Сотовый ритейл стал похож на супермаркет

Логотип компании
Сотовый ритейл стал похож на супермаркет
Два главных продавца «звонилок» – «Евросеть» и «Связной» – отчитались по основному виду деятельности, то есть продажам мобильных девайсов.

Два главных продавца «звонилок», смартфонов-айфонов и даже некоторого количества SIM-карт с контрактами на сотовую связь – «Евросеть» и «Связной» – отчитались по основному виду деятельности, то есть продажам мобильных девайсов. И пусть вас не смущает, что в их салонах можно купить билет на самолет, заказать тур на Гоа, оплатить банковский кредит или оформить подписку на пакет каналов цифрового телевидения. Именно на эти сети приходится большинство продаж сотовых трубок – а все остальное появилось позже, и не от хорошей жизни.

Как деньги ушли с рынка

Сотовый ритейл до сих пор тоскует по докризисным временам (2005–2008 гг.), когда продажи телефонов росли, население сравнительно легко отзывалось на продвинутые камеры и экраны с высоким разрешением, не стесняясь брать кредиты на всю эту роскошь. Ритейлеров было достаточно много, они еще не принадлежали сотовым операторам, бодро закупали и быстро реализовывали новые партии трубок. И тут случился обвал. Из «независимых» передел рынка пережил один «Связной», в то время как «Евросеть» отошла «ВымпелКому», а менее крупные сети поделили между собой остальные операторы, сменив вывеску на собственный бренд. Сейчас операторская розница (салоны «тройки», Tele2, «Ростелекома») чувствует себя неплохо, будучи заточенной под продажу собственных контрактов, брендированной техники (включая телефоны) и мобильных модемов. Однако в денежном выражении, утверждают аналитики, сотовый ритейл так и не вышел на уровень 2008-2009 гг.

Средняя стоимость проданного аппарата неуклонно снижалась, и только в 2011 году ритейлеры наконец объявили, что в штучном выражении сумели продать столько же трубок, сколько в отчетные периоды тремя годами ранее. За это время рынок просел настолько, что даже бум на смартфоны, продолжающийся до сих пор, не смог поднять «средний чек». И если сотовым компаниям розница нужна не столько ради прибыли, сколько для поддержания основного бизнеса, то «Евросеть» и «Связной» ринулись развивать смежные направления, как продуктовые, так и сервисные, рассчитывая на то, что уж всё это вместе рано или поздно будет приносить доход.

Согласно данным за первое полугодие 2011-го, выручка ГК «Связной» выросла на 26%, достигнув 29,3 млрд рублей, причем только 12,9 млрд принесли продажи мобильных аппаратов, остальную часть (16,4 млрд руб.) ритейлер заработал на других группах товаров (планшеты, ноутбуки, модемы) и финансовых услугах – главным образом, конечно, приеме платежей.

Как смартфон занял место телефона

Итак, по информации, которой только что поделились «Евросеть» и «Связной», продажи электронных устройств в их сетях в прошлом году шли бойко. Так, в «Евросети» выручка на них достигла 390 млрд рублей, а количество устройств превысило 72 млн. Мобильники – это почти половина из них (32,1 млн шт.), но все-таки уже меньше. В денежном выражении их доля не столь ощутима, всего 90 млрд рублей (менее 25%). Количество же проданных смартфонов вроде бы незначительно – 7,5 млн штук, однако за год, как подчеркивает ритейлер, их продажи выросли в два раза и в деньгах достигли 84 млрд рублей. Получается, что, отставая от мобильников в штучном выражении почти четырехкратно, смартфоны дали практически сопоставимую выручку. Другие категории товаров, к которым относятся фотоаппараты, игровые приставки, плееры, мобильные компьютеры и карты памяти, в штуках незначительно превысили количество мобильных телефонов (только одних карт памяти продано 16,2 млн штук) и генерировали большую часть выручки в сегменте электроники – более 200 млрд рублей.

Впрочем, именно на смартфоны розничный рынок возлагает надежды по стимулированию продаж сотовых трубок и увеличению средней стоимости проданного аппарата. За год они продемонстрировали взрывной рост по всей товарной группе, достигнув в своем «телефонном» сегменте 19% в количественном выражении и уже 48% в денежном (соответственно 10,5 и 29,7% по итогам 2010 года).

Отчет «Связного» практически повторяет эту картину с небольшими поправками. По его данным, за год продажи смартфонов выросли на 75% и составили 7,6 млн штук, в то же время продажи обычных телефонов сократились на 3%, до 30,3 млн штук. Доля смартфонов в общем объеме проданных трубок выросла на 8%, то есть поднялась до 20%. В денежном выражении рынок смартфонов в 2011 году вырос на 55% (80,6 млрд рублей). А это 49% всего российского рынка мобильных телефонов, по оценкам «Связного».

Рынок обычных GSM-телефонов в денежном выражении за год сократился на 21%, в то же время стоимость «обычного» мобильника снижалась быстрее, чем любой другой портативной техники. Так, по данным «Связного», средняя цена проданного телефона упала на 18,9%, смартфона – на 10,9%, а мобильного компьютера – на 11,6%. При этом средняя цена смартфона: 11 тыс. 132 рубля (по версии «Евросети») и 10 тыс. 641 рубль (по версии «Связного») – в четыре раза превышает среднюю цену телефона (2 тыс. 804 рубля). Впрочем, эту разницу можно было уже заметить по показателям выручки. Все это говорит о том, что «просто-телефоны» окончательно опустились в бюджетный сегмент.

Аналитики соглашаются с тем, что смартфоны за столь короткое время полностью заменили GSM-телефоны в верхнем и среднем ценовых сегментах. «В настоящий момент наблюдается замещение в ценовых сегментах от 3 тыс. рублей, а продажи смартфонов продолжают расти благодаря тому, что спускаются в средние ценовые сегменты», – говорит эксперт ИАА TelecomDaily Илья Шатилин.

В 2011 году 43% смартфонов продавалось по цене ниже 7 тыс. 500 рублей, в то время как годом ранее на них приходилось лишь 25% продаж. Стремительно дешевеют аппараты на базе ОС Symbian и Bada. Смартфоны на базе Android равномерно представлены во всех ценовых сегментах (в нижнем – благодаря производителям из Китая). Самыми дорогими, разумеется, остаются аппараты под управлением iOS.

Автор: Наталья Рыжкова

Источник: IT News №5 (март 2012)


Опубликовано 23.03.2012

Похожие статьи