Стандарты как основа управления государством

Логотип компании
Стандарты как основа управления государством

Александр Селютин, руководитель Комитета информатизации и связи Республики Коми

Четыре года назад, когда Александр Селютин, руководитель Комитета информатизации и связи Республики Коми, начал свою работу в регионе, перед ним была поставлена цель вывести республику хотя бы в середнячки в области государственной информатизации.

Четыре года назад, когда Александр Селютин, руководитель Комитета информатизации и связи Республики Коми, начал свою работу в регионе, перед ним была поставлена цель вывести республику хотя бы в середнячки в области государственной информатизации. Он же пообещал, что сможет повысить уровень республиканских ИТ до лидерских позиций и сравниться с такими передовыми регионами, как Республика Татарстан. Тогда ему мало кто поверил. Сегодня это свершившийся факт. Александр рассказал нам не только о достижениях, но и о проблемах, истоки многих из них лежат не на региональном, а на федеральном уровне.

В 2010 году вы стали референтом Главы Республики Коми и в этой должности должны были курировать внедрение информационных технологий в государственный аппарат региона и в «умы всех жителей республики». Что удалось сделать в этом направлении?

На текущий момент мы реализовали довольно много проектов. Если говорить о государственном аппарате, то можно упомянуть целый ряд инструментов и систем, необходимых для принятия решений. Это единая информационно-аналитическая система, которую я защищал на конкурсе проектов государственной и муниципальной информатизации «Проф-ИТ. 2014», система для решения задач по развитию природно-ресурсного потенциала (в составе геоинформационного портала Республики Коми). Речь идет о горизонтальных задачах, и они касаются всех ведомств. Практически со всех государственных органов информационно-аналитическая система собирает данные, агрегирует их и формирует по ним аналитические показатели, которые затем попадают на рабочее место Главы Республики и других руководителей региона. Понятно, что сразу же были решены межотраслевые задачи, такие как, например, внедрение системы электронного документооборота. Кстати, сейчас в ней работает три с половиной тысячи пользователей — сотрудники региональных органов власти, подведомственных учреждений, а также органов местного самоуправления. Мы развернули корпоративную сеть, подключи к ней все органы власти. Самое главное достижение касается организационной составляющей. Мы внедрили проектное управление, построили проектный офис, получили статус Единой службы заказчика, сосредоточив у себя базовые функции по принятию решений в области информатизации с точки зрения архитектуры, методологии, совместимости и т. д. Теперь органы власти работают с нами как функциональные заказчики. Они не предлагают нам внедрить конкретное решение какого-то вендора, а просто ставят нас в известность, что им нужна система, способная выполнять определенные операции. А мы уже принимаем решение, как максимально эффективно осуществить проект.

Мы сразу же отказались от «лоскутного одеяла» ИТ-решений и взяли за основу платформенный подход, определив для себя ограниченный набор платформ, на которых реализуется большая часть задач. Это шесть базовых платформ и три отраслевые платформы — для финансов, здравоохранения и образования. Базовые платформы мы не разрабатывали, поскольку изобрести такой велосипед нам не под силу. Вот почему в качестве аналитической платформы используем продукт компании Prognoz, а для решения регистровых задач — платформу Flextera от компании «Диасофт», представляющую собой надстройку над IBM WebSphere. Для контура государственных услуг мы написали платформу сами на основе свободных программных движков, поскольку ничего готового на тот момент не нашли на рынке. Для геоинформационных задач мы применяем платформу ArcGis Server от ESRI. Электронный документооборот у нас ведется на платформе JDocFlow. Это лишь то, что можно кратко сказать о нашей внутренней автоматизации. Дальше — конкретные отраслевые проблемы, такие как борьба с лесными пожарами, реализация инвестиционного портала, системы управления имуществом и многое другое.

Что касается граждан, для них приоритетно все, что так или иначе относится к предоставлению государственных услуг в электронном виде - это административные регламенты, МФЦ, УЭК, СМЭВ, которые также находятся в зоне моей ответственности. Прежде всего, конечно, самая масштабная задача заключается в создании МФЦ. Автоматизированная система многофункционального центра является одним из основных элементов, обеспечивающих предоставление госуслуг посредством МФЦ.

Занимаемся мы и спектром вопросов, связанных с «Открытым правительством». Данная работа проводится постепенно, поскольку мы вначале думаем, а затем делаем. Сначала составляется концепция, в которой определен практически весь набор функциональных требований. Потом на основании имеющейся концепции пишется системный проект, содержащий информацию о том, с помощью каких архитектурных решений и технологий мы должны реализовать поставленные задачи. После этого формируется техническое задание, и проект запускается в производство. Фактически мы уже отработали эту схему. Кстати, первые два года я занимался тем, что строил завод по созданию информационных систем. Я не бежал вперед, не пытался что-то прикрутить, мне не нужны были потемкинские деревни. Основная задача заключалась в построении серьезного и качественного производства, на котором можно «штамповать» информационные системы любой сложности.

Насколько важна архитектура при построении государственных информационных систем?

Если говорить о заводе как об организационном компоненте, то, безусловно, важна. Приведу пример. Есть кузнец, который способен вам выковать самый красивый и уникальный забор в городе. Но вам придется ждать этот забор долго. Поскольку кузнец один, он работает очень аккуратно и профессионально, но медленно, а может и заболеть. Но если нам необходимы тысячи заборов, то нужен не кузнец, а литейный и штамповочный цех. Да, такие заборы будут одинаковые, зато качественные и надежные. Чего мы хотим? Сделать что-то уникальное и дорогостоящее или за вменяемые деньги «штамповать» комплексные решения? Я за второй вариант. Для этого мне и требовался завод по созданию ИТ-решений. Что касается технологической составляющей, здесь вообще огромная дыра. Мы занимаемся государственной информатизацией, но я что-то не припомню, чтобы какой-то институт выпускал специалистов по информатизации госструктур. Для экономики, строительства, проектирования и других отраслей айтишников выпускают, а для государственных систем — нет. А ведь это одна из главнейших областей, поскольку она отвечает за управление всем нашим жизненным процессом. Нужно разбираться в медицине, образовании, экономике, спорте, да и вообще в принципах государственного управления. А много ли у нас таких специалистов? Специальность «прикладная информатика» есть в каждом институте. В энергетическом, например, готовят специалистов по прикладным ИТ-системам для энергетики. В каждой отрасли то же самое. Но это отдельные информационные системы, отвечающие за реализацию задач в определенной области.

Несколько лет назад Минздрав начал внедрять информационные системы для медицинских учреждений, не позаботившись предварительно о том, чтобы подготовить хотя бы пару сотен специалистов в области информатизации медицины. Программист не отличит инфаркт от инсульта, а ему надо разговаривать с главными врачами. Главный врач посмеется над ним и прогонит, поскольку тот совсем ничего не понимает в медицине. И правильно, ведь такой программист отнимает у него время, за которое врач мог бы спасти человеческую жизнь.

Но программист работает по техническим заданиям, разве нет?

Хорошо, а кто пишет технические задания? С главным врачом должен разговаривать не условный программист, а бизнес-аналитик, способный правильно составить техническое задание. А как он может правильно его составить, если не понимает, чем диагностическая система отличается от лабораторной. Их никто этому не учил, при этом Минздраву надо было по всей стране в медицинских учреждениях одновременно внедрять медицинские информационные системы. У нас в регионе такая же ситуация. Мы на живых пациентах и на живых врачах изучаем, что же такое медицинская информационная система.

Уже существуют сетевые клиники, где ведется единая история болезни пациента в электронном виде. Появится ли подобная система в государственных медучреждениях?

Работа проводится. Какие-то регионы ушли вперед в данном направлении, поскольку бюджет им позволяет привлечь высококвалифицированных специалистов. В Москве, Санкт-Петербурге, нефтедобывающих регионах с этим дело обстоит лучше, так как они могут купить специалистов и дорого платить за проект. Но медицина лишь одна из отраслей, а у нас их десятки — образование, ЖКХ, соцзащита, сельское хозяйство, спорт... Везде должны быть профильные специалисты по информатизации или хотя бы знающие, как в данной предметной области строится государственное управление. Это сложнейшие бизнес-процессы, это в чистом виде индустрия, а в государстве бизнес-аналитиков, знающих конкретные предметные области, очень немного. Их сложно найти, а еще сложнее привлечь к реализации проектов, поскольку у них есть свои задачи. В результате фабрики государственной информатизации как таковой в стране нет. Я занимаюсь созданием ИТ-парка на базе Сыктывкарского государственного университета именно для того, чтобы воспитать ребят, которые в этом будут разбираться. Мы должны сначала подготовить поле боя, а потом выходить на бой.

Каждая отраслевая предметная область представляет собой некий набор сущностей, реквизитов и показателей. Вопросами описания этих предметных областей никто не занимался. В одном регионе школьник — это «фамилия», «имя», «отчество» и «класс», в другом — «фамилия», «класс», «родители», в третьем — вообще только номер. Проблема заключается в стандартизации. Когда мы выпускаем серийный автомобиль или любое другое изделие, то первое, что мы делаем, утверждаем техническую карту. Если у нас сломается автомобиль, мы зайдем в любой магазин запчастей и сможем там приобрести нужную деталь для нашей модели.

Для того чтобы заниматься государственной информатизацией, сначала необходимо понять стандарты государственного управления, какие из них являются централизованными, а какие децентрализованными. Централизованным является стандарт записи к врачу, например. Мы должны по всем отраслям определить, какие процессы должны быть централизованными. Чтобы школьник мог переехать из одного региона в другой, а вместе с ним бы «переехал» и его электронный дневник.

Удалось ли вам преодолеть «зоопарк» информационных систем?

Мы очень следим за тем, чтобы его не было. Есть унаследованные системы, существовавшие до 2010 года, мы их частично замещаем. Что же касается новых систем, никакого «зоопарка» нет. Все системы создаются с учетом технологических требований по взаимодействию между собой. Все информационные системы взаимодействуют через шину, с учетом требований и правил. Каждая имеет входящие и исходящие сервисы, чтобы и аналитическая система могла бы получать из нее данные. Поэтому мы следим за базовой архитектурой и не даем ей «расползтись». Понятно, что на одной платформе сделать все нереально, хотя в целом было бы правильно.

Вы упоминали проектное управление. В каком виде оно внедрено у вас?

У нас внедрено проектное управление в части вопросов, касающихся информатизации. Приходит заявка от органа власти о том, что ему нужно сделать калькулятор пенсий. Формируется карточка проектной инициативы, в рамках которой методологи прорабатывают архитектурное решение, выясняют актуальность и целесообразность. Если актуальность и целесообразность подтверждаются, формируется базовое технологической решение с учетом необходимой платформы. Затем проект выносится на управляющий комитет, который принимает решение об инициировании проекта, проверяет бюджетную и ресурсную обеспеченность. Если решение положительное, назначается проектный менеджер, создается рабочая группа, в которую входят ИТ-специалисты и представители заказчика вплоть до уровня заместителя министра. Дальше в рамках проекта организуется работа с контролем ключевых точек. Словом, действует нормальная проектная модель в ее классическом понимании.

Читайте также
IT-World рассмотрел основные компоненты работы Zero Trust и узнал, почему концепцию сложно применить на практике. Расскажем о технологических решениях, которые поддерживают принципы Zero Trust.

Ваш регион удостоился наград на конкурсе проектов «Проф IT. 2014». Какие решения были отмечены?

Прежде всего, это Единая информационно-аналитическая система, работающая на базе платформы от компании Prognoz. Ее ключевая задача — поддержка принятия решения в области государственного управления. Она собирает необходимые данные по всем отраслям, а затем на базе всех этих показателей можно производить анализ эффективности деятельности. Это классическое BI-решение, такие на корпоративном рынке стали популярными еще 10–15 лет назад. Подобные системы есть во многих регионах, в 10–12 регионах они активно развиваются. Обидно, что развиваются они порознь. Это наша первая победа.

Вторую награду мы получили за систему по предотвращению лесных пожаров. Она обнаруживает и регистрирует пожары, анализирует категорию их сложности, исходя из целого ряда факторов. По результатам анализа принимается решение, какие силы на тушение какого пожара нужно выделить. Я считаю, мы очень эффективно защитили это решение на конкурсе.

Расскажите, пожалуйста, о вашей работе с молодежью.

По-разному (улыбается). Например, в Республике регулярно проводится мультифестиваль «Ыбица», он проходит в селе Ыб. Это совсем не ИТ-конкурс, это большое этно-мероприятие. Так вот, в прошлом году в его рамках состоялся первый официальный республиканский турнир по киберспорту. В июле будем проводить его уже в третий раз. Уже в статусе чемпионата.

Как я уже говорил, мы совместно с СыктГУ создаем ИТ-парк, который работает как площадка для привлечения студентов. К примеру, на этой площадке был реализован студенческий проект по составлению подробного картографического плана всей территории Республики Коми. Ребята сделали его в рамках гранта в 1 миллион рублей. Другие проекты, реализуемые в студенческом ИТ-парке, не менее интересны и полезны. Это перевод архивов в электронный вид, паспортизация объектов культуры региона и т. д. Мы очень тесно сотрудничаем с университетом. Каждый толковый студент с третьего курса нами уже практически трудоустроен. Амбициозных людей много, но они имеют свойство уезжать из региона. Мы же стараемся нацелить их амбиции на Республику Коми.

Ведь именно нынешней молодежи жить и творить в полную силу через двадцать лет. Именно от них зависит как будущее Республики, так и страны в целом.

Опубликовано 27.06.2014

Похожие статьи