10 последствий текущей ситуации для ИБ
Когда ставшие привычными средства общения заблокированы, то остаётся вспомнить ламповый формат блогов. Спасибо, что они еще есть!
Любая публичная активность — это работа! Даже если ты сидишь в зале и слушаешь спикеров лениво листая картинки на своём гаджете, это значит, что работа ради которой ты тут, тебя не увлекает. Безусловно, спикеры в ответе, за тот контент которым наполняют время, потраченное на них аудиторией. Но и аудитория, которая ждёт что им сейчас предложат если не волшебную кнопку от всех проблем то, как минимум методичку с пошаговой инструкцией «10 шагов к счастью», явно завышает свои ожидания. Однако они продолжают верить, что следующий спикер наконец-то им расскажет, то что они ожидают услышать. Вот и на этот раз было так же.
Тема онлайн дискуссии «10 последствий текущей ситуации для сферы ИБ». Политику не затрагиваем, хотя все понимают в чём причина «текущей ситуации». Мыслей много, решения ищем в диалоге каждого с каждым. Пытаемся шутить. Но шутки получаются натянутыми. И вдруг к концу первого часа обсуждения в чате начинаются претензии «опять ничего конкретного. Где обещанные 10 шагов?». Ну извольте! Если вы сами не способны из диалога выхватить то, что дискуссия выносит на поверхность, то пришлось взять паузу, написать и тезисно огласить девять из десяти шагов. Хотя их было больше.
1. Это кризис. Для отрасли ИБ это кризис. Да это пять он. Их было много и все они были не похожи друг на друга и вот он опять …
2. Кризис это возможности. В нашей жизни было так много кризисов, что эта фраза про возможности уже натёрла мозоль не только на языке, но и мозжечок изнасиловала. Где же эти возможности, если опять приходится выживать? Вот это и есть возможность для выживших, которые не перестают думать о них даже в кризисных условиях.
3. Провести тесты на отключение того, что могут отключить или заблокировать. Это поможет услышать крики тех, кого это затрагивает в первую очередь. Тогда можно будет понять, как им помочь альтернативными средствами и решениями.
4. В кризис время сжимается. Любые сроки внедрения сокращаются до нескольких месяцев. Приходится отдавать предпочтения коротким проектам, которые показывают результат и стойкость. Если результатов нет, то не следует ожидать поощрений. А если сроки раздвинуты и результат не радует, то в нынешних условиях это грозит отставками всей команды включая кабинеты с дорогой офисной мебелью…
5. Планирование… Гм… Никто его не отменял. Вот только кризисное планирование должно учитывать различные сценарии. План A, B, C, D, E и далее. Все сценарии очень недолговечны, а их разработка отнимает много времени. Их нужно не только придумать, но и довести до конвертации, т.е. до конвертов с инструкциями по подразделениям, что следует делать в той или иной ситуации и когда вскрыть тот или иной конверт. Это требует уйму времени. Но работать предстоит много. И не надо быть предсказамусом для прогнозов - часто меняющиеся сценарии резервных планов будут встречены с нервозным восприятием коллег … Тут только soft skills вам в помощь …
6. Модель рисков. Исходя из тех ситуаций, с которыми сейчас приходится сталкиваться, риски нуждаются в обновлениях. Отношения к моделям рисков в ИБ-сообществе всегда было неоднозначным, но сейчас это не только привычный курс Risk Management. Это не ограничивается доверительным диалогом с коллегами от которых зависят критичные узлы и корпоративные бизнес структуры. Это еще и вынужденные перемены в приоритетах партнёров, вендоров, интеграторов, провайдеров и пр. Это agile, если вам так удобно называть и понимать.
7. Компетенции. Их опять нужно обновлять и наращивать до требований тех условий, в которых мы все оказались. Можно начать с обновления резюме. Посмотрите какие ваши ценности и достоинства обнулились, а какие могут пригодиться. Сейчас будут востребованы компетенции пригодные для условий экстремального* времени (* здесь и далее должно быть слово запрещённое Роскомнадзором и иными органами …). Они отличаются от компетенций гражданского времени* (слово мир тоже следует избегать), как кризисное и не кризисное управление. Процессы и менеджмент не кризисного времени хороши и эффективны для своих условий. Экстремальное время вносит свои коррективы, в том числе в обучение и компетенции.
8. Анализ неудач. У нас сейчас нет права наступать на одни и те же грабли, переводя стрелки на других и назначая виновных. В нынешних условиях виновных пусть ищут другие. Мы же стараемся избежать повторения ошибок, которые сейчас могут стать фатальными. Это сложно. Это непривычно. Так как чаще всего эту практику анализа неудач мы подменяем поисками крайнего, чтобы на кого-то спихнуть ответственность. Нет! Это про другое!
9. Мы оказались в изоляции. И самое скверное, что в ближайшее время мы будет отрезаны от мировых практик, опыта и компетенций. Это очень плохо, так как в условиях изоляции еще никому не удалось создать ничего достойного. Тем более, что современный мир устроен иначе, чем натуральное хозяйство времён раннего средневековья. Поэтому мы будем остро нуждаться в профессиональном общении и обмене опытом. Начинать можно с малого, с корпоративных клубов, приглашая экспертов друг к другу. Чем больше мы отдаём этому миру, тем больше он нам возвращает!
10. И десятый шаг от Евгения Родыгина! Если порядок и приоритеты всех других шагов очень индивидуальны, то этот шаг стоило бы поставить на первое место и начать именно с него. Работа с сотрудниками. Именно с коллегами, а не с кадрами! Сейчас очень важно сохранить команду. Иногда для этого поможет обновлённый взгляд на команду. Он позволяет выявить новые ценности коллег. Сейчас как никогда уместны могут быть выплаты премиальных бонусов за прошлый год. Мотивация это не только про HR. Это скорее в партнёрстве с HR. Мы все должны выйти из этой ситуации* обновлёнными, образованными, прокаченными практиками и стрессоустойчивыми.
Ваши версии! Какие еще шаги нам нужно сделать?
P.S.: И вот когда мы озвучили 10 шагов, которые от нас ожидали услышать, в чат прилетел вопрос: «а как сейчас защищать периметр?». Гм… «спасибо за интересный вопрос». Ну, в общем-то точно также, как и год назад …
Опубликовано 14.03.2022