больше не хотелось...

Казалось бы, разработка ну совсем от географии не зависит. Стандартные процессы — понимание приоритета задачи, бизнес-анализ, постановка ТЗ, разработка, внутреннее тестирование, пользовательское тестирование (UAT), техническая документация, передача на сопровождение. Однако полный цикл предполагает, во-первых, понимание и полноценную постановку задачи от заказчика, во-вторых, заинтересованность этого же заказчика. К тому же полный цикл разработки требует времени, которое объективно может восприниматься бизнесом как слишком значительное. Поэтому большинство предпочитает разновидности упрощенного цикла разработки, когда, по сути, один универсальный специалист способен пообщаться с заказчиком, сам понять задачу, составить себе ТЗ, разработать и сам же с заказчиком протестировать. Обычно это эффективно для небольших прикладных задач. Быстро сделали, поняли, что не совсем то, быстро переделали, поломали, починили, отчитались... и, возможно, заказчик доволен. Но через полгода-год нагромождение таких «подпорок» способно сделать поддержку системы практически нереальной, и на обеспечение ее жизнедеятельности начинает уходить больше 50% времени, потраченного на разработку. 

И опять же, здесь важным становится вопрос, насколько продуманно делались эти решения — в виде локальных разнородных сервисов для каждой задачи или централизованной системы с общей идеологией?

По сути, примененная в одном месте и для одних задач технология может совсем не подходить в другом месте и для других задач. Или, по крайней мере, не вызвать то ностальгическое чувство успеха, порожденного в другом блюде другой географической зоны.

Кухня как рабочее место

Если вернуться к архитектуре кухни, то оптимальная основная конструкция — рабочая поверхность кухонной зоны — собственно, представляет собой окружность на расстоянии вытянутой руки, с противоположным размещением мойки, плиты и холодильника. Поэтому и оптимальное размещение всех процессов, которым в данный период требуется контроль, должно быть в окружности на расстоянии вытянутой руки, с противоположным размещением основных составляющих.
Ну и наверное, основное отличие в том, что CIO только работает шеф-поваром на чужой кухне. И главное тут не перепутать, где чья кухня...


Журнал IT-Manager № 01/2015    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Ольга Крусанова

Ольга Крусанова

Директор по ИТ инвестиционного банковского бизнеса

Мероприятия

22.11.2018
Передача Audio, Video и KVM по IP: решения, опыт, истории успеха

Казань, пр. Фатыха Амирхана, 1A, комплекс «Казанская Ривьера».

30.11.2018
«Спутниковые данные программы «Коперникус»: новые возможности для инноваций»

Санкт-Петербург, КВЦ «Экспофорум» (Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, 64/1, зал B3-B5)

07.12.2018
ИТ в Ритейле

Конгресс-центр «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ»