"Прожарка" бигтеха в Конгрессе США: прошел год

Год назад обстоятельства сложились так, что мы все некоторое время посидели дома.

Когда в руки попала стенограмма слушаний в Конгрессе США о монополии технологических компаний (перед Конгрессом отчитывались руководители Google, Apple, Facebook, Amazon) – прочитал ее всю, написал здесь колонку. https://www.it-world.ru/columnists/155378.html

Прошел год и, не оставляет ощущение, что американский бигтех «слушает, да ест». При том, что бровки конгрессмены делали грозным домиком (специально видео смотрел). Обещали жесткие антимонопольные меры вплоть до разделения компаний (инструмент, который последний раз применялся полвека назад к индустрии связи).

Причины такой задержки будет интересно поразбирать, а за этот год события вокруг бигтеха в Китае стали развиваться быстрее. Несопоставимо быстрее. Под жесткое, даже драконовское регулирование попали торговые, финансовые, образовательные, игровые, транспортные платформы.

То есть те сферы, в которых цифровая трансформация привела к сумасшедшему росту оборотов и эффективности и, благодаря которым сформировался слой экстремально состоятельных граждан.

Запускаемые регуляторные меры запрещают цифровым компаниям международные IPO (Ant Group, входит в Alibaba), напрямую лимитируют их действия (запрет на онлайн-игры для подростков в определенное время суток), определяют национальный суверенитет в отношении данных о китайских гражданах (Didi и другие).

Эта регуляторика не всем видится последовательной и внутренне целостной. У нее есть как публичные, так и скрытые движущие силы, выделим некоторые из открыто декларируемых:

1. Собственно, ограничение монополизации;

2. Взгляд на данные пользователей платформ как на фактор суверенитета и национальной безопасности (наряду с ракетами, кораблями и танками);

3. Необходимость перераспределения ресурсов от потребительского сектора во вновь актуальные кирпич, сталь,, цемент, микропроцессоры. В хард;

4. Более равномерное распределение богатства в обществе.

Для себя вынес два вывода:

1. Любой серьезный разговор о роли, месте, регулировании цифровых платформ не имеет смысла без рассмотрения общественно-экономической формации государства;

2. Цифра трансформировала критически значимое количество областей деятельности и значимую долю граждан. Отсюда запрос, потребность, поиски и пробы совершенно новых способов регулирования. И в сами эти способы и механизмы реализации тоже приходит цифра;

3. Руководителю цифровой трансформации конкретных предприятий такое чтение и такую аналитику - в состав обязательных.

Что почитать?

Детальный разбор с фокусом на «а что делать инвестору в китайский бигтех»: https://supchina.com/2021/08/02/chinas-big-tech-crackdown-a-guide/

Примерно о том же, не так подробно:

https://amp.smh.com.au/business/the-economy/billionaire-crackdown-china-s-new-pathway-to-mao-s-commo...

Опубликовано 25.08.2021

Другие публикации эксперта