Кикшеринги хотят ограничить доступ к аренде самокатов

До сих пор достаточно было скачать приложение, привязать банковскую карту — и можно ехать. Новые пользователи автоматически подписывают договор оферты, где указано, что несовершеннолетним аренда запрещена. Некоторые сервисы, например, Whoosh, позволяют брать самокаты с 16 лет — но только в отдельных городах. У «МТС.Юрент» и «Яндекс.Go» правила жёстче — только совершеннолетние.
Контроль за соблюдением этих ограничений лежит на операторах. При выявлении нарушений (например, в ходе рейдов ГИБДД) им грозят штрафы от 30 до 100 тысяч рублей. В Москве с марта 2025 года кикшеринг уже начали привязывать к аккаунтам на mos.ru, где подтвердить возраст можно только с паспортом. Теперь бизнес предлагает масштабировать этот опыт на федеральный уровень через «Госуслуги».
Почему возникло такое предложение?
Причина — рост числа аварий с участием электросамокатов. По данным МВД, только за 2024 год произошло более 4,4 тысячи ДТП, в которых погибли 54 человека и почти 4,6 тысячи были ранены. Треть всех пострадавших — подростки от 10 до 17 лет. Причём 65% всех происшествий связаны именно с кикшеринговыми устройствами.
Верификация через «Госуслуги», уверены в компаниях, позволит сократить долю несовершеннолетних на дорогах. Представители Whoosh, «МТС.Юрент» и «Яндекс.Go» подчёркивают, что 99,9% пользователей соблюдают правила, и только единицы их нарушают. Удаление анонимности, по их мнению, станет эффективным фильтром. А цифровая идентификация работает лучше любых других ограничительных мер — это уже показали испытания, проведенные в Москве.
Что говорит государство?
В Минцифры отнеслись к предложению с интересом, но сдержанно. Тестовая проверка идеи — да, повсеместное внедрение — пока нет. Чтобы подключить авторизацию через «Госуслуги», нужно изменить законодательство. Сейчас рассматривается возможность участия одного из операторов в эксперименте, который проводится в рамках постановления правительства №453.
Нужна ли страховка и что делать с личными самокатами?
Некоторые чиновники и эксперты идею поддерживают. Первый зампред комитета Госдумы по защите семьи Татьяна Буцкая назвала её «логичной» и предложила подумать ещё и о страховании пользователей, аналогично ОСАГО. Член Общественной палаты Александр Холодов предлагает сначала изучить, насколько эффективна московская верификация, прежде чем внедрять её по всей стране.
Однако есть нюанс: кикшеринг контролирует далеко не всех самокатчиков. По оценкам Союза пешеходов, в России на дорогах от 500 до 600 тысяч частных электросамокатов. Привязать их к единой системе верификации сложно. Минтранс и МВД уже работают над проектом, который предусматривает обязательную регистрацию всех СИМ — включая частные — с выдачей номеров, как у автомобилей.
Пока инициатива кикшеринга остаётся на стадии обсуждения и возможного пилота. Но сам факт, что бизнес готов к ужесточению контроля, показывает: ситуация с электросамокатами вышла за рамки локальной проблемы. Теперь речь идёт не просто о комфорте, а о безопасности на улицах городов.
Кстати, еще в конце 2024 года оссийский сервис аренды самокатов «МТС Юрент» приобрел белорусскую компанию Eleven, которая специализируется на разработках в области микромобильного транспорта, в том числе программном обеспечении, зарядной инфраструктуре и компонентах для электросамокатов.
Источник: Коммерсант