Кикшеринги хотят ограничить доступ к аренде самокатов

Логотип компании
05.05.2025
Кикшеринги хотят ограничить доступ к аренде самокатов
Изображение: Shutterstock / foto_shabrova
Компании, предоставляющие в аренду электросамокаты, хотят ужесточить правила для своих пользователей. Они обратились в Минцифры с предложением: ввести обязательную верификацию личности через портал «Госуслуги». Это, по их мнению, поможет отсеять несовершеннолетних, которым формально пользоваться такими транспортными средствами запрещено.

До сих пор достаточно было скачать приложение, привязать банковскую карту — и можно ехать. Новые пользователи автоматически подписывают договор оферты, где указано, что несовершеннолетним аренда запрещена. Некоторые сервисы, например, Whoosh, позволяют брать самокаты с 16 лет — но только в отдельных городах. У «МТС.Юрент» и «Яндекс.Go» правила жёстче — только совершеннолетние.

Кто придумал кредитные карты?

Контроль за соблюдением этих ограничений лежит на операторах. При выявлении нарушений (например, в ходе рейдов ГИБДД) им грозят штрафы от 30 до 100 тысяч рублей. В Москве с марта 2025 года кикшеринг уже начали привязывать к аккаунтам на mos.ru, где подтвердить возраст можно только с паспортом. Теперь бизнес предлагает масштабировать этот опыт на федеральный уровень через «Госуслуги».

Почему возникло такое предложение?

Причина — рост числа аварий с участием электросамокатов. По данным МВД, только за 2024 год произошло более 4,4 тысячи ДТП, в которых погибли 54 человека и почти 4,6 тысячи были ранены. Треть всех пострадавших — подростки от 10 до 17 лет. Причём 65% всех происшествий связаны именно с кикшеринговыми устройствами.

Верификация через «Госуслуги», уверены в компаниях, позволит сократить долю несовершеннолетних на дорогах. Представители Whoosh, «МТС.Юрент» и «Яндекс.Go» подчёркивают, что 99,9% пользователей соблюдают правила, и только единицы их нарушают. Удаление анонимности, по их мнению, станет эффективным фильтром. А цифровая идентификация работает лучше любых других ограничительных мер — это уже показали испытания, проведенные в Москве.

Что говорит государство?

В Минцифры отнеслись к предложению с интересом, но сдержанно. Тестовая проверка идеи — да, повсеместное внедрение — пока нет. Чтобы подключить авторизацию через «Госуслуги», нужно изменить законодательство. Сейчас рассматривается возможность участия одного из операторов в эксперименте, который проводится в рамках постановления правительства №453. 

Дело в том, что пользователи могут предоставить свои данные — например, дату рождения — только добровольно и могут в любой момент отозвать согласие.

Нужна ли страховка и что делать с личными самокатами?

Некоторые чиновники и эксперты идею поддерживают. Первый зампред комитета Госдумы по защите семьи Татьяна Буцкая назвала её «логичной» и предложила подумать ещё и о страховании пользователей, аналогично ОСАГО. Член Общественной палаты Александр Холодов предлагает сначала изучить, насколько эффективна московская верификация, прежде чем внедрять её по всей стране.

Однако есть нюанс: кикшеринг контролирует далеко не всех самокатчиков. По оценкам Союза пешеходов, в России на дорогах от 500 до 600 тысяч частных электросамокатов. Привязать их к единой системе верификации сложно. Минтранс и МВД уже работают над проектом, который предусматривает обязательную регистрацию всех СИМ — включая частные — с выдачей номеров, как у автомобилей.

Пока инициатива кикшеринга остаётся на стадии обсуждения и возможного пилота. Но сам факт, что бизнес готов к ужесточению контроля, показывает: ситуация с электросамокатами вышла за рамки локальной проблемы. Теперь речь идёт не просто о комфорте, а о безопасности на улицах городов.

Кстати, еще в конце 2024 года оссийский сервис аренды самокатов «МТС Юрент» приобрел белорусскую компанию Eleven, которая специализируется на разработках в области микромобильного транспорта, в том числе программном обеспечении, зарядной инфраструктуре и компонентах для электросамокатов.

Источник: Коммерсант

Похожие статьи