IT ManagerИТ в бизнесеЧто хочет бизнес

Как стать айтишником? Инструкция для одиннадцатиклассников и их родителей. Часть 1

Александр Селютин | 26.09.2019

Как стать айтишником? Инструкция для одиннадцатиклассников и их родителей. Часть 1

Как стать айтишником

За последние три года ко мне обращались десятки молодых людей, желающих стать айтишниками (чаще они говорят «программистами»), – школьники, переходящие в одиннадцатый класс, а иногда и их родители. Набор вопросов, как правило, один и тот же: куда пойти учиться, какую специальность выбрать и с чего начать. И я решил ответы на них изложить в виде некоторой инструкции – вдруг кому-то пригодится.

Безусловно, по ходу разговора буду делать много допущений и упрощений, поэтому заранее прошу извинения у коллег, которые могут не согласиться со мной по ряду позиций. И, поскольку в ИТ сейчас идет просто колоссальный рост, буду говорить с некоторым прогнозом, который, естественно, может «не случиться» или «случиться не так».


Базовое

Прежде всего советую помнить старую поговорку: под лежачий камень вода не течет. То есть в основе любого успеха всегда лежат желание (чего-то добиться, не профукать жизнь и т. д.) и работа. Если не начать готовиться к ЕГЭ по-настоящему, можно и не ставить никаких задач. При этом считаю, учебного года более чем достаточно, чтобы средне подготовиться к экзамену по информатике и математике. Из своего опыта могу сказать: даже десяти занятий при искреннем усердии достаточно, чтобы с абсолютного нуля (не решал ни одного задания из программы ЕГЭ) выйти на стабильные 8–10 заданий (это 50 баллов за ЕГЭ).

Из засад, которые поджидают на этом пути, – периодическая усталость и нередко ориентир на тех, кто, например, в классе хорошо решает тесты ЕГЭ.

В голове жужжит: «Я ни на что не способен, у меня не получится»… Это ядовитые мысли – они могут убить любое начинание, поэтому их надо гнать. Да, иногда можно психануть, покричать, даже поплакать, покидаться учебниками. Но – потом выдохнуть и идти дальше! Главное, помнить: в большинстве ситуаций люди сдаются на последних 5-10% пути – они самые сложные.

Родители, поддержите своих детей! Одиннадцатый класс – это очень жесткое испытание.

И если ребенок не найдет в вас опору, ему будет еще сложнее. Покупайте ему сладкое, разговаривайте по душам, приводите примеры из своей жизни, когда вам тоже было непросто. Только не уводите эти разговоры в поучения – иначе только ухудшите ситуацию.

Это то, что касается психологии. А из практики...

Основные инструменты: сайт «Решу ЕГЭ» (или ему подобные), решебники по ЕГЭ за последние два-три года, а если есть возможность – и репетитор, но важно выбрать не того, который понравится родителям, а того, с которым будет комфортно работать ребенку.

Некоторые базовые вещи мы рассмотрим ниже. Но без принятия вышесказанного бессмысленно приступать к следующим шагам.

«Хочу быть программистом!»

Именно с такой формулировкой мне приходится сталкиваться при первом разговоре с учеником. Поэтому задача № 1 – выяснить, а кем же на самом деле ты хочешь стать.

ИТ-отрасль, как я уже сказал, развивается просто сумасшедшими темпами, и многие из ныне популярных профессий, в том числе ИТ-специализации, в ближайшие 10–15 лет здорово трансформируются. Иначе говоря, будет уже сложно себе представить какую-либо значимую профессию, где можно обойтись без серьезных навыков использования информационных технологий. А это как раз тот период, когда вы, ученики, будете становиться профессионалами!

Надо сказать, специализации уже и сейчас начинают делиться на чисто айтишные (разработка ПО, проектирование информационных систем, прикладная математика) и те, где обучают именно использованию ИТ-инструментов без явного программирования (прикладная информатика в экономике, образовании и т. п.).

Чисто ИТ

Если все упростить, в современном подходе разработка программы состоит из трех слоев: ядра, функционала и интерфейса.

Возьмем, к примеру, какую-нибудь игрушку-войнушку для мобильного устройства (телефона/смартфона, планшета). Есть ядро – некоторый язык программирования (это, конечно, условное название, но пока так проще), на котором пишут игрушку, например Unity. Так вот, «ядерщики» как раз и разрабатывают языки программирования. Эти люди по сути сами не создают конечного продукта (как, например, изобретатель микросхемы не собирает конечное устройство).

Следующий уровень – функционал: это когда на базе ядра программисты (вот тут именно классические программисты) кодируют алгоритмы поведения героев, объектов и пр.: что должно произойти, когда, например, пуля попадет в героя и т. д. А есть специалисты, которые занимаются визуализацией, интерфейсом – они, к слову, могут не знать серьезных языков программирования, их задача – рисовать. И иногда верстать, то есть привязывать рисунки (скажем, фон) к экрану – картинке, которую видит уже пользователь.

Аналогично устроен и какой-либо серьезный сайт (портал). «Ядерщики» придумывают для него движки, базы данных, где хранится вся информация. Часто это называется CMS, content management system – системы управления контентом (содержанием). «Функциональщики» на этом движке уже пишут конкретный код – что должно произойти, когда нажмете эту кнопку. К примеру, должно выскочить сообщение о количестве товара на складе, – вот они и пишут код по запросу товара и передают эту информацию в окно сообщения. А вот за то, где и как хранится информация о товаре, как создается окно, отвечает ядро (и, соответственно, ядерщики).

Но есть и верстальщики, интерфейсщики – те, кто заставляет этот самый портал вам нравиться. Чтобы он выглядел привлекательно независимо от того, открыли вы его на огромном мониторе или маленьком телефоне. Конечно, есть еще художники и дизайнеры, которые придумывают шрифты, цвета, логотипы, пропорции, общий дизайн. Даже, возможно, рисуют все элементы для него (похоже на игру, правда же?). Ну а верстальщики заставляют всё это красиво жить, приклеивая к тому самому функционалу, написанному функциональщиками.

И каждый из этих участников обладает своими способностями, а следовательно, и чертами характера и другими особенностями. От кого-то требуются исключительная аккуратность и усидчивость (ядерщики), а кто-то должен быть общительным и с чувством прекрасного (верстальщики).

Прикладные ИТ

Грубо говоря, прикладники – это специалисты (юристы, финансисты, даже фермеры), которые, помимо понимания, как устроена их базовая область, еще и разбираются в основных принципах действия информационных систем и технологий. Находясь на стыке своей прикладной области и ИТ, они выступают переводчиками между отраслевыми специалистами и разработчиками информационных систем.

В частности, врач в большинстве случаев даже не сможет объяснить программисту, чего он хочет. «Мне надо, чтобы по диагнозу и нозологии, а также с применением медицинского стандарта компьютер выдал план лечения…» – для программиста это звучит все равно что на клингонском языке: «Крхитмкхрт-пк-ртбг-мууу». Тут-то и нужен специалист, который скажет: «Нам нужна база данных, где будут храниться сведения обо всех возможных болезнях. С ней должна быть связана база данных с описанием всех симптомов, при этом там нужно хранить следующее...»

Так, между человеком, желающим иметь дом (заказчик), и настоящим строителем, мыслящим марками цемента и профилем арматуры (программист), нужен архитектор, который по желанию заказчика нарисует устраивающий его дом и по этому рисунку объяснит строителю, как и из чего этот дом построить.

Системщики

На рисунке мы видим, что в фундаменте любой программы (системы) еще глубже ядра находится платформа – иначе говоря, некое «железо» (в нашем примере с игрой – например, телефон) и операционная система (Android или IOS). Поэтому есть и такие айтишники, кто придумывает, проектирует и разрабатывает те самые «железки» и операционные системы для них. Назовем их для себя системщиками.

Безопасники

Ну и, безусловно, на нынешнем этапе развития ИТ нельзя не сказать о безопасниках – специалистах, которые в полном (или почти в полном) объеме повторяют картину с классическими айтишниками. То есть среди них есть те же ядерщики, функциональщики, системщики и прикладники, только в их задачи входят разработка и проектирование инструментов, способных защищать создаваемые системы от хищений и порчи данных.

Например, существует банк, а у него есть центральное хранилище (ядро) со своими сейфами и прочим, есть служба охраны банка (функциональщики, а иногда и просто интерфейсщики), которая, используя всякие системы – рамки, видеокамеры, датчики и прочие движки, – разрабатывает правила охраны и охраняет банк. Есть и те самые системщики, которые придумывают камеры, сейфы. А ту же сигнализацию создают уже ядерщики, опираясь на то, что изобретают системщики, – так получается новая оптика, новые датчики и пр.

Надеюсь, более-менее доходчиво описал все то, что касается классических ИТ.

«И кем же мне быть?»

Это, естественно, следующий вопрос, который я слышу. И вот тут самое время поговорить о личных свойствах, чертах характера. А заодно о численности специалистов разных направлений и их востребованности.

Меньше всего, конечно, системщиков. Тех, кто придумывает и реализовывает основу основ – «железо», операционки. Хотя в современном мире и эта специализация «выходит из тени», так как появляются мощнейшие инструменты, платформы, на которых все это изобретают, проектируют, испытывают и т. д. Ведь с каждым днем в мире все больше разных гаджетов. Так, операционные системы уже давно пришли в автопром: любой автомобиль параллельно с водителем управляется и электронным мозгом – системами безопасности, балансировки нагрузки, антизаноса и пр. Не за горами время, когда действительно «умом» будут обладать и холодильники, и кофеварки. Таких специалистов учат либо в специализированных институтах (например, МИРЭА), либо в технических вузах на кафедрах робототехники.

Но данная специальность, как правило, требует усидчивости, кропотливости, внимания к мелочам. Вы когда-нибудь паяли что-нибудь серьезное – приемник, сложную цветомузыку? Или, может, вышивали крестиком большой рисунок? Собирали пазл из 3000 элементов? Пытались разукрасить большую сложную картину по номерам? Если вы довели дело до конца и при этом получили удовольствие не только от результата, но и от самого процесса – то это может оказаться вашим делом. Безусловно, у вас должна быть склонность к математике и/или физике, любовь к решению сложных задач, головоломок.

Как видите, именно специфичность личных качеств объясняет относительно небольшое количество специалистов подобного рода. Понятно, что спрос на них будет расти. Ну и условия работы у них, как правило, очень даже достойные. Однако если у вас нет описанных выше свойств, естественно, я бы не рекомендовал этот путь.

Ядерщики, к слову, очень близки по своим качествам к системщикам, с той лишь разницей, что они существенно ближе к программному обеспечению, чем к «железу». Поэтому если системщики – это все-таки (пока) физики, то ядерщики – больше математики.

Я понимаю, что в 16 лет не каждый может определиться, кто он – физик или математик (да и вообще на том ли пути). Поможет простой тест – интересы. 

Если бы вы пошли в кружок авиамоделирования, то чем бы предпочли там заниматься: рассчитывать самолет, проектировать нервюры (ребра жесткости в крыле) или же собирать, клеить, шлифовать модель уже с разработанными кем-то деталями? Если первое – из вас получится и системщик, и ядерщик. Если второе – вы ближе к ядерщику. А если бы вы пошли в этот кружок, чтобы запускать собранные кем-то другим самолеты, я бы не рекомендовал путь ни того, ни другого.

Да, кстати, если вдруг возникла мысль: «Что за чушь?! Я бы вообще никогда не подумал пойти в кружок авиамоделирования», –думаю, вам вообще не стоит смотреть в сторону ИТ. В крайнем случае – верстальщиком/интерфейсщиком, и то если до этого вы ходили в кружок дизайна, рисования или на худой конец фотографии. (Напомню, я лишь высказываю свое мнение, и с ним абсолютно не обязательно соглашаться.)

Если честно, на мой взгляд, самыми перспективными (читаем: востребованными) будут именно прикладники. Вкратце я уже намекнул почему: ИТ (в частности, искусственный интеллект и другие инструменты) будут проникать абсолютно во все сферы нашей жизни. Возьмем здравоохранение – уже сегодня здесь используются телемедицина, системы интеллектуальной диагностики, а учреждения культуры (музеи и пр.) обзаводятся 3D-виртуальными копиями. Над полями начинают летать дроны, а пахать – беспилотные тракторы. Я уже не говорю о военной промышленности.

И это только начало – а значит, в каждой из отраслей очень скоро потребуются те самые ИТ-переводчики. И, как розетка для штепселя, им понадобятся те самые программисты-функциональщики, способные реализовывать те самые алгоритмы, необходимые прикладникам.

Но если прикладники – это еще и профи в конкретной области – сельском хозяйстве, медицине, строительстве и т. д., где их будет требоваться не очень много, то программисты – универсальные солдаты, которых будут готовить активно, что может привести к перенасыщению рынка, как уже произошло с экономистами, юристами, менеджерами.

А специальности, которые сейчас только-только появляются? Безусловно, все они имеют большие перспективы, но, как и в любой быстроразвивающейся отрасли, ИТ потребуют очень высокого уровня адаптации. Об этом – в следующей части нашего разговора.

образование и обучение, ИТ кадры

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 09/2019], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Можно ли, поняв, что половина информации не доходит до серого вещества, отсеиваемая «вратами сортировки», что-нибудь с этим сделать?
Уже довольно многие согласны с тем, что в крупных организациях необходимо создавать т. н. «службы заказчика», предоставляющие аутсорсинг ИТ-услуг.
На первой встрече по первому проекту, на котором я выступала в роли аналитика, я молчала, хмурила брови и писала что-то в блокнот. В общем-то, я и сейчас на встречах с бизнесом хмурю брови и пишу в блокнот. Но только раньше я это делала от неопытности, а теперь от неожиданности.

Компании сообщают

Мероприятия