Банки хотят узнавать своих клиентов по видеосвязи

Логотип компании
Банки хотят узнавать своих клиентов по видеосвязи
Во многих странах мира - Испании, Австрии, Германии, Швейцарии, Израиле, Эстонии, Великобритании и Польше – успешно и эффективно используется такой метод идентификации банковских клиентов, как видеоидентификация...

Ассоциация участников рынка электронных денег и денежных переводов (Ассоциация «Электронные деньги») просит Центробанк РФ разрешить отечественным кредитно-финансовым учреждениям идентифицировать своих клиентов по видеосвязи. В настоящее время, подчеркивается в обращении, по удаленным каналам банковского обслуживания, которые сводят к минимуму угрозу заражения коронавирусом SARS-CoV-2, можно получить далеко не все финансовые услуги. Однако для доступа к целому ряду банковских сервисов по-прежнему необходимо личное присутствие клиента, что в условиях пандемии небезопасно.

Как сообщают авторы обращения, размещенного на официальном сайте Ассоциации «Электронные деньги», во многих странах мира - Испании, Австрии, Германии, Швейцарии, Израиле, Эстонии, Великобритании и Польше – успешно и эффективно используется такой метод идентификации банковских клиентов, как видеоидентификация. Идентификация посредством видеосвязи, заменяющая физическое общение с клиентом в банковском офисе на аналогичное общение через надежный протоколируемый видеоканал при помощи приложения на смартфоне или компьютере, по своей надежности не уступает личному присутствию. Она может проводиться как путем живого разговора с представителем финансовой организации, так и в автоматическом режиме – в этом случае специализированное ПО сравнивает изображение клиента с фотографией в паспорте, а также защищает от подмены изображения (liveness detection).

Решению этой задачи не под силу и Единой биометрической системе (ЕБС), запущенной в конце июня 2018 года ЦБ РФ совместно с компанией «Ростелеком». В срок до конца 2019 года все банки с универсальной лицензией должны были обеспечить сбор биометрических данных своих клиентов, что позволило бы им использовать биометрические технологии для удаленного подтверждения операций и повышения безопасности электронных транзакций, а также обмениваться друг с другом данными о клиентах. К настоящему моменту, по данным компании «Ростелеком», биометрические данные (лицо и голос) сдали около 132 тыс. россиян. Однако, как указывается в письме АЭД, существующий уровень регистрации в ЕБС не позволяет считать его универсально доступным и массовым методом удаленной идентификации.

В обращении, направленном в адрес Банка России, участники Ассоциации, в которую входят компании Qiwi, «Яндекс.Деньги», PayPal, WebMoney Transfer, «Юнистрим», платежные сервисы А3, Wallet One, «Моби.Деньги» и небанковская кредитная организация «Мобильная карта», предлагают руководству ЦБ РФ инициировать изменения на российском платежном рынке, необходимые для внедрения идентификации по видеосвязи, приводят подробный анализ регулирования в ряде стран мира и существующие требования к процедурам видеоидентификации, а также материалы, которые могут служить готовыми методическими рекомендациями для участников отечественного рынка.

Предлагаемое участниками АЭД решение эффективно, проверено, не требует от банков установки дорогостоящего программного и аппаратного обеспечения, а также полностью соответствует требованиям рекомендаций Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег Financial Action Task Force (FATF), отмечают эксперты.

Как прокомментировал председатель Ассоциации Виктор Достов, инициируемые поправки помогут не только оперативно решить проблему доступности финансовых услуг в условиях имеющейся пандемии, но использовать уроки ситуации для создания надежных долгосрочных мер в случае возникновения аналогичных ситуаций в будущем.

Похожие статьи