Кто поддерживает дешевле и надежнее: собственная ИТ-команда или внешний подрядчик?

Логотип компании
Кто поддерживает дешевле и надежнее: собственная ИТ-команда или внешний подрядчик?
изображение создано нейросетью freepik.com
Как выбрать правильный период оценки и корректно учесть все расходы, не забывая даже неочевидные? Какие параметры нужно реально учитывать при принятии решения? Кому точно не стоит собирать команду инхаус? Разбирался IT-World.

Давайте договоримся о контексте: мы ведем речь о поддержке существующих в компании сервисов, интеграций и digital-каналов (сайты, личный кабинет и т. д.) И вопрос ставится исходя из понимания, что продукты и сервисы уже разработаны ранее.

Почему это важно? Под поддержкой на рынке ИT и разработки часто подразумевается не только инцидентная работа в формате «все упало, нужно поднимать», но и наращивание функционала проектов, добавляя к услуге «и развитие». В этом случае появляется большое количество вводных, усложняющих выбор: команда внутри или внешний аутсорс-подрядчик.

Так кажется на первый взгляд, но в реальности все гораздо проще. И в первом, и во втором случае (инцидентная поддержка или поддержка + развитие по спринтам) при постановке вопроса «что дешевле» мы пытаемся просчитать расходы и стоимость этих работ в периоде.

Получается, нужно просто выбрать правильный период оценки и корректно учесть все расходы, не забывая даже неочевидные. А еще соотнести все эти расчеты со стратегией развития компании и долей влияния имеющихся ИТ-продуктов на стратегию, умножить на существующие тренды в отрасли и разделить на набор случайностей, предсказать которые невозможно.

Поэтому, с одной стороны, увеличение дистанции, на которой мы оцениваем расходы на поддержку (или развитие), необходимо, потому что только там можно правильно учесть все расходы с длинным жизненным циклом (например, повторный найм руководителя IT/CTO, который уволился через год-полтора, и другой снова уволится через два). С другой стороны, увеличение дистанции оценки добавляет много факторов, требуемых для учета, в том числе случайных.

Мой вывод: выбираем дистанцию оценки эквивалентности трудозатрат на поддержку или развитие в зависимости от масштабов ИT-проекта (продукта, сервиса, услуги), степени влияния этих сервисов на стратегию (если она существует) и при помощи здравого смысла.

Готового решения по результатам прочтения статьи не будет. Я всего лишь дам подсказки, что нужно не забывать учитывать в оценке. А финальное решение — ваше, в зависимости от...

В чем, собственно, проблема? В психологии восприятия

Мозг стремится к покою и ищет кратчайший путь к решению задачи (без дополнительных стимулов). В этой ситуации сравнение в формате inhouse/ outsource проходит максимально прямолинейно:

Дано:

Подрядчик выставляет за выделенную ИT-команду из 4–5 человек для поддержки и развития существующих сервисов и интеграций 1,5 млн рублей в месяц.

Как выстроить взаимовыгодное сотрудничество с ИТ-аутсорсером: взгляд со стороны подрядчика

Как думает не озадаченный расчетами мозг:

— Да мы за 1,5 млн себе в штат 15 человек наймем!

В этот момент мозг уравнивает зарплаты в медиану, выдает желаемое за действительное (айтишники по 100 к ₽, ага) и не учитывает ничего, кроме сравнения двух сумм.

Какие параметры нужно бы реально учитывать при принятии решения?

  1. Фактические расходы. Безусловно, это во главе. Но тут мы определились, на кону коммерческое предложение за 1,5 млн ₽/месяц или 18 млн ₽ / год.
  2. Косвенные расходы на команду и эксплуатацию (окружение). Раскроем ниже.
  3. Уровень экспертности и мотивации команды.
  4. Риски, защита данных и т. д. Часто переоценивается.

Косвенные расходы на команду и эксплуатацию:

  • Стоимость найма. Редко кто считает этот показатель осознанно. Стоимость найма релевантных экспертов может быть сложной и длительной задачей. Стоимость найма складывается из прямых расходов на HR, проведение интервью экспертами и так далее. 
  • Стоимость онбординга и HR-сопровождения. После найма будет внедрение в процессы, пара неэффективных месяцев в начале пути, расходы на КДП, составление ИПР, регулярные one-to-one и прочее.
  • Стоимость повторного найма. Крепостное право отменили, жизненный цикл сотрудника составляет плюс-минус полтора/два года. Стоит закладывать в стоимость.
  • Стоимость лицензий и софта. Очевидно, в случае inhouse это ложится на бизнес.
  • Расходы на управление. Любой команде разработчиков нужен тимлид, дизайнерам — арт-директор или дизайн-лид. Менеджерам тоже нужен и кнут, и пряник. Если вы решились собирать команду внутри, все эти роли должны быть закрыты, иначе команда вряд ли сработает эффективно. Их тоже нужно нанимать, увольнять, ими тоже нужно руководить.
  • Отпуска и больничные. Все расходы на обслуживание «хотелок» ТК РФ и министерства труда в этом случае ложатся на вас, их необходимо закладывать в стоимость эксплуатации команды.

Список не полный, может дополняться...

Экспертность и мотивация

Тут зависит от вашего бизнеса. Если вы технологичный стартап, то, скорее всего, с мотивацией ИТ-команды работать у вас инхаус проблем не возникнет. Иначе, если вы крупнейший производитель и перевозчик в масложировой отрасли, то, может, и нет. Тут начинается баланс между уровнем дохода/экспертностью сотрудников и их желанием работать (и не работать) в той или иной отрасли.

В каких случаях лучше держать поддержку внутри компании, а когда стоит передавать подрядчикам?

По опыту, при одинаковой экспертизе продуктовые компании платят сотрудникам больше, чем специализированные ИТ-команды и агентства.

Пора резюмировать

Если вы можете себе, как компания, позволить внутреннюю ИТ-команду для поддержки и развития собственных ИT-систем, правильно посчитав все расходы на два-три года эксплуатации команды, то почему бы и нет? Не забывайте про потребность в контроле и управлении этой командой на C-уровне и выше, что потребует дополнительного внимания и расфокусировки у руководителей.

Кому точно не стоит собирать команду инхаус?

Если ваш бизнес — производство и продажа мебели, автомобилей, девелопмент и не имеет никакого отношения к ИТ, то есть цифровой продукт для вас не является центром клиентской услуги и сервиса, то, скорее всего, стоимость команды внутри при правильной оценке будет выше, а уровень экспертизы ниже. Все остальное стереотипы о надежности и пережитки феодального строя («Моя команда — это моя команда, а подрядчики какие-то внешние ребята». На самом деле разницы никакой, любое увольнение сотрудника равно разрыву отношений с партнером).

Например, CIAN — это скорее ИТ-бизнес, чем бизнес про недвижимость. Их ценность в приложении, сайте, трафике, базе объектов (данные), алгоритмах поиска, удобстве.

А фабрика мебели «Мария Мебель» — нет. Это производство, доставка, сборка, гарантия, сервис. И несмотря на наличие сайта, личного кабинета, CRM/ERP-интеграций, они не ИТ-ориентированная компания.

Исключения — компании-лидеры отрасли, у которых сила маркетинга и PR, реализованная при помощи и содействия цифровых продуктов (сайт, социальные сети, реклама), настолько сильная, что уже непонятно: это производитель матрасов или сервис комфортного сна (например, «Аскона»).

Выбор всегда за вами. Считайте правильно, соотнесите со стратегией, принимайте решение.

И не забывайте: не бывает только черного и белого, как и единственного цифрового продукта в компании. Комбинируйте, сравнивайте KPI и расходы на инхаус и аутсорс в рамках одного бизнеса, но на разных ИT-продуктах, и принимайте решение.

Опубликовано 05.03.2025

Похожие статьи