IT ManagerИТ в бизнесеЧто хочет бизнес

Как стать айтишником. Инструкция для 11-классников и их родителей. Часть 3

Александр Селютин | 04.02.2020

Как стать айтишником. Инструкция для 11-классников и их родителей. Часть 3

Как стать айтишником

Какую специальность выбрать?

Мы много говорили об ИТ-профессиях, но вернемся к самому первому заявлению: «Хочу быть программистом».

Прежде всего, когда вы придете в институт и начнете знакомиться со списком его кафедр и специалитетов, вас удивит, что там перечислены десятки очень похожих между собой специальностей, но среди них нет… программирования. Возникнет резонный вопрос: что означают все остальные специальности и чему на них учат?

Для общего понимания привожу что-то вроде краткого «толкового словаря ИТ-специализаций» с описанием того, что, на мой взгляд, вы можете получить в каждом конкретном случае. Еще раз напомню: не ожидайте, что на этих специальностях вас научат «круто программировать». Главное, чтобы вам дали способность системно и «алгоритмично» мыслить. Все остальное, уж поверьте, доберете на практике.

Я взял несколько очень уважаемых ИТ-институтов и посмотрел, что они предлагают. В «словаре» приводится возможное наименование специальности и более-менее понятный перевод на «человеческий» язык (с учетом ранее представленной информации). Сгруппированы специальности по внешней похожести, кратко описано их отличие друг от друга.

Специальности о системах

Первая группа похожих названий говорит о системах. И хотя внешне они выглядят для непосвященного как «масло масляное», на деле это абсолютно разные специальности и профессии.

1.1. Системы автоматического управления

1.2. Системы обработки информации и управления

1.3. Системы автоматизированного проектирования

В рамках группы специальностей 1.1 готовят будущих технологов-автоматизаторов непосредственных устройств и механизмов, которые будут заниматься, например, проектированием и созданием станков с ЧПУ (числовым программным управлением), созданием 3D-принтеров абсолютно разных направленностей (к слову сказать, в Эмиратах сейчас уже на 3D-принтерах печатают дома), автоматизацией космических кораблей и разработкой прочих инженерных устройств различного (иногда фантастического) толка. Соответственно, в нашей терминологии – это чистые «ядерщики» и «системщики». Зачастую такие специалисты работают в НИИ и на предприятиях при них, посвятив себя какой-то конкретной отрасли.

Специальность 1.2, при своей внешней похожести на 1.1, готовит специалистов совсем другого рода. В зависимости от направленности института, с подобных кафедр могут выходить либо специалисты-математики, либо ИТ-экономисты. В любом случае, выпускники этой специальности будут ближе к «прикладникам» в нашей терминологии. В их задачи будет входить либо непосредственно работа с данными (в том числе с большими данными – BigData) в части поиска, создания и внедрение систем для сбора и хранения данных, извлечения из огромнейших массивов разнородных данных (например, о жителях конкретного города) полезной для бизнеса, для управления информации. Кстати, данные – это просто «буквы и цифры», а информация – «буквы и цифры», имеющие какую-либо ценность.

А вот специальность 1.3, которая также внешне очень похожа на 1.1, радикально отличается от двух своих «двойняшек». САПР (системы автоматизированного проектирования) – это целый класс программ, которые с помощью компьютера позволяют проектировать какие угодно объекты: и здания, и механизмы любой сложности (автомобили, двигатели, трубопроводы и нефтяные бурильные установки), и т. п. Соответственно, каждая отрасль готовит для себя специалистов, владеющих такими инструментами (умеют работать с САПР). По сути дела, это профильные инженеры-технологи-изобретатели в указанных отраслях, которые свои изобретения придумывают и затем проектируют в специализированных компьютерных системах. Да, иногда такие системы содержат элементы программирования, но основная деятельность этих специалистов –профильная отраслевая инженерия, а не «чистое» ИТ.

Может встретиться и вот такая специальность:

1.4. Автоматизация производственной деятельности предприятия

Она очень близка к ранее описанной специальности 1.1, но акцент в ней делается непосредственно на автоматизацию самого производства – проектирование конвейеров, автоматизированных и роботизированных линий (от сборки автомобилей до производства конфет, от посева зерновых до строительства дорог). Конечно, каждая из отраслей готовит своих профильных автоматизаторов производства. И в нашей терминологии это, конечно, больше «ядерщики» и «системщики».

Прикладные специальности

Вторая группа созвучных специальностей – это специальности прикладные:

2.1. Прикладная математика

2.2. Прикладная информатика

2.3. Прикладная кибернетика

2.4. Прикладная механика

Чисто айтишными являются только первые две из них. Причем на специальности 2.1 очень глубоко изучают математику во всех ее видах – математический анализ, статистика и теория вероятностей, линейная алгебра и пр. И уже на эту глубокую, мощную математику накладывают навыки программирования. Как правило, мощнейшие, сильнейшие программисты-«системщики» и «ядерщики» выходят именно с этой специальности, если им хватает усидчивости, терпения и желания познания.

Специальность 2.2 – это те самые классические «прикладники» в отраслях, которые умеют немного программировать, но, главное, умеют ставить задачи на разработку нужных программ и систем. Это сегодня наиболее популярное и востребованное направление в любой отрасли экономики. Как правило, профильный институт добавляет в название этой специальности профиль: прикладная информатика в медицине, в экономике, на транспорте, в сельском хозяйстве и т. д.

Специальность 2.3. достаточно редкая, поскольку как таковая кибернетика получила не очень значительное развитие в нашей стране из-за введенного в определенный исторический период запрета на нее в СССР. Поэтому кибернетика как дисциплина (наука) «для обозначения и описания процессов управления в сложных системах – социальных, биологических и технических», как правило, именуется через «менеджерские» специальности.

Специальность 2.4. родственна специальностям 1.1 и 1.4 с той лишь разницей, что в рамках подготовки «прикладных механиков» больше готовят именно изобретателей, чем «сборщиков» различных механизмов.

Специальности про компьютеры и системы

Третья большая группа специальностей, «похожих» одна на другую – это специальности про компьютеры и системы:

3.1. Компьютерные системы и сети

3.2. Программное обеспечение ЭВМ и информационные технологии

3.3. Информационные системы

В рамках подготовки по данным направлениям выпускают специалистов, которые, как правило, имеют базовые навыки программирования, но основной их навык заключается в создании информационной (компьютерной) инфраструктуры, часто именуемой ИТ-ландшафтом. К их задачам относятся проектирование, установка и настройка серверов и сетей, рабочих станций, развертывание на них всего необходимого программного обеспечения – от операционной и офисной систем до тех же самых. С моей точки зрения, подобные навыки можно получить и без долголетнего (а порой и дорогостоящего) специализированного высшего образования, к тому же часто они «прирастают» в ходе освоения тех же прикладных специальностей из второй группы. Однако если вы хотите быть «ближе к компьютерам», но у вас не лежит душа именно к программированию (как к системному, так и к прикладному), то эта группа специальностей может оказаться для вас вполне актуальной.

Чтобы их хоть как-то различать, дам очень условную классификацию этих трех специальностей:

  • на специальности 3.1 вас научат собирать сервера и сети, подключать к ним рабочие станции;

  • на специальности 3.2 – устанавливать на это всё системное (операционные системы) и общее (например, офисное) программное обеспечение;

  • на специальности 3.3. – разбираться (достаточно верхнеуровнево) вообще во всём многообразии программного обеспечения (ERP, CRM, САПР и прочие).

Недалеко от этих трех специальностей лежит еще одна очень важная, глубокая специализация:

3.4. Информационная безопасность (ИБ)

Здесь я, возможно, многих разочарую. Еще раз скажу: все это лишь мое личное мнение. Правда, человека, который уже 25 лет работает в ИТ, реализовал сотни проектов (в том числе и очень масштабных) и даже был министром ИТ одного из регионов. Но и я могу ошибаться.

Настоящая информационная безопасность – это уровень «ядерщиков» и «системщиков». Именно они изобретают и «строят» те самые «ИТ-сейфы». Все остальные «безопасники», как правило, лишь устанавливают программы и пишут бумаги!

Я понимаю, что «выступил» сейчас очень резко (да простят меня мои коллеги), но чисто творческой работы в «штатной» информационной безопасности совсем немного. Да, есть задачи проектирования контура информационной безопасности, его создания и настройки, отражения хакерских атак, даже информационной разведки – вот это и есть ИБ, но данной дисциплине обучают буквально в трех-пяти институтах. Во всех остальных институтах вы четыре года будете изучать нормативные акты и законы о персональных данных.

Чаще именно с этой специализации выходят системные администраторы – те, кто следит «за порядком» во всех сетях и на всех компьютерах предприятия. Редкие институты при подготовке специалистов по ИБ уделяют достаточно внимания и времени именно программированию, но те, что глубоко специализируются на этом направлении – МИФИ, МФТИ, Академия ФСО и ряд других – выпускают настоящих «хакеров» (только, тсс – никому не говорите об этом).

А потому подумайте хорошенько: вы действительно хотите стать «безопасником»? Если ответ будет утвердительным, тогда ориентируйтесь именно на специализированные вузы.

Еще некоторые специальности

Напоследок хотел бы обратить внимание еще на некоторые появляющиеся интересные специализации, имеющие отношение к ИТ (хотя и не прямое).

Прежде всего, это:

4.1. Робототехника

4.2. Искусственный интеллект

4.3. Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации

Эти направления сейчас проникают практически во все сферы нашей жизни с бешеной скоростью, выходя за рамки своих прародителей – прежде всего военных специальностей. С моей точки зрения, очень перспективно поступать на эти специальности, но… Действительно, есть одно «но» – пока в стране очень мало специалистов, которые могут всесторонне и качественно по ним готовить. Поэтому если ваш выбор относится к этой группе специальностей, то рекомендую ориентироваться на передовые институты, иначе по выходу из института через 4–5 лет вы уже безнадежно устареете. Но, снова оговорюсь, это мое личное мнение.

Одним из возможных перспективных направлений, в котором в ближайшие лет 5–10 тоже ожидается бум, – биоинженерия. При этом она будет, безусловно, в основе своей содержать и информационные технологии (системы управления, проектирования, анализа, имитации, разработки решений), и робототехнику (например, эндо- и экзоскелеты, интеллектуальные протезы и системы обеспечения жизни – без этого невозможно продвижение в области «выращивания» искусственных органов, клонирования и в прочих перспективных направлениях биоинженерии. Поэтому тем, кто дружит с химией и биологией есть смысл обратить внимание на следующие специальности:

4.4. Биомедицинские технические системы

4.5. Медико-технические информационные технологии

Специальность 4.4, прежде всего, готовит «системщиком» и «ядерщиков», причем еще и «ядерщиков» от медицины.

А вот выходцы со специальности 4.5 – это, прежде всего, «прикладники» – те, кто, скорее всего, станут «переводчиками» между врачом и технологом («железячником», «системщиком», «ядерщиком»). Думаю, что выпускник этой специальности лет через 15 будет одним из самых уважаемых и важных специалистов в ключевых клиниках мира.

Время желаний

Есть несколько простых шагов, которые помогут понять себя.

Так, если на вопрос «Чего я хочу?» в 15–17 лет ответить сложно, очень-очень сложно, то на вопрос: «Чего я не хочу?» ответить всегда гораздо проще. А есть вопрос еще проще: «А хочу ли я именно этого

  • Хочу ли я постоянно работать в офисе? Или мне будет хотеться каждый свой день начинать на новом месте?

  • Хочу ли я много общения на работе? Или мне хочется, чтобы меня пореже беспокоили?

  • Хочу ли я учить людей, делиться знаниями? Или вообще не хочу никому ничего рассказывать?

  • Хочу ли я принимать решения, нести ответственность? Или мне это тяжело, я хочу быть профессионалом, но исполнителем?

  • Хочу ли я придумывать? Или мне больше нравится реализовывать кем-то расписанные идеи?

Все люди разные. И каждый по-своему ответит на вопросы. Мало того, каждый их по-своему и задаст.

Есть, правда, еще один вопрос, который надо не забывать себе задавать: «А этого именно я хочу?» Или этого хотят мои родители. Или мои друзья… Честный ответ на эти вопросы существенно упрощает жизнь!

Итак:

Прежде всего – надо перестать бояться – себя, других, иллюзий, предстоящей работы, того, что придется сильно меньше «тусить».

После этого убедиться, что ты (именно ты) этого (именно этого) хочешь. Хочешь в институт, на ту специальность.

Далее нужно настроить себя на предстоящую серьёзную работу на год (а то и два) вперед.

И наконец, задать тот самый «правильный» вопрос:

А что мне для этого надо сделать?

Как ни странно, бо́льшая часть ответов вдруг сама появится в голове. В наше время уже достаточно много инструментов, которые позволят не только получить эти ответы, но и без особых затрат (или вообще без них) их реализовать. Но, прежде всего, нужно определить:

  • К каким экзаменам я буду готовиться?!

  • Сколько времени дней в неделю я буду посвящать каждому из них?

  • Сколько баллов мне нужно по каждому экзамену?

После этого составить себе расписание и… действовать! Главное – не сдаваться!

образование и обучение

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 01/2020], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия

02.04.2020
HotelCIO Exchange

Москва, Отель Бородино

02.04.2020
Cloudera Forum Moscow

on-line

10.04.2020
Финтех 2020

Москва, InterContinental