ИИ подкрался незаметно

Прежде, чем искусственный интеллект начнет замещать сотрудников организации, в ней должна произойти основательная подготовительная работа

С первых внедрений ИТ-систем (1995–1996 года), я стал замечать, что ИТ системы вбирают в себя все больше и больше элементов корпоративной архитектуры. Рассмотрим на точечных примерах:

1.  Политика продаж, ранее имевшая вид документа, перемещается в алгоритмы ценообразования, скидок и условий отсрочки;

2.  Описания рабочих процедур сотрудников также перемещаются в алгоритмы, с которыми пользователи взаимодействуют согласно своим ролям. Хорошо работающая система ведет пользователя по процессу, как по рельсам (ок, они все равно находят способы обходить процессы, но, это именно исключения);

3.  Кстати, идея системных ролей перетягивает на себя бумажное описание должностных обязанностей;

4.  Системы берут на себя многое из организационной иерархии – опять-таки вспомним роли исполнителя, согласующего, утверждающего в документообороте, а также в бизнес-транзакциях – закупочных, сбытовых, кадровых, финансовых. Сплошь и рядом иерархическая модель конфликтует с ролевой.

Системы пронзили организации процессами, многократно ускорили скорость их исполнения, вынесли данные на кончики пальцев (когда я начинал работу – нормой было сведение баланса за 20 дней по окончании месяца, сейчас баланс можно спрогнозировать), создали цифровые следы. А еще они истончили слой «менеджеров среднего звена», временами до полного изчезновения. Передающие звенья не нужны.

Такой путь прошли не все. Есть организации, которые предпочитают умереть, но не меняться. Есть такие, которые автоматизируются без фанатизма, достаточно, чтобы делать и продавать классные продукты, например, вот такие.  По ссылке документальный фильм из цикла «Мегазаводы» о производстве Jack Daniels).

А, о тех, кто провел глубокую внутреннюю трансформацию, основанную на цифре, Джеймс Бессен пишет в книге "The New Goliaths". В ней я нашел подтверждение тезиса «ИТ-системы – это во многом и есть предприятие». Конспектно, книга о следующем:

1.  Объект анализа – американские предприятия и американская экономика;

2.  Практически не затронуты организации бигтеха и многосторонние платформы;

3.  Рассмотрены предприятия, которые радикально переделали себя за счет внутренней ИТ-разработки, что дало им гибкость, скорость, масштабирование. Один из сквозных примеров – ритейлер Wall-Mart;

4.  Взгляд автора – со стороны экономики, а не ИТ или организационного/процессного консультирования;

Выводы:

1.  Компании-лидеры по вложениям во внутреннюю оцифровку существенно увеличили доли рынка, а сами рынки сдвинули в сторону концентрации (пример – тот же Wall-Mart с более чем половиной доли рынка);

2.  Цементирование их доминирующего положения привело к снижению потока инноваций. Ну, а что, и так все норм, зачем что-то менять?

3.  Регуляторам нужно с этим что-то делать. До конкретных рекомендаций, автор, правда, не доходит.

ИТ-руководителю – полезный дополнительный взгляд и возможность поразмышлять «а где моя организация на этом ландшафте?». Можно послушать часовой рассказ автора по ссылке.

Это был взгляд в прошлое.

Намек на будущее прилетел вчера с новостью, что IBM приостанавливает найм сотрудников, которые в перспективе нескольких лет могут быть заменены ИИ.

Читайте также
Прошлый год стал для Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга временем активного внедрения цифровых решений. Город расширил электронные услуги, продвинулся в клиентоцентричности и подтвердил свои позиции на федеральном уровне. О том, как цифровые технологии делают жизнь в Санкт-Петербурге удобнее и безопаснее, рассказала председатель Комитета Юлия Смирнова.

Это уже не хайп, а заявление первого лица компании, которая, мягко говоря, понимает в технологиях и инновациях. Консервативная оценка масштаба – 7800 сотрудников при общей численности в 260 000 человек.

И тут зададимся вопросом, а что необходимо для того, чтобы поставить эту замену на поток и вывести ее из разряда разовых экспериментов? А это все та же предварительная работа по внутренней автоматизации, которая приводит к:

1.  Наличию данных

2.  Поставленным процессам

3.  Описанной и актуализированной архитектуре

4.  Ролям.

То есть в архитектуре организации уже, до какой-то степени, подготовлены "разьемы" для вставки ИИ, который будет работать в определенных ролях, с понятными данными и их источниками, на определенных шагах бизнес-процесса. То есть чем выше степень автоматизации, чем большая зрелость у процессного и архитектурного подходов, тем, в общем случае, проще будет заводить ИИ. Корни будущего – всегда в прошлом и настоящем.

Полагаю, я еще успею поработать в проектах со смешанными командами из людей и ИИ. Будет интересно, а вот оценка карьерного риска «заменит ли меня ИИ» для растущего ряда ролей, возможно, выходит на новый уровень.

Опубликовано 03.05.2023

Другие публикации эксперта