DENTONS. ТОП-10 основных изменений законодательства за 2016 год: ИС, ИТ и массовые коммуникации

Логотип компании
DENTONS. ТОП-10 основных изменений законодательства за 2016 год:  ИС, ИТ и массовые коммуникации
Федеральный закон от 06.07.2016 № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Все ходы записывать!

DENTONS. ТОП-10 основных изменений законодательства за 2016 год:  ИС, ИТ и массовые коммуникации. Рис. 1
Федеральный закон от 06.07.2016 № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»

Закон устанавливает новые обязанности для операторов связи (ОС) и организаторов распространения информации в сети Интернет (ОРИ). К последним относятся, например, социальные сети, мессенджеры, почтовые сервисы.

Так, с 1 июля 2018 года начнет действовать общее для ОС и ОРИ требование о хранении контента сообщений пользователей на территории России. Длительность хранения составит «до 6 месяцев». Предполагается, что порядок, сроки и объемы хранения этих данных будут дополнительно определены в подзаконных актах.

С июля 2016 года вступили в силу следующие новеллы:

· Обязанность по хранению метаданных (т.е. информации о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации и сообщений) распространена на операторов связи. Ранее такая обязанность возлагалась только на ОРИ. Храниться метаданные также должны на территории России, сроки хранения составляют 3 года для ОС и 1 год для ОРИ.

· ОС и ОРИ обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам по их запросу информацию, подлежащую хранению.

· Если ОРИ или их пользователи используют кодирование сообщений, ОРИ также обязаны предоставить уполномоченным государственным органам информацию, необходимую для декодирования сообщений пользователей.

Законодатель ужесточил административную ответственность ОРИ за неисполнение обязанностей по хранению и предоставлению государственным органам метаданных, увеличив максимальный размер штрафа от пятисот тысяч до одного миллиона рублей, и ввел административную ответственность за непредоставление информации для декодирования сообщений в виде штрафа, максимальный размер которого составляет один миллион рублей.

Дополнительно установлена административная ответственность за использование несертифицированных средств шифрования при передаче сообщений в Интернете с максимальным размером штрафа в триста тысяч рублей.

Виртуальным услугам – реальный налог

DENTONS. ТОП-10 основных изменений законодательства за 2016 год:  ИС, ИТ и массовые коммуникации. Рис. 2
Федеральный закон от 03.07.2016 № 244-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

С 1 января 2017 года вводится обязанность иностранных организаций, оказывающих российским покупателям услуги в электронной форме, в том числе через Интернет («электронные услуги»), платить НДС по ставке 15,25 % от стоимости услуг. Перечень электронных услуг включает:

· предоставление прав на использование программ для ЭВМ и баз данных посредством сети Интернет, включая право доступа к программам для ЭВМ, в том числе, к онлайн-играм;

· оказание рекламных услуг в Интернете;

· предоставление доступа к поисковым системам в сети Интернет;

· услуги IP-телефонии;

· предоставление электронных книг, иного контента;

· онлайн трансляция теле- и радиоканалов.

Законом установлено, что для целей уплаты НДС с реализации электронных услуг покупатель – физическое лицо считается российским и в том случае, если он оплачивает или приобретает электронную услугу с использованием российского банковского счета, телефонного номера или IP-адреса вне зависимости от места его проживания.

Иностранные организации, оказывающие электронные услуги физическим лицам (не являющимся предпринимателями), и их посредники должны вставать на налоговый учет в России и самостоятельно уплачивать налог.

Предоставление прав использования программ и баз данных на основании лицензионного договора по-прежнему не облагается НДС. Однако с момента вступления закона в силу при принятии решения о применении указанной налоговой льготы следует проанализировать вероятность признания осуществления указанных прав электронной услугой, а не лицензией.

Новогодний подарок для IT-компаний

DENTONS. ТОП-10 основных изменений законодательства за 2016 год:  ИС, ИТ и массовые коммуникации. Рис. 3
Федеральный закон от 28.12.2016 № 475-ФЗ «О внесении изменений в статью 105.14 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Вступивший в силу с 1 января 2017 года закон продлевает режим льготного налогообложения для ИТ-компаний до 2023 года. Для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, сохраняются следующие льготные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды:

· на обязательное пенсионное страхование – 8 %;

· на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 2 %;

· на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов) – 1,8 %;

· на обязательное медицинское страхование – 4 %.

Льготные тарифы страховых взносов применяются при соблюдении следующих условий:

· организация аккредитована Министерством связи и массовых коммуникаций на осуществление деятельности в области информационных технологий;

· доля доходов от деятельности в области информационных технологий (в том числе от распоряжения исключительными правами на базы данных и программы для ЭВМ, оказания услуг по разработке, адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных) по итогам отчетного периода составляет не менее 90 % в сумме всех доходов организации за указанный период;

· среднесписочная численность работников организации за отчетный период составляет не менее семи человек.

Новостной агрегатор в законе

DENTONS. ТОП-10 основных изменений законодательства за 2016 год:  ИС, ИТ и массовые коммуникации. Рис. 4
Федеральный Закон от 23.06.2016 № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Закон, регламентирующий работу новостных агрегаторов, вступил в силу 1 января 2017 года. Под новостным агрегатором понимаются сайт, страница сайта или программа для ЭВМ, обладающие следующими признаками: (i) они используются для обработки и распространения в сети Интернет новостной информации на русском языке (а также на языках народов России), (ii) они могут содержать рекламу, направленную на российских потребителей, (iii) их посещаемость в течение суток составляет более одного миллиона интернет-пользователей.

Закон возлагает на владельцев новостных агрегаторов обязанность соблюдать ряд требований в отношении содержания новостной информации и порядка ее распространения, в частности:

· проверять достоверность распространяемых общественно значимых сведений до их распространения;

· не допускать сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения недостоверной информации;

· хранить в течение 6 месяцев распространенную новостную информацию, сведения о ее источнике, сроках ее распространения и обеспечить Роскомнадзору технический доступ к данной информации.

Нарушение этих требований может повлечь административную ответственность в виде штрафа до одного миллиона рублей (повторное нарушение – до трех миллионов рублей). Владелец новостного агрегатора не несет ответственность, если распространяемая им информация является дословным цитированием сообщений, распространенных зарегистрированными в России СМИ.

Органом, уполномоченным вести реестр новостных агрегаторов и осуществлять контроль за их деятельностью, является Роскомнадзор. Подзаконными актами Роскомнадзора будет определен порядок исчисления количества пользователей новостных агрегаторов в сутки, а также иные вопросы исполнения отдельных положений закона.

Уберечь предпринимателей от правообладателей

DENTONS. ТОП-10 основных изменений законодательства за 2016 год:  ИС, ИТ и массовые коммуникации. Рис. 5
Постановление Конституционного суда РФ от 13 декабря 2016 г. № 28-П

Конституционный суд РФ предоставил судам право на снижение размера компенсации, взыскиваемой по делам о нарушении индивидуальными предпринимателями одним действием прав на несколько объектов интеллектуальной собственности (средств индивидуализации), ниже пределов, предусмотренных законом. Например, в случае продажи одного контрафактного диска с несколькими музыкальными произведениями, канцелярских принадлежностей или одежды, которые маркированы двумя и более товарными знаками.

Вопрос о минимальном размере компенсации по данной категории споров стоял достаточно остро. Усмотрение судов в решении вопроса о снижении компенсации законодательно ограничено порогом в 50% от установленного минимального размера компенсации, что составляет 5 тысяч рублей за одно нарушение. На практике нередки случаи, когда индивидуальные предприниматели вынуждены выплачивать явно несоразмерные причиненным убыткам компенсации.

Признав конституционность самой возможности взыскания компенсации вместо возмещения убытков по делам о нарушении индивидуальными предпринимателями одним действием прав на несколько объектов интеллектуальной собственности (средств индивидуализации), Конституционный Суд РФ согласился с тем, что отсутствие у суда возможности снижать размер компенсации с учетом конкретных обстоятельств дела не соответствует Конституции. Дополнительно Конституционный Суд РФ назвал некоторые обстоятельства, которые могут приниматься во внимание судами для снижения размера компенсации, такие как степень вины ответчика, его материальная возможность нести ответственность, размер причиненных правообладателю убытков.

Правила жизни Роспатента

DENTONS. ТОП-10 основных изменений законодательства за 2016 год:  ИС, ИТ и массовые коммуникации. Рис. 6
В 2016 году продолжилось обновление нормативно-правовой базы Роспатента. Изменения коснулись государственной регистрации изобретений, программного обеспечения, распоряжения исключительным правом, а также особенностей регистрации товарных знаков (FIFA).

Приказ Минэкономразвития России от 05.04.2016 № 210; Приказ Минэкономразвития России от 05.04.2016 № 211 (ред. от 10.10.2016)

Обновлен административный регламент государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных и, одновременно, утверждены соответствующие правила оформления заявок и сопутствующих документов, порядок государственной регистрации, формы свидетельств. Важно отметить следующие изменения:

· cрок государственной регистрации и выдачи свидетельства составляет 62 рабочих дня;

· ограничения по объему депонируемых материалов отменены, теперь они представляются в форме исходного текста (полного или фрагментов) в объеме, достаточном для идентификации программы или;

· допускается включать в состав депонируемых материалов подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, а также порождаемые ею аудиовизуальные отображения;

· расширен перечень сведений, включаемых в реферат, который не должен превышать 900 знаков.

Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2016 № 315 (ред. от 10.10.2016); Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2016 № 316

Были внесены изменения в порядок регистрации изобретений. Следует отметить следующие:

· срок предоставления государственной услуги составляет 34 месяца;

· расширено понятие сущности изобретения; в частности, к продуктам, наряду с устройствами, веществами, штаммами микроорганизмов и другим биологическим объектами, теперь также относятся комплексы и комплекты;

· подробно урегулирован порядок проведения информационного поиска.

Приказ Минэкономразвития России от 10.06.2016 № 371

Регламент по государственной регистрации распоряжения по договору исключительным правом на результат интеллектуальной собственности восполнил пробел, существовавший с момента внесения изменений в Гражданский кодекс РФ в 2014 году. В соответствии с регламентом срок предоставления данной государственной услуги составляет 68 рабочих дней со дня поступления заявления в Роспатент.

Приказ Роспатента от 05.04.2016 № 49

Интересным дополнением стал приказ, устанавливающий особенности регистрации и использования результатов интеллектуальной деятельности, связанных с FIFA в период подготовки и проведения спортивных соревнований. Данный приказ был принят во исполнение Федерального закона № 108-ФЗ и предусматривает сокращенные сроки осуществления регистрационных действий при предоставлении правовой охраны символике FIFA.

Дорогу российскому оборудованию!

DENTONS. ТОП-10 основных изменений законодательства за 2016 год:  ИС, ИТ и массовые коммуникации. Рис. 7
Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Правительством РФ установлены ограничения на допуск определенных категорий электроники к участию в государственных закупках. Среди товаров, в отношении которых введены ограничения, перечислены портативные компьютеры, оргтехника (принтеры, сканеры и т.д.), а также иные виды электронного оборудования различного назначения, включая телекоммуникационное оборудование. Государственные и муниципальные заказчики обязаны отклонять все заявки, содержащие предложения о поставке такой продукции, если она происходит из иностранных государств, за исключением государств – членов ЕАЭС. Данная обязанность действует только в том случае, если на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, которые содержат предложения о поставке соответствующей радиоэлектронной продукции, производимой на территории Российской Федерации или государств – членов ЕАЭС. Помимо ограничений как таковых, Постановление Правительства РФ также предусматривает критерии отнесения продукции к произведенной в Российской Федерации (ЕАЭС), а также документы, подтверждающие страну происхождения оборудования.

Мобильный корпоративный кошелек

DENTONS. ТОП-10 основных изменений законодательства за 2016 год:  ИС, ИТ и массовые коммуникации. Рис. 8
Федеральный закон от 03.07.2016 № 288-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законодательство о национальной платежной системе дополнено рядом норм, закрепляющих право абонента ? юридического лица использовать денежные средства, внесенные в качестве аванса за корпоративную связь, для пополнения электронных кошельков физических лиц. Эта возможность поставлена в зависимость от ряда условий (таких как наличие договора или иного основания, в силу которого физическое лицо, кошелек которого пополняется, действует в интересах абонента ? юридического лица, а также наличие специального соглашения между физическим лицом и оператором связи).



Усы, лапы и электронная подпись – вот мои документы!

DENTONS. ТОП-10 основных изменений законодательства за 2016 год:  ИС, ИТ и массовые коммуникации. Рис. 9
Федеральный закон от 23.06.2016 № 191-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Законодательство Российской Федерации продолжает движение в сторону упрощения механизмов идентификации клиентов финансовых организаций. Согласно новым нормам, вступившим в силу с 1 сентября 2016 года, кредитная организация вправе открыть банковский счет российскому юридическому лицу без личного присутствия её представителя в случае, если генеральный директор такого юридического лица ранее был идентифицирован соответствующей кредитной организацией в его присутствии. Вместе с тем, процедура открытия счета в таком случае осложняется обязанностью генерального директора юридического лица использовать усиленную квалифицированную электронную подпись при предоставлении кредитной организации сведений, необходимых для открытия счета.

Кто архитектурный проект заказывает, тот его и реализует

DENTONS. ТОП-10 основных изменений законодательства за 2016 год:  ИС, ИТ и массовые коммуникации. Рис. 10
Федеральный закон от 03.07.2016 № 314-ФЗ «О внесении изменений в статью 1294 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Установлены особенности заключения контрактов в сфере градостроительства и архитектуры. Так, контракт на создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства должен содержать условие о том, что «исключительное право на использование такого произведения путем разработки проектной документации и реализации произведения» принадлежит государственному или муниципальному заказчику. Приведенная формулировка оставляет пространство для сомнений, идет ли речь об исключительном праве или же о предоставлении права использования на условиях исключительной лицензии.

Контракт должен предусматривать право заказчика многократно использовать проектную документацию, разработанную на основе произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, без согласия его автора. Установлено, что автор такого произведения не вправе требовать заключения с ним контракта на разработку проектной документации, а соответствующий исполнитель должен определяться посредством конкурентных процедур.

Наконец, контракты, предметом которых является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, также должны содержать условия о принадлежности исключительного права на результаты выполненных работ государственному или муниципальному заказчику.

Корреспондирующие изменения были внесены в ст. 1294 Гражданского кодекса РФ и Федеральный закон № 44-ФЗ. Согласно пояснительной записке изменения направлены, в том числе, на минимизацию бюджетных расходов при повторном использовании проектной документации, разработанной за счет или с привлечением бюджетных денежных средств.

Виктор НАУМОВ, руководитель российской практики Dentons в области ИС, ИТ и телекоммуникаций, управляющий партнер санкт-петербургского офиса Dentons

Опубликовано 24.01.2017

Похожие статьи