Как вас прикажете понимать?

Слово произнесенное – есть ложь. Впрочем, и не произнесенное тоже. Если мы что-то облекли в слова, мы что-то потеряли. Именно так мы познаем мир и взаимодействуем с миром.

Мы и раньше то получали большую часть информации из третьих рук. А сейчас это еще усугубляется изоляцией и плотностью потока. Мы не просто опираемся на чужие мнения, суждения и однобокие (а других не бывает) подборки фактов. Мы опираемся на чужое мнение о чужих суждениях по поводу сделанной кем-то подборки однобокого описания каких-то фактов. Чудо, что мы вообще умудряемся создавать хоть что-то адекватное. Впрочем, даже сломанные часы дважды в сутки показывают правильное время.

Слово произнесенное – есть ложь. Впрочем, и не произнесенное тоже. Если мы что-то облекли в слова, мы что-то потеряли. Именно так мы познаем мир и взаимодействуем с миром. Мы познаём мир при помощи трёх процессов: обобщения, опущения и искажения. Таким образом мы создаем свои убеждения.

  • При обобщении мы расширяем опыт на другие контексты – например, по опыту наблюдения за несколькими людьми делаем выводы о том, как ведут себя люди «вообще». Например, «все врут», «нет дыма без огня», «это стул, на нем сидят, это стол, за ним едят». Это касается не только людей. Обычно используются такие слова, как «все, всегда, никто, никогда, ни один, все как один». Но часто обобщения не произносятся, а подразумеваются, как в выражениях «[все] наши клиенты», «[все] сотрудники».

  • При опущении происходит исключение какой-то информации, например субъекта или объекта действия: «Справедливости нет». В русском языке для этого используется специальная конструкция, безличные предложения. А в английском за это отвечает passive voice.

  • А при искажении мы преобразуем или произвольно создаем структуру – строим связи между событиями: например, «беспорядок на столе – беспорядок в голове». Это прекрасно описал Канеман в своей книге «Думай медленно, решай быстро».

Это позволяет обработать информацию путем наложения того, что мы видим на «идеальный образ» и мгновенно и не анализируя детали принимать решения. К сожалению, часть информации при этом теряется и, возможно, нам только кажется, что реальность соответствует «идеальному образу».

Было бы чрезвычайно полезно понимать, как именно конструирует мир наш собеседник. Меня всегда поражали видеопроекторы, которые проецируют изображение моего слайда на белую доску, будучи закрепленными под потолком и в метре от нее. Все законы оптики говорят, что это просто невозможно. Изображение обязано быть искаженным. Уж как минимум – должна появиться трапеция. Геометрическая оптика – простая наука. В ней луч света распространяется исключительно по прямой и, если доска висит под углом к линзе – искажения неизбежны. Большая часть курса «Офисное НЛП» и посвящена тому, чтобы научиться видеть и корректировать такие искажения. Более того, можно увидеть собственные искажения и откорректировать их, но этому надо учиться, прочитать колонку в журнале мало. Разработчики проектора понимали, как линза и доска исказят изображение, и заранее внесли в него ровно такое же искажение, но с противоположным знаком. Поэтому, на экране все выглядит ровно и правильно, так как мы нарисовали на своем слайде. Если мы понимаем, как воспринимает мир наш собеседник, возможно, мы могли бы сделать то же самое и получить картину, близкую к реальности.

Опубликовано 29.05.2020

Другие публикации эксперта