«МегаФон», Mail.Ru Group, РФПИ и Alibaba создают крупнейшую e-commerce-платформу: все подробности

Логотип компании
«МегаФон», Mail.Ru Group, РФПИ и Alibaba создают крупнейшую e-commerce-платформу: все подробности
Все подробности о совместном предприятии AliExpress Russia, создаваемом компаниями «МегаФон», Mail.Ru Group, РФПИ и Alibaba Group.

В рамках Восточного экономического форума, который прошел во Владивостоке с 11 по 13 сентября 2018 года, компании «МегаФон», Mail.Ru Group, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и Alibaba Group объявили о создании совместного предприятия AliExpress Russia. Сделка, стоимость которой оценивается в сумму порядка $2 млрд, уже названа самой крупной в российском сегменте электронной коммерции и знаковой для всей мировой технологической отрасли. Новое СП позволит локализовать в России китайские технологии, откроет российскому бизнесу доступ к базе клиентов Alibaba Group в Азии, а СП AliExpress Russia получит выход на интернет-аудиторию Mail.ru Group.

В СП AliExpress Russia войдут российские активы Alibaba Group и ее трансграничные операции, в том числе активы международной торговой площадки AliExpress и российской b2c-площадки Tmall. Alibaba Group намерена также провести дополнительные инвестиции в проект. По сведениям из информированных источников, РФПИ и Alibaba Group вложат средства в единую холдинговую структуру через покупку ее привилегированных акций. РФПИ, помимо этого, выкупит у китайской компании часть обыкновенных акций, и тоже произведет дополнительные инвестиции в сделку.

Вкладом Mail.ru Group в совместный бизнес станут денежные средства, услуги по интеграции AliExpress Russia с экосистемой интернет-компании и интернет-маркетплейс Pandao.

Трем российским участникам СП будут предоставлены в его капитале миноритарные доли: «МегаФону» - 24%, Mail.ru Group - 15%, РФПИ - 13%. В сумме они позволят российской стороне контролировать свыше 50% AliExpress Russia. Китайский гигант интернет-торговли, в свою очередь, будет иметь в объединенном бизнесе 48%, а также впервые выступит в роли серьезного инвестора в российский сегмент e-commerce: в рамках сделки ему будет переданы 10% Mail.ru Group, которые сейчас принадлежит оператору «МегаФон».

Вложенные инвесторами в проект средства будут направлены на развитие как уже существующего бизнеса, так и новых направлений, в развитие новых технологий и системы логистики, а также в локализацию технологий Alibaba Group на территории России. Важным направлением, в которое планируется направить сотни миллионов долларов инвестиций в течение ряда лет, партнеры называют развитие систем и технологий искусственного интеллекта. Например, рамочное соглашение подразумевает построение в России обширного центра для развития технологий ИИ. По мнению партнеров, внедрение подобных технологий позволит российским компаниям повысить свою продуктивность на десятки процентов и, как следствие, предоставит возможность конкурировать с мировыми компаниями-лидерами отрасли. Сегодня на рынке ИИ-технологий Россия является одной из ведущих стран, и к тому же, располагает наиболее образованным и продвинутым кадровым составом в этой области.

В планах партнеров – создание в России нового собственного ЦОДа. Новые мощности будут обслуживать все IT-операции, совершенные в рамках СП AliExpress Russia, и храниться персональные данные российских пользователей. Не исключено, что ему же будет передано обслуживание российских транзакций торговых электронных площадок AliExpress и Tmall, принадлежащих Alibaba Group. Таким образом, все данные, которые будут использоваться участниками в рамках нового СП, смогут обрабатываться и храниться на территории РФ, что повысит информационную безопасность страны и позволит соблюсти нормы закона о хранении персональных данных в России (№ 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях» от 21 июля 2014 г.).

Кроме того, собственный дата-центр позволит СП разрабатывать сервисы специально для российских пользователей. Сообщается также, что для совершения транзакций российские клиенты смогут пользоваться отечественными платежными системами. Скорее всего, речь идет об оплате покупок с помощью карт российской национальной платёжной системы «МИР».

Не исключено, полагают участники СП, что совместные инвестиции будут направлены и в другие виды бизнеса, включая FoodTech. Например, в портфеле Mail.ru Group находятся, в том числе, сервис доставки еды Delivery Club, сервис частных объявлений «Юла» и агрегатор такси «Ситимобиль».

Сделка, о которой объявили партнеры, уже получила статус не только самой крупной за всю историю существования российской отрасли интернет-коммерции, но и важнейшей для всей мировой технологической отрасли. В ее рамках гиганты интернет-рынка Alibaba Group и Mail.ru Group планируют обмен трафиком и продуктовыми инициативами. Так, AliExpress Russia получит доступ к аудитории Mail.ru Group в социальных сетях, мессенджерах, электронной почте и онлайн-играх, численность которой оценивается в 100 млн человек. В свою очередь, российским предприятиям, в основном из сегмента малого и среднего бизнеса, будет предоставлен доступ к экосистеме Alibaba Group, позволяющей продавать товары в своей стране и за рубежом. В настоящее время база клиентов Alibaba Group в Китае, Юго-Восточной Азии, Турции, Европе, Индии и других странах насчитывает свыше 600 млн потребителей.

Переговоры о создании совместного предприятия с Alibaba Group фонд РФПИ начал около двух лет назад. На начальных этапах переговоров планировались совместные инвестиции в развитие логистической инфраструктуры российского интернета. Однако, по мере обсуждения проекта, стороны пришли к решению о более обширном партнерстве, которое будет включать в себя не только проекты в области логистики, но и основной бизнес (электронную коммерцию и искусственный интеллект), и, к тому же, предоставит ведущую роль российской стороне.

В настоящее время участники будущего СП подписали соглашение, разработали совместную «дорожную карту» по локализации продуктов Alibaba и поддержке локальных российских предприятий. Сделку, которая потребует одобрения Федеральной антимонопольной службы и, возможно, других регуляторов РФ, предполагается полностью закрыть к концу текущего 2018 года. Тогда же появится информация о составе совета директоров и главе нового предприятия.

Как отметил генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев в беседе с представителями СМИ, в лице компании Alibaba, капитализация которой превышает $420 млрд, оборот на российском рынке составляет несколько млрд долларов в год, а его ежегодный прирост достигает 50%, Россия получила очень важного и мощного партнера. Эта сделка поможет совершить технологический прорыв, который наша страна планирует в рамках построения цифровой экономики.

Своим ближайшим конкурентом участники проекта уже назвали платформу трансграничной электронной торговли на базе «Яндекс.Маркета», запуск которой намечен на октябрь текущего года. Однако не исключено, что в будущем две крупнейшие интернет-платформы смогут создавать и развивать общие проекты.

Интересно отметить, что за период с 2011 г. РФПИ, созданный специально для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, уже инвестировал в проекты по замещению импорта, модернизацию экономики и привлечению новых технологий и кадров порядка 100 млрд руб. Объем инвестиций в эти проекты со-инвесторов фонда достиг 1,2 трлн руб. Традиционными технологическими партнерами РФПИ являются сегодня фонд Mubadala (ОАЭ), Public Investment Fund (Саудовская Аравия), Суверенный фонд Китая (China Investment Corporation), Банк международного развития Японии JBIC.

В обозримом будущем РФПИ планирует произвести инвестиции еще в 50 наиболее перспективных российских технологических компаний, что позволит последним расширить свою деятельность за рубежом. В их числе - Dakaitaowa (первая интернет-платформа Китая, созданная российскими инвесторами для продвижения отечественных товаров на рынке Китая, включая упаковку российских товаров, их рекламу на китайском рынке и доставку в Китай), производитель умных браслетов HealBe, позволяющих вести точный подсчет не только потраченных, но и потребленных калорий, и компания-производитель дронов, оснащенных эффективной технологией распыления удобрений.

Опубликовано 14.09.2018

Похожие статьи