Домашние заготовки

Логотип компании
Домашние заготовки
Приобретать доступные решения не стыдно, на место сибаритства и расточительства приходит разумная экономия, такой сейчас тренд.
Хорошая хозяйка умеет не только вкусно готовить, но и знает, что и когда запасать, как недорого и аппетитно законсервировать осеннее изобилие. Запасают обычно осенью на зиму, чтобы дотянуть на вкусностях и витаминах до весны. Однако в этом году есть своя специфика: никто не может сказать, сколько продлится «зима». Кто-то надеется, что вот-вот все вернется на круги своя, и подъедает последние запасы, кто-то готовится к долгой и холодной многолетней зиме, распределяя скудные запасы так, чтобы их надолго хватило. Мы попробуем оценить все стратегии запасания впрок информационных систем.

Антикризисная ИТ-стратегия неотделима от антикризисной стратегии предприятия. Не все компании в подобной ситуации собираются выживать, некоторые настроены, пользуясь случаем, всерьез переделить рынок, вытеснить конкурентов или даже поглотить их, поэтому ИТ-подразделение должно быть готово поддержать такой порыв технологически, сконцентрировав усилия на точках роста бизнеса. Впрочем, все компании, получающие основную прибыль в рублях, будут экономить, в том числе и на ИТ, в котором импортозависимость очень сильна и доля валютных расходов до сих пор преобладает. 

Планируем заготовки на зиму

Первое правило — составление плана заготовок. Что останется работать в полную силу, что сократится, а что можно и отключить в рамках перехода бизнеса на антикризисные рельсы, нужно решить до начала «холодов». Пресловутый план B, вкупе с планами C, D и так далее до Z, должны быть составлены заранее. Предположим, в вашей компании 1000 человек и 300 процессов, а план B предполагает, если ситуация на рынке не восстановится за три месяца, то предстоит 20%-ное сокращение персонала и отказ от 50 процессов (замораживание перспективных, но неприбыльных в краткосрочной перспективе направлений, объединение нескольких процессов в один, количественное сокращение некоторых операций и т. п.). Если ситуация не исправится еще за три месяца, возможен план С: компания уменьшится до 500 человек и 100 базовых процессов, переставая развиваться и оставив только высокомаржинальные продукты и услуги и подгоняя все расходы под имеющиеся доходы. И так далее по алфавиту, вплоть до полного закрытия и ликвидации предприятия.

Проекции всех этих планов должны найти отражение в планах поддержки информационных систем и отключения (надеюсь, временного) неиспользуемых функциональных систем. Если ваши антикризисные проекты поквартальны, то имеет смысл заплатить минимальную поддержку надолго вперед, а дальше платить по факту применения систем. Кризис сейчас не только у заказчиков, но и у поставщиков, поэтому они стали гораздо более гибкими в переговорах, грех пренебречь этим и не обратить в свою пользу. Понятно, тем дальше за океаном находится штаб-квартира производителя системы, тем жестче они в переговорах, вплоть до «деньги на бочку или отключим», но пробовать надо.

Консервируем и замораживаем

Консервация неиспользуемых решений — это не поворот рубильника, не мне вам объяснять. Отключать системы надо так, чтобы потом их можно было легко запустить. Не хочется о грустном, но не исключено, что запускать придется уже не тем, кто будет отключать. А значит, некоторые очевидные на уровне здравого смысла для нынешней команды детали надо подробно описать «для чайников» как пошаговые инструкции. Несколько раз в жизни мне приходилось поднимать временно законсервированные системы в более прозаичных случаях (переезд, перенос на новую инфраструктуру и т. п.), и я прекрасно помню, что даже те же люди, которые эту систему и консервировали, не могут спустя полгода вспомнить пароли и местоположение компонентов системы в папках. Нужно обязательно избавить консервируемые системы от локальных деталей — имен серверов, принтеров, веб-сервисов — вполне вероятно, что поднимать эти системы будут уже на новой инфраструктуре. Про архивирование и дублирование всех данных с подробным описанием «для тех, кто придет после нас» тоже напоминать не надо. 

То же самое нужно сделать не только со своими системами, но и с облачными приложениями, если вы решили временно от них отказаться. Может быть, ваш провайдер таких приложений позволит вам заморозить свою учетную запись без возможности пользования ею, сохранив данные и конфигурацию за небольшую плату, а может, и нет. Во втором случае придется выгрузить данные и конфигурации приложения в собственную систему и также подробно описать, что означает каждое поле этих данных и каждая запись конфигурации. Это сейчас все очевидно и вы понимаете каждую строчку, через год вы сами или ваш преемник будете смотреть на всю информацию совершенно другими глазами.  
Итак, временно ненужные системы отключили и законсервировали. Приступаем к работающим системам.

Меняем структуру потребления, переходим на здоровую пищу

В первую очередь надо обеспечить функционирование тех систем, которые активно используются и чья остановка или некорректная работа способна принести прямые убытки. Прежде всего, это системы онлайн-поддержки бизнеса, коммуникации, системы поддержки продаж, регулярной отчетности, приема платежей, производственные системы и прочее. Поддержка ключевых систем должна быть предварительно оплачена, причем сейчас многие платят за два или даже три года вперед — непонятно, какая в дальнейшем будет ситуация с деньгами. 

Упавший рубль сделал для импортозамещения больше, чем все депутаты и министры, вместе взятые, — нехватка денег в бюджете, который российские компании ведут в рублях, как мотиватор оказалась гораздо эффективнее потребительского патриотизма. Минимизировать расходы валюты — очевидная стратегия для компании, получающей доходы в рублях, поэтому если нельзя с западной фирмой зафиксировать рублевые цены, надо переходить на российские технологии там, где это можно сделать безболезненно. Особенно быстро это сказывается на облачных SaaS-решениях, которые проще заменить, чем традиционные решения, внедренные в корпоративную информационную систему. Мы сами сейчас мигрируем с хорошей, привычной, но ставшей дорогой западной CRM на российскую, сокращая расходы в несколько раз, а потому испытали это на личном опыте.

Покупаем отечественное

Многие компании столкнулись с тем, что рублевый бюджет, принятый в октябре по курсу 45 не дает возможности осуществить задуманные покупки в январе даже с большими скидками. По непонятной причине с нового года зарубежные производители даже подняли валютные цены, некоторые на 20% и выше. При этом бизнес-задач никто не отменял, а пересмотр бюджета в сторону повышения — небыстрое и часто безнадежное занятие. Поэтому можно уже отказаться от принципа «любить — так королеву, покупать — так самое дорогое» и начать присматриваться к доступным решениям. Если потребительский патриотизм — понятие идеологическое, то соотношение цена/качество очень даже экономическое понятие, сейчас самое время им воспользоваться. Человек, у которого есть деньги только на велосипед, может сколько угодно рассуждать о потребительских качествах гоночного болида, но купит все равно велосипед. Приобретать доступные решения не стыдно, на место сибаритства и расточительства приходит разумная экономия, такой сейчас тренд.

Побалуем себя витаминами и сделаем прививки

Чтобы ни говорили про спад, некоторые ИТ-расходы даже вырастут, в первую очередь те, что помогают зарабатывать или экономить. С закрытием в целях экономии офлайновых офисов работы с клиентами многие компании — банки, страховые фирмы, сетевые магазины и т. п. — будут переносить коммуникации в Интернет, поскольку стоимость контакта и финансовых транзакций там существенно дешевле. Магазинам, ориентированным на разумное сочетание онлайн- и офлайн-продвижения, не придется держать весь ассортимент в каждой точке — можно централизовать склад. Тренинговые компании могут отказаться от арендуемых учебных классов и перейти к дистанционному обучению, в том числе с помощью видеоконференций, а значит, вероятно, удастся и повысить продажи — привлечь иногородних слушателей, которым дорого ехать на учебу в Москву. И так далее — вы сами придумаете, как сэкономить с помощью Интернета в вашем бизнесе.
Но вряд ли клиентам понравится медленно открывающийся и постоянно висящий сайт, поэтому придется инвестировать в веб-приложения, собственные или арендованные, увеличить расходы на широкополосный доступ в Сеть и его дублирование и резервирование. Ну и не надо забывать про стабильность и безопасность такого канала — DDoS-атаки нынче дешевы, как никогда ранее, а обострившаяся международная обстановка подогревает у профессиональных кибербойцов интерес к взлому интернет-ресурсов страны-оппонента. Вот почему, создавая дешевый канал коммуникаций, важность которого в кризис только возрастает, не забывайте его защитить.

Раз мы уже вспомнили про информационную безопасность, упомянем и о том, что в период массовых сокращений возникает риск массовой же утечки различных корпоративных секретов, поскольку сокращаемые сотрудники не без основания считают, что с такой информацией они будут стоить на рынке труда значительно больше, чем без нее. Увольняющихся людей трудно напугать увольнением, поэтому компенсационные методы, типа мониторинга их активности на рабочем месте, не будут эффективными — помогут только системы, блокирующие опасные действия. Если у вас есть такие системы, но действуют они в режиме мониторинга, а не блокирования, самое время переводить их в «боевой режим».

Также в кризисные времена обостряется конкуренция, а за ней — коммерческий шпионаж и мошенничество. Некоторые сотрудники недолго хранят благодарность за сохраненные рабочие места и пытаются получить больше, чем работодатель может им заплатить в непростой экономической ситуации. Иногда этот способ — не курсы макраме или йоги в свободное время, а работа на конкурента и воровство без отрыва от производства. Уже многие компании усилили штат внутреннего аудита и, возможно, вам, как специалистам по информационным технологиям, придется поддержать их инструментами внутренних расследований и сбора доказательств.
Приятного аппетита и недолгой зимы
У нас нет выбора — оставлять все по-старому или перестраивать наши бизнесы и их информационные системы. Выбор сейчас только один — «бороться» или «сдаться». И выбравшие «бороться» в той или иной форме пройдут путь, описанный выше.
Переосмысление необходимости и критичности всех бизнес-систем и завязанной на них инфраструктуры — это позитивная, оздоравливающая часть кризиса, поэтому чем раньше вы совместно с бизнесом определитесь, как измените свое поведение на рынке в новой экономической ситуации, тем проще и эффективнее вы сделаете запасы на долгую холодную зиму.

Возможно, мы когда-нибудь скажем «спасибо» нынешней ситуации и наговорим банальностей про «то, что нас не убивает...» В чем нет сомнения — так это в том, что через пару лет ландшафт российского ИТ-рынка и наши с вами в нем позиции будут совсем другими. Мы точно справимся и станем лучше, вопрос только — какой ценой. 

Опубликовано 29.01.2015