IT ManagerИТ в бизнесеУправление

Облака: осознанный выбор

Григорий Рудницкий | 05.08.2019

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Облака: осознанный выбор

Облачные услуги и сервисы – один из наиболее перспективных и быстрорастущих сегментов российского, да и мирового ИТ-рынка. В облаках сегодня можно разместить буквально все: от виртуальных рабочих станций и серверов до сложных корпоративных информационных систем. На рынке существует немало компаний, бизнес-модель которых вообще не предусматривает наличие собственных ИТ-ресурсов. Все вынесено в облако и оплачивается по подписной модели: сколько потребили, за столько заплатили. Еще лет пять назад заказчики говорили с некоторыми сомнениями об облачных сервисах, и не всегда рисковали размещать свои данные там, где их невозможно было «потрогать». Теперь ситуация коренным образом изменилась. Спрос опережает предложение, и ни о каком перенасыщении облачного рынка говорить пока не приходится. Более того, здесь ведут активную деятельность не только классические разработчики и системные интеграторы, но и смежные компании: интернет-провайдеры, операторы-связи и многие другие. По данным компании IDC, российский рынок облачных услуг по итогам 2018 вырос на 20,7% в долларовом выражении. В следующие пять лет объем потребления облачных услуг в России составит $1,49 млрд. Подобные темпы роста наблюдаются не только в нашей стране, но и во всем мире. Рынок облаков далеко не монолитный. Какие-то его части растут быстрее, какие-то медленнее.

Драйверы роста

Как считает Дмитрий Бессольцев, директор департамента ИТ-аутсорсинга компании ALP Group, безусловным лидером российского облачного рынка можно назвать услуги IaaS (Infrastructure as a Service). «По некоторым оценкам его рост составляет 60–70%. Цифра выглядит очень впечатляюще. Мы видим ее подтверждение и в своем бизнесе: за 2018 год выручка от продаж «бутерброда» IaaS+ИТ-сервис выросла на 60%», – комментирует он. Этот рост, как объясняет эксперт, обусловлен влиянием двух противоположных по смыслу трендов: заказчики, с одной стороны, не первый год урезают бюджеты на ИТ. С другой стороны, потребности клиентов в ИТ-мощностях продолжают расти. Не последнюю роль в этом играют проекты по цифровой трансформации, которые в коммерческом высококонкурентном секторе ведутся не первый год. Например, к таковым относятся развитие омниканальности в ретейле, онлайн и офлайн «магазины будущего», личные кабинеты пациентов в медицинских компаниях и многое другое. Последние полтора-два года усеченные бюджеты уже не воспринимаются как катастрофически недостаточные. Их не хватает на полное обновление ИТ-инфраструктуры предприятия и расширение штата ИТ-службы, но вполне достаточно для аренды необходимого «здесь и сейчас» комплекса «мощности + сервисы».

Максим Березин («КРОК Облачные сервисы»)
Максим Березин («КРОК Облачные сервисы»)
Рынок становится все более зрелым и сегментированным. Мы видим, как с каждым годом усиливается специализация поставщиков облачных услуг: одни фокусируются на работе с крупными сегментом, другие – на предоставлении сервисов массовому рынку и СМБ. В целом растет доверие и со стороны клиентов.

Если на начальном этапе развития облака воспринимались как некая альтернатива классической модернизации ИТ-инфраструктуры, то сегодня у заказчиков уже сформировались четко сформулированные технологические потребности, как утверждает Михаил Мегрелишвили, исполнительный директор компании «СБКлауд». К тому же немалую роль в формировании таких потребностей стало играть государство. «В национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», новая редакция которой утверждена в конце 2018 года, выделены такие технологические направления, как искусственный интеллект, робототехника, большие данные, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный Интернет, беспроводная связь, виртуальная и дополненная реальности», – напоминает он.

Георгий Мегрелишвили («СБКлауд»)
Георгий Мегрелишвили («СБКлауд»)
Эволюцию требований заказчиков можно охарактеризовать так: выбор стал более осознанным, а решения – более зрелыми.

Михаил Соловьев, R&D-директор компании DataLine, в дополнение к традиционным IaaS-решениям констатирует популярность услуг по обеспечению требований информационной безопасности в облаке. По его словам, их используют в целях соответствия стандартам в сфере ИБ и для практической защиты информационных систем. Также, по словам Михаила, решения PaaS (Platform as a Service), в особенности хранилище S3 и DBaaS, перестали быть экзотикой и получили воплощение в виде коммерческих услуг.

Олег Коновалов («Онланта» ГК «ЛАНИТ»)
Олег Коновалов («Онланта» ГК «ЛАНИТ»)
Мне приятно думать, что клиенты ждут от нас профессионализма: мы должны прийти и рассказать, как решить проблемы в области ИТ, чтобы освободить время на задачи основного бизнеса. Пока не у всех это получается. Чаще у заказчика спрашивают не только о его трудностях, но и о том, как конкретно он хочет решить свои проблемы.

По прогнозам Дмитрия Шалеева, руководителя отдела развития бизнеса департамента облачных технологий ГК Softline, драйверами роста по-прежнему остаются IaaS и SaaS (Software as a Service). «На рынке еще достаточно емкости для роста этих видов услуг», – уверен он.

Меняется все

За последние несколько лет изменилось очень многое: технологии, разработчики, поставщики, да и сами заказчики. «Гибридные архитектуры приложений, выстраиваемые вокруг современных PaaS-платформ, позволяют реализовать различные сценарии хранения и обработки данных. Это дало толчок бурному интересу предприятий к данному подходу, так как позволяет не только решить проблему выноса части инфраструктуры вне предприятия, но и получить готовую среду разработки», – отмечает Евгений Салихов, директор департамента «Маркетплейс» компании OCS.

«Во-первых, заказчики научились намного лучше считать реальные затраты на поддержку и развитие ИТ-инфраструктуры. Во-вторых, стало очевидным, что классическая локальная ИТ-инфраструктура не всегда способна обеспечить необходимый рост и скорость реакции, которые определены бизнес-потребностями, – поясняет он. – Технологии в построении как частных, так и публичных облаков активно развиваются. Меняется архитектура создания локальной ИТ-инфраструктуры. Все чаще применяются гиперконвергентные решения, которые в значительно сокращают операционные затраты и сроки развертывания локальных ИТ-ресурсов. Иногда гиперконвергенцию даже называют основным конкурентом облачных провайдеров. Кроме этого, на базе гиперконвергенных платформ поставляются готовые частные облака «из коробки».

Дмитрий Шалеев (ГК Softline)
Дмитрий Шалеев (ГК Softline)
Что сегодня ждут клиенты от облачного провайдера? Если это перенос ключевой инфраструктуры, то основными критериями будет уровень надёжности, гарантии и SLA, для резервной площадки ключевым станет качество и скорость интернет-канала, расторопность технической поддержки, работа личного кабинета и возможности по автоматизации процессов, облако для разработчиков должно быть недорогим и иметь функциональную панель управления. Универсального секрета успеха тут нет. Хороший облачный провайдер должен уметь делать всё.

«Функциональность, зрелость и многообразие современных облачных систем дали, с одной стороны, возможность получить качество работы систем, размещенных в облаке, а с другой – сама облачная практика все больше снимает вопросы безопасности. Нет никакой ярко выраженной тенденции, что в облаке постоянные инциденты безопасности. Наоборот, профессиональные облачные платформы защищают клиентов значительно эффективнее по сравнению с собственной защитой в локальных ЦОДах», – отвечает на вопрос о глобальных технологических изменениях последних лет Максим Захаренко, генеральный директор компании «Облакотека».

Разнообразие подходов

Различают несколько основных типов облаков: публичное, частное, а также гибридное, сочетающее свойства и функциональные возможности первого и второго. Нередко у клиентов возникают вопросы, какой тип облачного решения лучше выбрать в соответствии с потребностями бизнеса. Как полагает Максим Березин, директор по развитию компании «КРОК Облачные сервисы», частными облаками компании могут воспользоваться, например, если нагрузка на их сервисы достаточно стабильна и нет потребности в быстром наращивании ресурсов из публичного облака либо же эти компании работают с персональными данными первой и второй категории. На текущий момент, по его утверждению, ни один из облачных провайдеров в России не имеет возможности предоставить защищенный в соответствии с требованиями регуляторов облачный сегмент для таких типов данных. К гибридному облаку компании обращаются, когда понимают, что может не хватить мощности в периоды пиковых нагрузок. В этом случае публичное облако становится страховкой от возможных перебоев в работе бизнес-сервисов.

«Трудно точно сказать, уступает частное облако позиции гибридному или нет, смотря в чем измерять. Есть заказчики, которым мы строим полностью частную инфраструктуру, но при этом используем серверы-свидетели для переключения площадок или систему мониторинга (частично) из нашего публичного облака. Также есть необходимость хранить копии в другом месте. Формально это все гибридное исполнение облака, но объем публичного в данном гибриде редко дотягивает до 10%. В то же время заказчики перестают стараться оградить свои системы свинцовым забором с выключенным Интернетом, чтобы «ничего не украли». Современные средства защиты публичных облаков помогли убедить клиентов в безопасности хранения данных в публичных облаках», – дополняет Олег Коновалов, руководитель отдела облачных сервисов компании «Онланта» (ГК «ЛАНИТ»).

Павел Карнаух (Dell Technologies)
Павел Карнаух (Dell Technologies)
Если говорить о публичных облаках, здесь очевиден тренд движения от классического IaaS в сторону более высокоуровневых сервисов, поскольку именно этого все чаще требуют потребители.

В свою очередь, Павел Карнаух, руководитель подразделения системных инженеров Dell Technologies в России, Казахстане и Центральной Азии, утверждает, что выбор крупных предприятий – это пока почти всегда частное облако, в средних и малых компаниях очевиден тренд на гибридные или даже полностью публичные облака. «Но важно понимать, что реально работающие гибридные облака появились совсем недавно, хотя определение достаточно старое. Стало очевидным, что нормально действующим гибридным облаком может быть только облако, полностью построенное на идентичных технологиях, подобные решения стали появляться на рынке лишь несколько лет назад», – заключает эксперт. С этим утверждением соглашается Дмитрий Бибичев, директор департамента системной интеграции компании «ФОРС - Центр разработки» (ГК «ФОРС»). «Пока наиболее часто используемой моделью является частное облако. Происходит это вследствие двух причин. Во-первых, частное облако – это, как минимум, более привычная модель управления для ИТ-менеджеров, пул ресурсов которого заранее определен и гарантированно управляем в части архитектуры, может учитывать даже малейшие нюансы и особенности в эксплуатации. Во-вторых, ясно очерченное правовое поле применения такой модели. Однако реальные преимущества в части эластичности ресурсов, экономической эффективности их использования, технологической зрелости, по нашему мнению, можно получить только при использовании публичных облаков за счет их масштаба», - объясняет он.

Михаил Соловьев (DataLine)
Михаил Соловьев (DataLine)
В облаках заказчики, даже коммерческие банки, находят возможность быстро и дешево запускать пилоты новых продуктов. Внутренние стартапы пробуют, тестируют, развивают новые сегменты бизнеса заказчиков. Эта цифровизация растет поверх легкодоступных ресурсов – облаков.

На одном языке с бизнесом

На вопрос о том, что сегодня важнее всего для заказчиков: скорость работы, надежность, доступность, стоимость услуг или что-то еще, – эксперты не дали однозначного ответа, да его и не существует. Так, Павел Карнаух (Dell) уверен, что заказчики хотят максимально быстро и просто запускать свои приложения в облаке и ждут от провайдеров грамотного понимания различных архитектур таких приложений. «Современный провайдер должен не только предоставлять сервисы, но и уметь предложить заказчику помощь в проектировании оптимальной среды исполнения и даже в построении процессов разработки ПО», – констатирует он. Михаил Соловьев (DataLine) на первое место в пожеланиях клиентов ставит отказоустойчивую работу всех компонентов, что жизненно необходимо при размещении критически важных для бизнеса систем. Не меньшее значение, по его мнению, имеет и наличие квалифицированной технической поддержки, погруженной в проблемы и задачи клиента.

Евгений Салихов (OCS)
Евгений Салихов (OCS)
Мне сложно сейчас представить молодого человека с современным мобильным смартфоном в руках, который не мог бы в двух предложениях объяснить, что такое «облако» и в чем выгода облачных технологий для него лично. То же самое для организаций.

В приоритете – задачи бизнеса

Сегодня поставщики облачных услуг предлагают не отдельные сервисы, а платформы, на которых можно строить любые решения, необходимые заказчику. Это удобно, поскольку нет необходимости всякий раз изобретать велосипед. С другой стороны, привязка заказчика к конкретной платформе может вызвать и некоторую зависимость. Здесь на помощь приходит мультиоблачный подход, но о нем мы поговорим чуть позже. А какими критериями следует руководствоваться при выборе той или иной платформы? «Я бы рекомендовал смотреть в первую очередь на SLA и экспертизу. Погнавшись за низкой ценой, можно потерять больше, столкнувшись с недоступностью инфраструктуры на несколько часов, – советует Дмитрий Шалеев (Softline). – Экспертиза сервис-провайдера важна для реализации каких-то дополнительных задач в процессе эксплуатации облака. Будет крайне обидно перенести инфраструктуру в облако сервис-провайдера и со временем понять, что у него недостаточно компетенции для реализации какой-нибудь важной задачи или добавления критичной для заказчика функции. Переезд к другому поставщику – это почти всегда простой и связанные с ним потери». Евгений Салихов (OCS) говорит о том, что не существует универсальных подходов, помимо метода проб и ошибок. «Универсальных сред нет, и дьявол всегда в деталях. На сегодня мы не видели заказчиков, которые использовали бы только одного облачного вендора для всех своих решений. Так или иначе это набор различных платформ, которые разграничиваются по перечню необходимых функций, приложений и так далее», – утверждает он.

Максим Захаренко («Облакотека»)
Максим Захаренко («Облакотека»)
Облачные провайдеры научились говорить на языке клиентов и могут объяснить и дать им то, что реально поможет развитию.

По мнению Георгия Мегрелишвили («СБКлауд»), при выборе платформы следует идти от задач, стоящих перед бизнесом, причем в долгосрочной перспективе. «Бизнес не соотносит задачи с ИТ-моделями предоставления сервисов (IaaS, SaaS или PaaS), логика принятия решения другая. Например, у крупного холдинга может быть цель: обеспечить доступность корпоративных бизнес-приложений и данных для дочерних компаний или партнеров. Для этого в частном облаке холдинга может быть развернута виртуальная ИТ-инфраструктура (более оптимальная по масштабированию и доступности ресурсов), а приложения, которые используются в головном офисе, начинают по модели SaaS предоставляться дочерним компаниям или подрядчикам. То есть решением становится комбинация разных сервисных моделей. Эффективными могут быть для таких задач гибридные, мультиоблачные подходы», – разъясняет он.

Мультиоблако: плюсы и минусы

Известная пословица не рекомендует класть все яйца в одну корзину. То же самое утверждение справедливо и по отношению к ИТ. Поэтому все чаще заказчики прибегают к мультиоблачному подходу, сочетающему как разные модели облаков (частное и публичное), так и различные облачные платформы. Смысл мультиоблака – взять лучшее, что есть у всех, и использовать это для своих нужд и задач. «Мультиоблако действительно набирает популярность по разным причинам: как дополнительная возможность резервирования ресурсов на случай сбоев у основного провайдера, для обеспечения большей доступности приложений и данных в конкретных регионах, для управления затратами на ИТ», – говорит Георгий Мегрелишвили (“СБКлауд). Кому в первую очередь полезна мультиоблачная модель?

Дмитрий Бессольцев (ALP Group)
Дмитрий Бессольцев (ALP Group)
Существенным плюсом клиенты считают возможность получить мощности и ИТ-сервис по их поддержке из «одних рук», чтобы избежать разрыва ответственности.

«Ее основная востребованность появляется при реализации современных облачных приложений (например, портал сервисов банка), предоставляющих пользователям большой набор уникальных и постоянно развивающихся сервисов. В этом случае разработчикам могут потребоваться технологии, которые не способен предложить единый провайдер или частное облако», – объясняет Павел Карнаух (Dell). По мнению Михаила Соловьева (DataLine), одной из главных причин выбора мультиоблачной модели является желание заказчиков сэкономить. «Например, сервисы машинного обучения дешевле в Microsoft Azure, чем в AWS. По отказоустойчивости оба сервиса не конкуренты другим облакам, нацеленным на это. А потому заказчики делают грамотный выбор, исходя из того, что важнее для конкретного сервиса», – говорит он.

Дмитрий Бибичев («ФОРС – Центр разработки» ГК ФОРС)
Дмитрий Бибичев («ФОРС – Центр разработки» ГК ФОРС)
Сама идея CSB (cloud services broker) представляется крайне привлекательной: за счет повышения гибкости рыночного предложения, взаимодополняемости продуктов, синергетического эффекта она позволяет сделать использование облачных решений еще более эффективным и удобным для заказчика. Это позволяет бизнесу эффективно распределять ресурсы и инвестиции.

«Невозможно в современном мире облачных ограничений и компромиссов иметь только одного поставщика облачных сервисов/платформ. Это могут быть как законодательные, так и функциональные особенности, просто не позволяющие перенести все необходимые сервисы в одно облако. Очень часто мы слышим и ограничения со стороны отделов безопасности, которые постепенно перестают сопротивляться облачным интервенциям и пытаются (раз уже не получилось остановить) возглавить это «безобразие» требованиями использования облаков от различных производителей, дабы уменьшить зависимость компании от риска их недоступности в силу тех или иных причин», – заключает Евгений Салихов (OCS). Напротив, Максим Березин («КРОК») настроен весьма скептически по отношению к мультиоблачной модели. «Нужно одновременно контролировать работу нескольких провайдеров. Также могут возникнуть проблемы на смежных участках, при этом каждый поставщик услуги будет стремиться возложить ответственность на своего конкурента. По нашему мнению, адептов мультиоблачной концепции становится все меньше», – замечает эксперт. «Получая возможность менять поставщиков внешних облачных ресурсов в зависимости от того, что ему на данный момент выгоднее, заказчик не должен забывать о возможных последствиях такой перемены. Выстраиваемая облачная архитектура должна быть монолитной и обслуживаемой», - предостерегает Дмитрий Бибичев (ФОРС).

Рождение новых идей

Облако не только инструмент, но и средство для реализации новых бизнес-моделей, новых сервисов. От заказчиков требуется понимание данного факта и готовность к креативному мышлению. Неплохо, если бы облачные провайдеры оказывали им в этом всестороннюю поддержку, как техническую, так и консалтинговую. «Облако – это решение где-то на стыке ИТ и финансов, – говорит Дмитрий Шалеев (Softline). – Оно совершенно точно помогает высвобождать дополнительные средства на развитие бизнеса. Куда конкретно заказчик решит направить денежные потоки – определять только ему. Это может быть модернизация металлургического производства или PR-кампания для сети кофеен. Облачный провайдер лишь помогает инструментами для того, чтобы эти денежные потоки нашлись».

По мнению Максима Березина («КРОК»), актуальный тренд – использование облака в качестве среды, в которой компании разрабатывают новые продукты, сервисы и на базе которых даже запускают новые бизнесы. Чем хорошо облако в данном аспекте? Оно позволяет проверить множество гипотез одновременно и сделать это с меньшими затратами. «В облаке можно выстроить эффективную коллективную работу нескольких продуктовых команд с четким распределением затрат по каждой. Можно также перевести в доверенную облачную среду приложения и сервисы, которым не нашлось места в корпоративной инфраструктуре крупной компании. Такое случается, например, в банках, где слишком долгие и сложные согласования со службой безопасности», – заключает эксперт.

Ключевые слова: облака

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 07/2019], Подписка на журналы

Другие материалы рубрики

Загрузка...

Компании сообщают

Мероприятия

29.08.2019
Европейский опыт клиентского сервиса

Санкт-Петербург, Генеральное консульство Швеции, Малая Конюшенная ул., 1/3

29.08.2019 — 30.08.2019
II Петербургский Цифровой форум

Санкт-Петербург, Ленэкспо, павильон 7

04.09.2019 — 06.09.2019
MERLION IT Solutions Summit
09.09.2019 — 10.09.2019
IT в ритейле

Москва, Холидей Инн Сокольники