Трансформация команды ИТ-отдела: как предотвратить профессиональную апатию
Расскажем, как мы подходим к обучению сотрудников и помогаем им следить за индустрией.
Граф компетенций: как мы помогаем нашим сотрудникам развиваться
В нашей компании мы недавно ввели граф компетенций. Это инструмент, который помогает сотруднику и его руководителю оценивать пройденный путь и свои знания.
Граф компетенций — это узлы со связями между собой. В корне находится название компетенции. От него расходятся лучи с названием технологий, которыми нужно владеть, чтобы обладать этой компетенцией. От каждого узла с технологией расходятся еще лучи, которые описывают, что нужно знать и уметь, чтобы считать, что ты владеешь этой технологией. И так далее — каждый узел с каким-то знанием или навыком распадается на более элементарные знания или навыки.
Разработчик начинает с того, что отмечает, чем он владеет и на каком уровне: от «не слышал об этой технологии» до «уверенно могу рассказать теорию и показать практику». В каждом узле есть ссылки на материалы по данной теме и вопросы, чтобы сразу можно было изучить тему и проверить себя.
Мы постоянно пополняем этот граф, когда в мире появляется какой-то новый ИТ-инструмент или подход, поэтому каждый сотрудник видит, куда ему еще можно стремиться и не упускает из внимания происходящее в нашей сфере.
Геймификация — еще один способ мотивировать сотрудника к развитию
Геймификация — это понимание того, как работают мотивация человека. Наш граф очень большой, и специалистам поначалу не очень хотелось тратить на него время. А самое главное в этом инструменте — чтобы сотрудник честно оценил свои навыки. Только тогда он увидит свой уровень, а следовательно — и пути своего развития.
Мы придумали бонусы за заполнение графа, чтобы легче внедрить его.
Как граф компетенций поможет продуктовым командам
В продуктовой разработке специалист погружен в один проект и почти не имеет шанса пробовать что-то новое. Кажется, что он деградирует и ему нужно почаще менять такие проекты. Ведь специалистам в IT нужно постоянно развиваться.
Но мы считаем, что дело не во времени, а в том, на что специалист его тратит.
Работая над одним проектом, разработчик может начать понимать его глубже и использовать новые технологии для того, чтобы постепенно совершенствовать продукт, делать его более качественным и идущим в ногу со временем. Это тоже развитие своего рода, и кто-то идет в такие компании именно за этим.
Важно видеть, что впереди еще море знаний и навыков, которые нужно освоить. Тогда это мотивирует, и у специалиста не будет ни скуки, ни деградации. Поэтому граф компетенций можно создать и в продуктовой компании, чтобы разработчики видели, что им еще нужно изучить, чтобы разобраться в продукте на более глубоком уровне. И чтобы они видели, какие технологии еще есть, что можно изучить для решения той или иной задачи.
В будущем мы хотим расширить граф и поделиться им с со всеми. Те, кто занимается заказной разработкой, смогут воспользоваться нашими узлами, которых насчитывается уже около 500. А в продуктовых компаниях можно отметить для себя только нужные узлы, а также добавить свои.
Кому еще пригодится граф компетенций
Этот граф поможет и в других сферах: маркетологам, аналитикам, дизайнерам, редакторам. А мы его подглядели у NASA.
В любой сфере специалист однажды приходит к порогу своих умений и начинает закисать в однотипных задачах. Если он будет видеть, сколько всего он может изучить, чтобы сменить контекст работы, он не заскучает и не будет деградировать.
Опубликовано 22.02.2022